logo
Вельможин Грузовые перевозки

Экономическая подготовка

Экономическая подготовка связана с прогнозированием объема пере­возок и услуг, с выявлением необходимых капитальных вложений и эко­номической эффективности перевозок. Экономическая подготовка свя­зана с внедрением прогрессивной технологии, механизации погрузочно-разгрузочных работ, совершенствованием планирования, управления и организации перевозочного процесса.

На первой стадии экономической подготовки выполняется обсле­дование района перевозок с целью выявления общих закономерностей и характера работы.

При плановой экономике основные функции автотранс­портных услуг исполняли:

а) производители услуг:

государственные предприятия и объединения АТОП;

государственный ведомственный транспорт;

б) потребители услуг:

государственные предприятия, объединения, организации различ­ных отраслей народного хозяйства; население;

в) посредники (в основном отсутствовали). Часть посреднических функций выполнялась органами государственного управления различных уровней и отраслей народного хозяйства (в том числе территориально- производственными объединениями АТОП).

При рыночной экономике:

а) производители автотранспортных услуг: акционерные общества, созданные в процессе приватизации; государственный ведомственный транспорт;

предприятия с долей иностранного капитала, иностранные предпри­ятия, частные предприятия;

владельцы автотранспортных средств (частные извозчики);

б) потребители автотранспортных услуг:

предприятия различных организационно-правовых форм и сфер дея­тельности; население;

в) посредники:

частично органы государственного управления различных уровней; коммерческие структуры (биржи автотранспортных услуг, посреднические коммерческие организации и пр.).

В настоящее время посреднические структуры не получили долж­ного развития на рынке автотранспортных услуг, что поставило в тя­желое положение как предприятия, осуществляющие автотранспортное обслуживание, так и предприятия клиентуры.

В процессе обследования определяются состав и внутренняя структура транспортного комплекса, устанавливаются масштабы и особенности выполнения перевозок, структура парка и его соответствие перевозимым грузам, формулируется модель изучаемого перевозочного процесса.

Одна из причин того, что использование математических методов и ЭВМ в области экономической подготовки не дает ожидаемого эффекта, состоит в том, что не учитываются случайные возмущения (неравномер­ность производства и потребления товаров, увеличение простоя подвиж­ного состава под погрузочно-разгрузочными работами, отказы техниче­ских средств, изменение дорожных условий и т. п.), в результате чего разработанные планы нарушаются. Лучшие результаты можно получить моделированием производственных ситуаций с помощью транспортной игры.