12.1 Общие положения
На Белорусской железной дороге и дорогах стран СНГ на протяжении последних лет успешно осуществляются мероприятия по созданию автоматизированных систем управления сортировочными станциями (АСУ СС).
В рамках существующих АСУ СС выполняются информационно-спра-вочные операции, учет и поиск вагонов по станции, составляются различные формы оперативной отчетности, ведется архив станции, передаются и принимаются справки о наличии вагонов, составов на станции и на подходах и т. д.
Разработкой программного и технического обеспечения для автоматизации работы сортировочных станций занимается ряд конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Однако наибольшего успеха на данный момент добились разработчики научно-производственного объединения «АГАТ» (г. Минск).
Отличительными особенностями АСУ СС «АГАТ» от других разработок являются высокая степень совместимости технического, информационного и программного обеспечения, дружественный и интуитивно понятный интерфейс пользователя, высокий уровень надежности.
АСУ СС «АГАТ» по своей структуре является открытой системой. Она может развиваться в двух направлениях:
расширение спектра решаемых задач, в первую очередь оперативно-технологических;
создание интегрированной системы управления линейным районом.
Для сортировочных станций остро стоит вопрос ведения вагонной модели. Вагонная модель должна отражать все операции о перемещении вагонов между элементами модели, фиксировать операции об изменении состояния вагонов (прицепка/отцепка, погрузка/выгрузка и др.). Полнота и достоверность этой информации должна приближаться к 100 %.
Сбор основной части информации, связанной с погрузкой вагонов, должен осуществляться в оперативном режиме через внедряемые на станциях АРМы, обеспечивающие регистрацию и передачу данных в объёме сведений перевозочного документа с необходимым логическим контролем.
Еще одной задачей, решаемой при автоматизации работы станций является управление работой сортировочных устройств. Для выполнения процессов расформирования-формирования на сортировочных станциях используют горки большой и малой мощности, а также вытяжные пути.
Управление работой сортировочных устройств включает из управление процессом скатывания отцепов с горки и управления технологическими процессами расформирования-формирования составов. На горках составы расформировываются под действием силы тяги локомотива (силы толкания) и кинетической энергии, возникающей при скатывании отцепа. В функции автоматизированной системы в данном процессе входит управление горочными замедлителями и перевод стрелок без участия человека.
Решение задачи автоматизации управления сортировочной работой осуществлялось постепенно. Начиная с 1948 года горки начали оборудоваться системами централизованного управления стрелками и замедлителями. Управление электрической централизацией и работой замедлителей осуществлялось при помощи специальных пультов управления.
С 1960 года в системе управления стрелочными переводами начали применять приборы в блочном исполнении на реле типа РНК (БГАЦ-ЦНИИ). Дальнейшим развитием системы управления стрелочными переводами на горке явилась горочная автоматическая централизация с контролем роспуска (ГАЦ КР). С начала 80-х годов были развернуты работы по созданию ГАЦ на микропроцессорах и микроЭВМ. Современные ГАЦ позволяют производить роспуск составов в автоматическом режиме и полностью отказаться от работы регулировщиков скоростей.
Сортировочная станция – это многозадачная система в которой параллельно выполняется множество технологических процессов. В полном объеме автоматизация работы сортировочной станции – достаточно сложная задача. Однако только в условиях функционирования АСУ возможно оперативное и качественное управление поездо-, вагоно- и грузопотоками, перерабатываемыми на станции.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки