3.1 Назначение и цели создания дцуп
Предпосылки создания ЦУП
Неадекватность полигона управления технологии эксплуатационной работы:
наличие межотделенческих стыков при передаче поездов между отделениями;
органичения длины диспетчесрких участков границами отделений;
несоответствие зонного способа обращения локомотивов и полигонов управления локомотивными диспетчерами, дежурными по отделениям;
рационализация композиции полигонов с учетом управления диспетчерскими кругами и их разделения по технологическим признакам
Наличие излишних звеньев управления в поездной и грузовой работе
большие затраты времени на межуровневое взаимодействие, наличие искажений информации в процессе ее передачи и переработки;
большая продолжительность каждого этапа управления (сбор, обработка, передача пользователю информации и т. п. );
недостатоное качество планирования эксплуатационной работы и эффективность использования подвижного состава;
низкая оперативность и качество воздействия на перевозочный процесс;
недостаточное реагирование на потребности пользователей транспортных услуг;
несвоевременное удовлетворение заявок на транспортные услуги;
недостаточная полнота информации, используемой для планирования эксплуатационной работы, потери времени при осуществлении процесса планирования;
неадекватность контингента на объектах управления, наличие промежуточных звеньев в сборе и предаче данных;
требования к улучшению условий труда оперативно-диспетчерского персонала
Неадекватность информационной модели состоянию и мерам оперативного управления:
малый полигон на отделенческом уровне для принятия оперативных мер регулирования транспортными средствами,что приводит к неадекватным мерам оперативного управления
высокий уровень неопределенности информации об объектах управления в следствие разрозненной единой модели состояния перевозочного процесса на полигоне Белорусской железной дороги и объективного ее анализа и контроля;
низкая точность принятия управленческих решений оперативными работниками в следствие повышения качества их информационного обеспечения, необходимость оптимизации разделения полигона на объекты управления, слаженного взаимодействия между работниками в системе взаимного подчинения и контроля;
необходимость организации работы ЦУП с привлечением современных информационных технологий и технических решений значительно сокращающих капиталоемкость оборудования и повышающих эффективность решения производственных задач оперативным персоналом
Существуюшая система диспетчерского управления не соответствует возможностям новым возможностям технических средств и их эффективного использования:
средств связи,
информационных технологий о состоянии и работе транспортных объектов и средств;
автоматизированным системам ведения графика;
микропроцессорных систем управления движением поездов на участках
ЦУП представляет интегрированную систему оперативного управления перевозочным процессом на полигоне железной дороги на основе контроля состояния основных объектов управления, анализа выполнения ими производственной деятельности, принятия и реализации оперативных мер регулирования эксплуатационной деятельностью.
ЦУП является подразделением дорожного уровня, обеспечивающим оперативное руководство работой выделенных технологических объектов: железнодорожных участков и технических станций (с подразделениями, участвующими в работе данных объектов), объединенными в составы отделений (по структурному принципу) или в состав железнодорожных направлений (по технологическому принципу).
Дорожный ЦУП предназначен для:
реализации современных принципов оперативного руководства перевозочной деятельности на полигоне дороги на основе современных информационных технологий, автоматизации функций информационного обеспечения управления и принятия решений;
достижения нового качественного уровня управления объектами железной дороги за счет применения новых прогрессивных методик и практики работы в современных экономических условиях;
оптимизации технологии перевозочного процесса за счет повышения информативности его составляющих с вытекающей отсюда возможностью оперативного реагирования на изменение ситуации;
для усиления функций взаимодействия оперативных работников всех служб, участвующих в обеспечении перевозок на основе создания единой системы информационного обеспечения о функционировании технологических процессоав и работы технических устройств и подвижного состава;
оптимального управления производственными ресурсами;
минимизации неэффективных и необоснованных затрат в сфере организации перевозок.
Дорожный уровень управления в ЦУП реализуется тремя управленческими звеньями:
звено верхнего административного уровня руководства;
звено инженерно-технического обеспечения;
звено оперативного управления перевозочной деятельностью.
В процессе функционирования ЦУП обеспечивает информационный обмен и взаимодействие с объектами линейного и отделенческого уровней, а также оперативными и иными подразделениями служб дороги.
ЦУП основывается на комплексе автоматизированных рабочих мест, устанавливаемых у работников аппарата оперативно-распорядительного отдела службы перевозок, а также оперативных, инженерно-технических работников и руководителей подразделений служб Управлении дороги, которые выполняют деятельность, направленную на обеспечение целей и задач функционирования ЦУП. АРМ персонала функционируют в единой информационной сети на базе взаимосвязи с сервером и человеко-машинных процедур диалогового режима работы с данными. Человеко-машинные процедуры охватывают основные задачи оперативного контроля и управления перевозочным процессом. Комплекс технического, математического, программного, технологического, организационного и информационного обеспечения образует комплексную информационно-вычислительную систему ЦУП.
Целью создания ЦУП является формирование интегрированной системы автоматизированного контроля и управления поездной, грузовой и коммерческой работой на дорожном уровне, позволяющей повысить эффективность перевозочного процесса.
Внедрение ЦУП должно обеспечивать:
в организационном плане:
подготовку организационной, технической и технологической базы для дальнейшего совершенствования системы оперативного управления дорогой и перехода на двухуровневую систему;
оптимизацию структуры управления на дорожном уровне;
оптимизацию функционального распределения в ЦУП;
оптимизацию функционального взаимодействия ЦУП и смежных подразделений;
в техническом плане:
применение технических средств, повышающих качество информации о состоянии объектов управления и ускоряющих реализацию управленческих решений;
максимальная автоматизация процессов сбора, обработки данных и выбора управленческих решений задач организации перевозок;
автоматизация процессов взаимодействия между персоналом ЦУП и иными работниками, участвующими в организации перевозок;
в экономическом плане:
повышение эффективности использования технических ресурсов и подвижного состава;
снижение эксплуатационных расходов, связанных с организацией и продвижением вагонопотоков;
в социальном плане:
создание эргономических, психофизиологических и иных условий, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности персонала ЦУП;
снижение трудоемкости при выполнении производственных операций;
повышение мотивации труда.
3.2 Характеристика ЦУП и требования к его описанию
Объектом управления ЦУП является полигон сети железной дороги с выделением производственных объектов: станций, железнодорожных участков, отделений железной дороги и предприятий, обеспечивающих организацию перевозки грузов и пассажиров на станциях и участках (локомотивные депо, вагонные депо, дистанции сигнализации и связи, дистанции пути, дистанции электроснабжения, вокзалы и иные предприятия).
Полигон сети железной дороги для оперативного управления в ЦУП, в зависимости от топологических особенностей может агрегироваться в районы управления (дорожные круги).
Районы управления (дорожный круг) представляют собой железнодорожные полигоны, предопределяющие ритмичную работу полигонов сети БЧ, так как в них происходит взаимодействие и взаимное влияние совокупности железнодорожных участков, сортировочных, участковых, пассажирских и иных категорий станций и предприятий, участвующих в обслуживании поездов, вагонов. Все объекты РУ, его подсистемы являются многофункциональными. Все элементы РУ находятся в постоянной (регулярной) взаимосвязи функционально, по обслуживанию транспортного потока. Совокупность районов управления (дорожных кругов) составляет полигон управления БЧ.
Возможно два принципа формирования РУ:
по административно-территориальному принципу: в состав РУ включаются полигоны сети отделений БЧ (рисунок 3.1):
первый район управления: полигон сети Минского и Витебского отделений БЧ;
второй район управления: полигон сети Барановичского и Брестcкого отделений БЧ;
третий район управления: полигон сети Гомельского и Могилевского отделений БЧ;
по технологическому принципу: в состав РУ включаются полигоны сети отдельных направлений БЧ (в том числе части транспортных коридоров) (рисунок 3.2):
первый район управления: полигон сети железнодорожного направления Красное – Брест (часть второго критского коридора) с прилегающими участками;
второй район управления: полигон сети железнодорожного направления Гомель – Гудогай (часть девятого критского коридора) с прилегающими участками;
третий район управления: полигон сети железнодорожного направления Калинковичи – Витебск (часть девятого критского коридора) с прилегающими участками.
Предметом управления ЦУП дорожного уровня являются:
грузопотоки:
вагонопотоки:
поездопотоки:
локомотивопотоки
Основные виды эксплуатационной деятельности ЦУП:
оперативное планирование и контроль за выполнением плана эксплуатационной работы железной дороги и его подразделений (отделений дорог, дорожных кругов);
организация и контроль за формированием и пропуском вагонопотоков на полигоне железной дороги;
руководство движением грузовых и пассажирских поездов на полигоне железной дороги;
организация и контроль за обеспечением погрузки и выгрузки грузов, развозом местного груза на дороге и отделениях;
организация и контроль за обеспечением эксплуатационной работы локомотивами и локомотивными бригадами;
контроль за состоянием технических средств и подвижного состава на полигоне РУ.
Все объекты, функционирующие в рамках района управления (дорожного круга) для регламентации их основных характеристик разделены на две группы: динамические и стационарные. При этом на уровне ЦУП необходимо иметь информацию об объектах всех уровней управления (линейный уровень, отделения, дорога).
Нижестоящие объекты списка во многих случаях входят в состав вышестоящих, при этом основные характеристики последних становятся интегрированными. Одной из задач классификации является исключение дублирования излишней информации по разным объектам.
Требования к функциям ЦУП
Подсистема 1 – Контроль за движением грузовых и пассажирских поездов и локомотивов на полигоне дороги
прием и сдача пассажирских и грузовых поездов, поездных локомотивов по межгосударственнами и внутридорожным стыковым пунктам ;
прием и отправление поездов отправление пассажирского поезда по выделенным станциям дороги;
проследование пассажирских поездов по участкам и маршрутам;
прием и отправление грузовых поездов, поездных локомотивов по выделенным станциям;
проследование грузовых поездов по участкам дороги;
наличие грузовых и пассажирских поездов на железнодорожных участках ( в том числе локомотивов, следующих резервом);
наличие и дислокация поездов, в составе которых имеются вагоны с опасными грузами;
наличие и дислокация брошенных поездов на дороге;
прием и отправление поездов отдельных категорий:
длинносоставных, повышенной длины и соединенного поезда;
поездов с негабаритными и опасными грузами;
поездов с живностью;
информация о поезде (в том числе поиск поезда по его номеру и индексу);
события с поездом;
учет задержек поездов у входных сигналов;
оценка графика исполненного движения поездов;
корректировка графика движения поездов (оперативная отмена или назначение поездов);
Контроль осуществляется по выделенным станциям полгона дороги на основе сообщений о прибытии, отправлении или проследовании поездов. станциях.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки