11.1 Предпосылки создания экспертных систем
Развивающаяся рыночная экономика требует решения на станциях оперативных задач принципиально новыми методами. Данные задачи связаны с непрерывным и всесторонним совершенствованием организации производства и повышением его эффективности, со стратегическим планированием, которое призвано обеспечить необходимый уровень качества работы. В новых условиях требуется проведение экономического анализа и оптимизации планов развития станций с учетом рационального использования возможных кредитов и прогнозируемой прибыли.
Разработка рациональной маркетинговой политики, обеспечивающей получение достаточной прибыли, а также контроль за рациональным ее распределением и использованием требуют применения системного анализа и экономико-математических методов. Важность применения современных методов теории принятия оптимальных решений возрастает в условиях появления фактора риска, являющегося неотъемлемой частью любой предпринимательской деятельности в условиях рынка.
Очевидно, что решение данных вопросов вызывает рост потоков информации и, как следствие, появление нового класса проблем управления. Важнейшим фактором становится управление информацией, включая данные и знания.
Применяемые АСУ в основном ориентированы на выполнение учетно-контрольных и справочных функций. В этой ситуации важнейшие решения, определяющие стратегию и тактику развития станции и ее технологических зон (парков, маневровых ресурсов, грузовых фронтов, складов и т. д) принимаются административным аппаратом практически без помощи АСУ. Такое положение обусловлено отсутствием оптимизационной системы выработки управленческих решений в рамках АСУ. Конечный пользователь не взаимодействует активно с системой в ходе принятия оптимальных управленческих решений, его производственный опыт используется в АСУ с малой эффективностью. Исследования в области автоматизации конторских работ не должны отвлекать разработчиков от создания АСУ производством на грузовой станции.
Информационные потоки, циркулирующие в рамках АСУ, необходимо сделать активной составляющей процесса принятия управленческих решений. Необходимо преодолеть существующую пассивность при использовании выходных форм макетов и документов в рамках информационно-справочной системы (первого этапа создания АСУ). В то же время имеющийся опыт показывает, что един из важных источников эффективности АСУ - это широкое применение в них оптимизационных задач,
Целью создания информационной технологии должно быть обеспечение максимальной гибкости в улучшении административных процедур в условиях динамично изменяющейся обстановки на станции. Автоматизированная система должна не только облегчать, но и улучшать управление работой станции. Для достижения этой цели необходим переход от информационной системы, задачей которой является хранение информации и выдача ее по запросам лиц, принимающих решения, к информационно-советующей и информационно-управляющей системам, позволяющим определять оптимальный режим функционирования станции. Кроме того, интегрированная опмитизационная система должна обеспечивать условия оптимального режима работы станции не только в процессе эксплуатации, но и на стадии стратегического управления, т.е. на этапе проектирования, реконструкции или разработки нового технологического процесса.
Повышение эффективности функционирования автоматизированных систем достигается комбинированным использованием различных типов автоматизированных человеко-машинных систем принятия оптимальных управленческих решений (АСПУР): поддержки и обеспечения принятия решений (СППР и СОПР); оптимизационного моделирования (СОМ) и экспертных систем (ЭС). Тип применяемой АСПУР зависит от уровня управления (стратегического, тактического, оперативного), структуры решаемой задачи (состава целевых функций и ограничений), степени неопределенности исходной информации (ее нечеткости, вероятностного характера) и вида используемой автоматизированной системы (СППР, АСТПП и т.д.).
Объективно необходимым методическим инструментом АСПУР является ЭС. Наличие такой системы обеспечивает сокращение срока внедрения научных разработок, повышает их практическую значимость. Следует отметить, что в период развития рыночных отношений предложение научных идей, как правило, опережает спрос на них. Научные разработки, связанные с теоретическими основами создания АСПУР, вызывают определенный скептицизм у представителей производства. Объектом критики, часто справедливой, является прежде всего отсутствие у подобных автоматизированных систем таких свойств, как возможность анализа последствий принимаемых решений, их объяснения и обоснования.
Следует еще раз отметить, что структура, принципы построения и алгоритмы функционирования автоматизированной системы станции как объекта проектирования, эксплуатации и оперативного управления должны обеспечивать ее адаптацию к изменяющимся технико-технологическим требованиям. Необходимость наличия гибкости у оптимизационной системы управления, быстрой адаптации вызвана особенностями технологических процессов грузовой станции, характеризующимися многими факторами, векторным критерием оптимальности, неоднородностью взаимосвязей параметров (как входных, так и выходных), многообразием возмущающих воздействий,
Учитывая большое число неформализуемых факторов, которые приходится использовать при выработке управленческих воздействий, в ряде случаев, как указывалось выше, может оказаться целесообразным использование экспертных систем обеспечения и поддержки принятия решения. Данные системы являются эффективным средством для управления в условиях случайных изменений системных параметров грузовой станции {производительности ПРМ, простоя транспортных средств, использования емкости складов) и нечеткого задания ряда неуправляемых параметров (прогнозируемых объемов грузовой работы).
Участие человека в процессе решения задач вызывается рядом факторов. При решении слабоструктуризованных задач человек уточняет постановку задачи, исходные данные, определяет момент окончания вычислительной процедуры. При решении формализованных задач участие человека обеспечивает приемлемую сложность процедуры принятия решения благодаря эффективности использования эмпирического опыта ЛПР. При эксплуатации ЭС появляется возможность накапливать знания в процессе общения с экспертом, адаптировать на этой основе анализ в изменяющихся условиях, обеспечивать ЛПР информацией о примерах принятия решений в той или иной подобной ситуации. Многие недостатки управления работой станции обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями в стандартных ситуациях. При наличии ЭС в память ЭВМ закладываются данные на основе опыта специалиста (или Совета специалистов), с которым ЛПР могло бы в диалоговом режиме обсудить решение возникшей проблемы.
Очевидно, что при эксплуатации ЭС поддержки решений возникают задачи, которые целесообразно решать с помощью математических оптимизационных методов. В то же время в рамках системы оптимизационного моделирования на этапах выбора типа моделей, количества критериев оптимальности и их значимости, анализа полученных решений эффективным является использование возможностей ЭС.
Для работы ЭС поддержки решений используется информационная база, создаваемая в процессе функционирования АСУСС, располагающая динамическими информационными моделями, описывающими состояние сортировочного комплекса в момент принятия управленческого решения, В этом случае ЭВМ упорядочивает всю имеющуюся информацию и составляет четкий перечень альтернатив.
В ЭС не только используется база данных, но и строится база знаний о том, как пользоваться имеющейся информацией для решения поставленных перед транспортно-грузовым комплексом задач.
Схема экспертной автоматизированной системы (ЭАС) включает в себя блоки анализа проблем, подбора моделей и принятия решений, диалоговые процессоры взаимодействия с пользователем (начальником станции, главным инженером,) диспетчером, оператором ПРМ, приемосдатчиком) и разработчиком системы, интерпретатор правил, базы данных, знаний и целей, а также другие блоки, обеспечивающие процесс выработки управляющих воздействий.
База знаний включает в себя правила поиска оптимального управленческого решения в зависимости от конкретной ситуации. Каждое правило представляет собой программу, для вызова которой пользователю, например диспетчеру грузовой станции, необходимо задать в процессе человеко-машинной диалоговой процедуры определенные условия (признаки). Множество признаков формируется на этапе анализа проблемы и к ним могут быть отнесены критерии оптимальности (цели управления), например такие, как минимизация времени простоя транспортных средств, максимизация перерабатывающей способности ПРМ и т. д.
Помощь пользователю в формировании множества критериев оптимальности оказывает база целей, которую, как и базу данных и базу знаний, необходимо постоянно обновлять, учитывая те показатели, которые в наибольшей мере характеризуют качество работы, скажем транспортно-грузового комплекса. Выбор цели и критерия определяется конкретными условиями функционирования объекта. Для повышения качества выбора в базе целей (если приходится при принятии решения учитывать несколько критериев) целесообразно иметь характеристику относительной важности каждого критерия в рассматриваемый момент времени. Весовые коэффициенты, характеризующие относительную важность критериев, можно получить, воспользовавшись оценками высококвалифицированных экспертов.
Таким образом, пользователь получает возможность установить соответствие между стоящей перед ним производственной задачей, сформулированной в технологических терминах производственного объекта, и методами, формулируемыми в терминах теории принятия оптимальных управленческих решений. Эти методы содержатся в блоках объективных и субъективных моделей и алгоритмов ЭАС. Операция сопоставления выполняется ЭВМ. После задания признаков управленческой ситуации и начала функционирования программы ЭАС правила из базы знаний "загружаются" в интерпретатор правил, который "просматривает" информацию из базы данных. База данных содержит объективную информацию о состоянии объекта в момент принятия решения. Для станции - это информация о наличии вагонов и составов, техническом оснащении парков, подъездных путей и т. д. Если выбранный набор данных соответствует условиям (признакам) правила, то результат записывается в базу данных для дальнейшего использования при решении задачи.
Когда в качестве признаков ситуации выступают критерии оптимальности, интерпретатор правил анализирует те правила, которые обеспечивают достижение желаемых целей - подбирается соответствующий алгоритм. Если не существует правил, обеспечивающих достижение сформулированных целей, разработчик системы во взаимодействии с коллективом экспертов с помощью блока "механизма приобретения знаний" изменяет и дополняет или изымает модели знаний и вводит новые данные и правила. Таким образом осуществляется корректировка блоков моделей и алгоритмов.
На подготовительном этапе создания АСПУР на базе ЭС необходимо проведение работ по повышению наукоемкости разрабатываемых информационных технологий на основе применения современных методов системного анализа, исследования операций. Разработка методологии комплексного использования современных методов теории принятия решений и ЭС позволит снизить затраты, связанные с созданием программного обеспечения и внедрением научных разработок.
В то же время сложность используемых теоретических методов должна быть "спрятана" от конечного пользователя (работника станции), который должен иметь возможность работать с "дружественным" ему интерфейсом, используя профессиональную терминологию.
В рамках ЭАС на АРМ работников грузовой станции, оборудованных ПЭВМ, могут одновременно решаться задачи с различными критериями оптимальности. В этом случае возрастает роль блока принятия решения, обеспечивающего декомпозицию и координацию частных задач. Согласование результатов решения отдельных частных задач осуществляется с помощью методов итеративного агрегирования на базе центральной ЭВМ, имеющей связь с АРМ. К таким локальным задачам, характерным, например, для грузовой станции, относятся распределение вагонов по грузовым фронтам, очередность их обслуживания, оптимизация технико-технологических параметров транспортно-грузовых комплексов и др.
Создаваемая на базе экспертной системы АСПУР должна соединять в себе эффективные вычислительные возможности ЭВМ и опыт, знание конкретной станции.
Функционально АСПУР предназначена для помощи пользователю (работнику станции) в принятии управленческих действий в конкретной сложившейся производственной ситуации, в снабжении его оперативной и достоверной информацией.
ЭС работает в реальном масштабе времени и учитывает различный уровень пользователей (маневрового диспетчера, начальника станции, дежурного по станции и др.).
Диалоговый блок ЭС должен работать по принципу меню. Такой способ организации диалога обеспечивает пользователю комфортное взаимодействие с АСПУР. В этом случае пользователь постоянно выбирает одну или несколько из предложенных системой альтернатив (практически это сводится к нажатию одной клавиши).
База знаний АСПУР ориентирована на возможность использования информации, хранящейся в базе данных АСУГС.
База данных состоит из двух уровней. Первый содержит общую модель станции, в которой сосредоточены знания о производственно-функциональной структуре станции и ее связях с внешней средой (другими видами транспорта) вышестоящими органами управления и т. д. Здесь же хранятся характеристики пользователей (работников станции). Эти характеристики включают в себя информационные потребности работников, перечень решаемых ими задач. На первом уровне для представления знаний в основном декларативного и фактографического характера используются фреймы.
Второй уровень базы знаний составляет база правил, в которой должны быть собраны знания о конкретных производственных ситуациях, описывающих их моделях, а также пакеты прикладных программ, обеспечивающих решение оптимизационных задач. В базу знаний входит база целей, содержащая набор критериев, определяющих качество работы грузовой станции в период принятия управленческих решений. На втором уровне знания записываются в виде фреймов и правил - продукций.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки