logo
Функциональные системы- 2 семестр

12.1 Общие положения

На Белорусской железной дороге и дорогах стран СНГ на протяжении последних лет успешно осуществляются мероприятия по созданию автоматизированных систем управления сортировочными станциями (АСУ СС).

В рамках существующих АСУ СС выполняются информационно-спра-вочные операции, учет и поиск вагонов по станции, составляются различные формы оперативной отчетности, ведется архив станции, передаются и принимаются справки о наличии вагонов, составов на станции и на подходах и т. д.

Разработкой программного и технического обеспечения для автоматизации работы сортировочных станций занимается ряд конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Однако наибольшего успеха на данный момент добились разработчики научно-производственного объединения «АГАТ» (г. Минск).

Отличительными особенностями АСУ СС «АГАТ» от других разработок являются высокая степень совместимости технического, информационного и программного обеспечения, дружественный и интуитивно понятный интерфейс пользователя, высокий уровень надежности.

АСУ СС «АГАТ» по своей структуре является открытой системой. Она может развиваться в двух направлениях:

  1. расширение спектра решаемых задач, в первую очередь оперативно-технологических;

  2. создание интегрированной системы управления линейным районом.

Для сортировочных станций остро стоит вопрос ведения вагонной модели. Вагонная модель должна отражать все операции о перемещении вагонов между элементами модели, фиксировать операции об изменении состояния вагонов (прицепка/отцепка, погрузка/выгрузка и др.). Полнота и достоверность этой информации должна приближаться к 100 %.

Сбор основной части информации, связанной с погрузкой вагонов, должен осуществляться в оперативном режиме через внедряемые на станциях АРМы, обеспечивающие регистрацию и передачу данных в объёме сведений перевозочного документа с необходимым логическим контролем.

Еще одной задачей, решаемой при автоматизации работы станций является управление работой сортировочных устройств. Для выполнения процессов расформирования-формирования на сортировочных станциях используют горки большой и малой мощности, а также вытяжные пути.

Управление работой сортировочных устройств включает из управление процессом скатывания отцепов с горки и управления технологическими процессами расформирования-формирования составов. На горках составы расформировываются под действием силы тяги локомотива (силы толкания) и кинетической энергии, возникающей при скатывании отцепа. В функции автоматизированной системы в данном процессе входит управление горочными замедлителями и перевод стрелок без участия человека.

Решение задачи автоматизации управления сортировочной работой осуществлялось постепенно. Начиная с 1948 года горки начали оборудоваться системами централизованного управления стрелками и замедлителями. Управление электрической централизацией и работой замедлителей осуществлялось при помощи специальных пультов управления.

С 1960 года в системе управления стрелочными переводами начали применять приборы в блочном исполнении на реле типа РНК (БГАЦ-ЦНИИ). Дальнейшим развитием системы управления стрелочными переводами на горке явилась горочная автоматическая централизация с контролем роспуска (ГАЦ КР). С начала 80-х годов были развернуты работы по созданию ГАЦ на микропроцессорах и микроЭВМ. Современные ГАЦ позволяют производить роспуск составов в автоматическом режиме и полностью отказаться от работы регулировщиков скоростей.

Сортировочная станция – это многозадачная система в которой параллельно выполняется множество технологических процессов. В полном объеме автоматизация работы сортировочной станции – достаточно сложная задача. Однако только в условиях функционирования АСУ возможно оперативное и качественное управление поездо-, вагоно- и грузопотоками, перерабатываемыми на станции.