2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
Назначение и требования к подсистеме ВТП. Традиционно из года в год независимо от уменьшения объема перевозок железные дороги несут большие потери из-за несогласованного подвода вагонов и судов в морские и речные порты. Железные дороги способны перевозить предъявляемые грузы, порты способны их переработать. Но неувязка получается в сроках. Вагоны с углем, например, из Кузбасса, за 7 сут преодолевшие расстояние в пять тысяч километров, стоят на Северо-Кавказской железной дороге по 20... 30 сут в ожидании подхода морских судов. Из-за этого МПС теряет более миллиарда рублей вгод[2].
Причин несколько. Главная из них — отсутствие единого информационного пространства в транспортном узле. АСУ порта и станции Новороссийск работают изолированно. Вагоны в порт поступают разрозненно. Дробление отправок даже одного грузоотправителя происходит из-за большого числа экспедиторов. Велики задержки при обработке перевозочных документов, поскольку в их оформлении участвует около 20 подразделений. Участники перевозок действуют обособленно, руководствуясь собственными интересами. Нефтеемкости на нефтеперевалочной базе закреплены за отдельными фирмами, что снижает перерабатывающую способность.
Напрашивается решение о создании центра по управлению припортовыми станциями Северо-кавказской железной дороги, в основу работы каждого транспортного узла должны быть положены комплексные технологические процессы, основанные на повагонной модели ДИСПАРК, определяющей достоверное наличие направляемых в адрес портов вагонов и грузов, предъявленных на всех РЖД в реальном масштабе времени.
На первом этапе внедрения подсистема ВТП предназначена для контроля и регулирования перевозок внешнеторговых грузов путем автоматизации получения оперативной информации о погрузке и наличии в движении на дорогах, а также накопления данных о перевозках внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы.
Основная цель — обеспечение руководящего аппарата ЦД МПС и железных дорог оперативной информацией о погрузке и наличии в движении на дорогах внешнеторговых грузов для принятия эффективных и своевременных мер по управлению этими видами перевозок и проведения различных видов анализа.
Погрузка внешнеторговых грузов составляет свыше 20 % общесетевого уровня. В связи с тем что расчеты за перевозки внешнеторговых грузов осуществляются на условиях предоплаты и реальными деньгами, влияние этих перевозок на финансовое положение железных дорог и железнодорожного транспорта в целом чрезвычайно велико.
Внешнеторговые перевозки осуществляются через 43 межгосударственных стыковых пункта (сухопутные пограничные переходы) и 59 станций, примыкающих к морским и речным портам. Доля внещ. неторговых перевозок, осуществляемых через морские и речные порты, составляет по экспорту около 40 % и по импорту около 45 %. Из-за невыполнения норм выгрузки портами регулярно недовыгру-жается около 20 тыс. вагонов. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования управления этими видами перевозок на основе современных информационных технологий управления.
Функции подсистемы. Подсистема ВТП состоит из пяти функциональных комплексов: погрузка экспортных грузов (ЭКСПОРТ); поступление импортных грузов (ИМПОРТ); продвижение транзитных грузов (ТРАНЗИТ); учет наличия вагонов с экспортными грузами на пограничных переходах (НАЛИЧИЕ); контроль движения на дорогах России вагонов с экспортными грузами (ДВИЖЕНИЕ).
Комплексы предназначены:
ЭКСПОРТ — для формирования ежесуточных данных о погрузке экспортных грузов, выдачи этой информации в ЦД МПС и накопления отчетных данных о погрузке экспортных грузов;
ИМПОРТ — для формирования ежесуточных данных о погрузке на пограничных переходах и припортовых станциях РЖД импортных грузов, а также приема импортных грузов на пограничных переходах , со странами СНГ и Балтии;
ТРАНЗИТ — для формирования ежесуточных данных о погрузке (в тоннах) на пограничных переходах и припортовых станциях РЖД транзитных грузов, адресованных в страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья транзитом через железные дороги России. В этом же комплексе формируются ежесуточные данные о приеме (в тоннах) транзитных грузов на пограничных переходах с железными дорогами, имеющими одинаковую с РЖД ширину колеи (Финляндия, страны СНГ и Балтии, Монголия).
При погрузке и приеме транзитных грузов назначением в страны дальнего зарубежья отчет должен содержать данные о количестве груза, перевозимого транзитом по России и отдельно по каждой стране СНГ.
При погрузке и приеме транзитных грузов назначением в страны СНГ отчет должен содержать данные о количестве груза, перевозимого транзитом только по России.
Комплекс НАЛИЧИЕ предназначен для формирования ежесуточных данных о наличии вагонов с экспортными грузами на каждом пограничном переходе или припортовой станции.
ДВИЖЕНИЕ — для формирования ежесуточных данных о наличии в движении на железных дорогах России вагонов с экспортными грузами.
Подсистема ВТП обеспечивает автоматизированную обработку поступающих в систему данных, включая обмен данными с другими системами через коммуникационную сеть как в интерактивном режиме, так и в режиме обмена сообщениями, преобразование документов в стандарт сообщений и обратно, учет и архивацию обрабатываемой информации, вывод информации на мониторы, создание твердых копий.
ВТП является открытой подсистемой, позволяющей проводить необходимые модернизации и непрерывное развитие при минимальных трудозатратах, поскольку базируется на типовых решениях, принятых вДИСПАРК.
Программное обеспечение подсистемы включает в себя совокупность прикладных программ, реализующих поиск и обработку информации в базах данных мейнфреймов, загрузку и передачу оперативных отчетов и справок на серверы КИВС, выдачу оперативных отчетных данных аппарату ЦД МПС по указанным функциональным комплексам.
Комплекс ЭКСПОРТ ВТП обеспечивает выполнение следующих функций: оперативный учет погрузки экспортных грузов; накопление базы статистических данных о погрузке экспортных грузов за отчетный период (сутки, месяц, квартал, полугодие, год); обеспечение доступа к базе данных экспортных грузов для обработки запросов, поступающих от АРМ отделов перевозок внешнеторговых грузов; формирование и выдача выходных документов на АРМ отдела перевозок внешнеторговых грузов на твердые копии.
Комплекс ИМПОРТ ВТП обеспечивает выполнение следующих функций: оперативный учет погрузки и приема импортных грузов;
накопление базы статистических данных о погрузке и приеме импортных грузов за отчетный период (сутки, месяц, квартал, полугодие, год); обеспечение доступа к базе данных перевозки импортных грузов для обработки запросов, поступающих от АРМ отдела перевозок внешнеторговых грузов; формирование и выдача выходных Документов на АРМ отдела перевозок внешнеторговых грузов и на твердые копии.
Комплекс ТРАНЗИТ обеспечивает выполнение следующих функций: оперативный учет погрузки и приема транзитных грузов; накопление базы статистических данных о погрузке и приеме транзитных Цэузов за отчетный период (сутки, месяц, квартал, полугодие, год);
обеспечение доступа к базе данных перевозки транзитных грузов для обработки запросов, поступающих от АРМ отдела перевозок внешнеторговых грузов; формирование и выдача выходных документов на АРМ отдела перевозок внешнеторговых грузов и на твердые копии.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки