14 Система "этран"
Внедрению на сети железных дорог автоматизированной системы "ЭТРАН" уделяется в настоящее время особое внимание. Электронный обмен данными с последующим применением электронной цифровой подписи позволит организовать взаимодействие грузоотправителей и железных дорог на всех этапах - от заказа перевозки до выдачи груза получателю; причем более оперативно и с полным информационным сопровождением процесса перевозки.
В конечном же итоге внедрение системы "ЭТРАН" позволит не только повысить доходность за счет эффективного управления сбытом грузовых перевозок, но сократит временные затраты товарных кассиров и работников железных дорог, занимающихся вводом информации, обработкой заявок клиентов и др., что создаст условия роста производительности труда.
В перспективе ОАО "РЖД" предполагает распространять опыт реализации информационного обмена в стандарте UN/EDIFACT в российско-финляндском сообщении на информационное взаимодействие с железными дорогами других стран, а также с различными ведомствами внутри России. Уже сейчас в тестовом режиме производится электронный обмен данными в рамках накладной СМГС с Белорусской железной дорогой. Подготовлены аналогичные соглашения с Латвией, Польшей, Китаем, Украиной, Казахстаном и Литвой. Особенностью технологии информационного взаимодействия РЖД с партнерами по перевозочному бизнесу является то, что весь обмен электронными документами должен производиться через единый узел - EDI-сервер, расположенный в ГВЦ ОАО "РЖД". При этом решаются такие вопросы, как контроль за обменом данными, обеспечение безопасности базы и т.д.
Внедрение технологии "Электронной транспортной накладной", реализованной в системе ЭТРАН, создает новые возможности для клиентов и идет на смену таким системам, как АРМ ТВК, АСУ ТехПД, ЕК ИОДВ, АКС ФТО и другим, действующим в настоящее время на всех уровнях управления. На Октябрьской дороге на сегодняшний день АС ЭТРАН оборудовано 136 рабочих мест (52 - для оформления перевозочных документов, 84 - для ввода заявок на перевозку), что позволяет осуществлять стопроцентную передачу заявок в АС ЭТРАН. При этом большинство наших постоянных партнеров-грузоотправителей проводят работы по подготовке своих рабочих мест к подключению на электронную площадку ЭТРАН и обращаются к нам с просьбой поставить их в очередь на подключение. Это самый главный аргумент в пользу своевременности и нужности системы.
Основными преимуществами системы ЭТРАН являются многофункциональность и многоуровневость. Благодаря этому реализована возможность работы с однотипными форматами и формами данных как структуры РЖД, так и грузоотправителей. Причем территориальная удаленность грузоотправителя не является преградой при работе в системе, основанной на передовых WEB-технологиях.
Прозрачность информации для всех участников перевозки, на всех этапах ее осуществления позволяет АС ЭТРАН стать основой информационной логистической системы.
Система позволяет связать в единый технологический цикл железнодорожников, клиента и партнеров по перевозке. В ОАО "РЖД", в свою очередь, учитывают их замечания и предложения. Проектные решения включают все операции в объеме полного технологического цикла с исключением возможности нарушения требований безопасности, правил перевозок, а также искажения информации и неверного начисления платежей. Использование системы ЭТРАН у партнеров по перевозке (в первую очередь в портах) позволит обеспечить совместное согласование перевозки и организовать ее выполнение. Система задает и жестко контролирует условия и результаты проведения операций с фиксацией в реальном времени места и персональной ответственности должностных лиц. Это относится к приему и согласованию заявок, проверке платежеспособности и оформлению перевозочных документов на всем пути следования, окончательным расчетам и выдаче груза, оформлению первичных документов для начисления платежей. Новая технология в сочетании с электронным документооборотом реального времени и централизованной базой в том числе решает вопросы соблюдения единства условий расчетов, нормативов, правил, условий перевозок и ограничений для всей территории железных дорог во всех видах сообщений, включая перевозки через порты и погранпереходы.
ЭТРАН - электронная транспортная накладная. Она была внедрена в 2003 году для улучшения информационного взаимодействия между РЖД и их клиентами. Первыми пользователями стали крупные грузоотправители. Система быстро завоевала популярность среди пользователей железнодорожного транспорта, и сегодня терминалы системы ЭТРАН установлены более чем на 5000 предприятий. Но, несмотря на существенное ускорение перевозки, осталась необходимость заполнения бланков страхования, таможенного декларирования и множества других. Сейчас, как никогда, назрел вопрос о скорейшем внедрении в систему документооборота на транспорте электронной цифровой подписи.
Преимущества от внедрения ЭЦП - электронной цифровой подписи - ощутят уже не только "железнодорожники", но также компании, специализирующиеся на остальных видах грузоперевозок. Ведь использование ЭЦП подразумевает полное отсутствие аналогичного бумажного документа с подписью и печатью.
Как избежать трудностей, возникающих при полностью электронном документообороте? В современных информационных системах широко применяются алгоритмы несимметричной криптографии. Это программные коды, состоящие из двух программных модулей: один подписываете использованием закрытого ключа, другой - с помощью открытого ключа проверяет подпись. ЭЦП является последовательностью символов, которая зависит от текста сообщения и секретного ключа, известного только подписывающему субъекту. Он выдается строго для индивидуального пользования, подобно банковской пластиковой карточке. У него есть даже рin-код, который необходимо вводить в компьютер, чтобы идентифицировать владельца. К закрытому ключу прилагается также сертификат, изготавливаемый удостоверяющим центром, который содержит информацию о пользователе и удостоверяющем центре, открытый ключ, номер сертификата и время его действия, предназначение закрытого ключа (связанное со служебными полномочиями пользователя) и т. д. Все эти данные подписываются закрытым ключом удостоверяющего центра и имеют юридическую силу. Открытый же ключ в составе сертификата может быть передан партнеру для того, чтобы с его помощью проверить подлинность документа.
Система ЭТРАН включает следующие подсистемы:
- Ведение конвенционных запрещений и ограничений (КЗО);
- Оформление заявки на перевозку;
- Оформление перевозочных документов при отправлении;
- Оформление перевозочных документов по прибытию;
- Взаимодействие с системой АКС ФТО (автоматизированной комплексной системой фирменного транспортного обслуживания);
- Взаимодействие с системой ЕК ИОДВ (единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости);
- Взаимодействие с системой ЕК АСУФР (единый комплекс автоматизированной системы управления финансами и ресурсами);
- Взаимодействие с АРМ СПВ (обработки информации на пограничных передаточных станциях со странами СНГ);
- Оформление паспорта клиента;
- Администрирование;
- Другие.
Разработка системы в настоящее время незавершена: пока нереализован ряд важных при оформлении перевозочных документов функций. Есть проблемы в организации взаимодействия с внешними системами - например, с АРМами, работающими в составе припортовых и пограничных станций; отсутствует единая методика ведения нормативно-справочной информации в автоматизированных и информационных системах ОАО "РЖД", что приводит к несогласованности справочников в смежных системах. На сети железных дорог постоянно совершенствуется программное обеспечение данной системы, модернизируются и развиваются средства связи.
ГИД «Урал-ВНИИЖТ» - АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ГРАФИК ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
Оборудовано более 300 из 360 диспетчерских участков сети.
Автоматизировано выполнение следующих функций:
ведение графика исполненного движения ПОЕЗДОВ;
выдача диспетчеру текущих отклонений от графика движения и нормативов для принятия регулировочных решений;
оперативный учет показателей работы графика (тонно-километровой работы, веса и длины поездов, технической, участковой и маршрутной скорости, простоев транзитных поездов на технических станциях;
оперативный анализ эксплуатационной работы;
При этом программа обеспечивает выполнение функций:
Оперативной конфигурации сетки графика;
Редактирования графика;
Оформления графика;
Аналитические функции:
ведомость предупреждений на участке,
протокол работы ДНЦ и др.,
Информационные функции:
информация о бригадах и локомотивах, разложение состава, оповещение о нештатных ситуациях на участке и др.,
Сервисные функции: индикатор оценки работы диспетчера, список опаздывающих поездов и норма нагона, журнал отказов.
Программа отображения схем станций и контроля устройств СЦБ выполняет следующие функции:
Отображение поездной ситуации на включенном в систему диспетчерском участке;
Подробное отображение поездной ситуации на каждой станции диспетчерского участка;
Возможность выбора отображаемой в настоящий момент на экране схемы целого участка или любой входящей в него станции;
Просмотр архива состояний устройств СЦБ;
Ведение и просмотр журнала ошибочных ситуаций, возникающих при работе устройств СЦБ.
КСАРМ «ОКНА - КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И АНАЛИЗУ ПРОВЕДЕНИЯ ОКОН
Основные функции:
оформление электронных заявок на предоставление «окна» и на пропуск техники на предприятиях, в отделах хозяйств дороги;
согласование заявок в отделениях дороги, ДЦУП с формированием приказов НОД на предоставление «окон»;
организация обмена информацией с АРМ ДНЦ для отображения на графике исполненного движения утвержденных «окон» и отслеживания исполнения заявок;
анализ планируемых, утвержденных и фактически выполненных заявок с выдачей различных справок;
анализ выполненного объема работ, снятых и задержанных поездов;
расчет производительности и эффективности проведения «окон»;
предварительное планирование «окон» на месяц.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки