Особенности организации перевозок промышленных грузов
К промышленным грузам относятся многомиллионная номенклатура товарной продукции, выпускаемой обрабатывающей сферой материального производства.
По экономическому содержанию всю выпускаемую промышленную продукцию можно разделить на две части - промежуточный и конечный продукт.
Под промежуточным продуктом (незавершенное производство) понимается часть совокупного общественного продукта, расходуемая на возмещение потребленных в процессе материального производства предметов труда. Под конечным продуктом (готовой продукцией) понимается часть совокупного общественного продукта, расходуемая на общественное и личное потребление, производственное и непроизводственное накопление, возмещение выбытия и капитальный ремонт основных фондов, экспорт за вычетом импорта.
Инструментом планирования и организации перевозок промышленных грузов в СССР являлся межотраслевой баланс производства и распределения продукции. Он был экономико-математической моделью, отражающей объективно существующие в экономике функциональные взаимосвязи между общеэкономическими пропорциями и пропорциями развития отдельных отраслей.
Модель межотраслевых с в я з е й основывается на делении обрабатывающей сферы материального производства на отрасли и районы, которые называются в общем случае секторами. Общая модель межотраслевых связей, разработанная В. Леонтьевым, представляет шахматную таблицу, в подлежащем и сказуемом которой в одинаковой последовательности перечисляются отрасли материального производства. В этой модели считается, что обрабатывающая сфера материального производства состоит из производящих секторов и одного сектора конечного потребления.
Продукция каждого производящего сектора направляется в другие производящие секторы, где она используется в процессе производственного потребления в качестве сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, а также в сектор конечного или непроизводственного потребления.
Содержание таблицы представляют собой величины межотраслевых потоков продукции, т. е. характеризуют потребление продукции одной отрасли для производства продукции других отраслей.
В матричной форме модель межотраслевых связей имеет вид, представленный в табл. 6.6.
Величины хке, ук и Хк могут быть представлены либо в стоимостном, либо в натуральном виде. Необходимо, чтобы
Для повышения эффективности организации перевозок промышленных грузов необходимо, чтобы производство и потребление грузов были определены в территориальном разрезе. Основными элементами межрайонной межотраслевой модели являются районные и отраслевые определенные потоки грузов Xijke - объем потока продукции, отправленного из транспортного района i (начало транспортного потока) в транспортный район j (конец транспортного потока), произведенный в экономическом секторе (отрасли) к, потребляемый в экономическом секторе - е. Валовой выпуск хк сектора к в межрайонной модели разделяется на р транспортных районов. Вместо величины Хк в этой модели появляются районно-отраслевые величины Xik (валовой выпуск отрасли к в транспортном районе i). Вместо значений ук появляются значения yijk.
Таблица 6.6
Модель межотраслевых связей
Примечание. хке - поток товаров из сектора к в сектор е ; - конечное потребление товара, производимого поставляющим сектором - к ; Хк - полный (валовой) выпуск товаров (продукция выпускающего сектора).
Система уравнений записывается в виде:
При определении конечного продукта необходимо учитывать изменение соотношения между личным и общественным потреблением с учетом таких факторов, как повышение уровня душевого дохода, изменения в уровне цен, соотношениях между городским и сельским населением, а также между различными каналами поступления материальных благ в фонд личного потребления (кооперативная торговля, колхозный рынок, натуральное потребление и т. д.).
Разнообразие способов погрузочно-разгрузочных работ и условий перевозок различных видов грузов, а также достаточно широкая их номенклатура определяют специфику работы подвижного состава на перевозках промышленных грузов. Характерной чертой централизованных перевозок промышленных грузов являются организация работы подвижного состава по кольцевым маршрутам, организация попутной загрузки автомобилей.
Значительный объем перевозок промышленных грузов осуществляется подвижным составом общетранспортного назначения. Стандартные автомобили с бортовыми платформами хорошо вписываются в технологию работы предприятий, имеющих собственные погрузочно-разгрузочные средства, особенно при перевозке грузов в контейнерах, пакетах и на поддонах.
Однако тип и мощность механизмов, применяемых в пунктах погрузки-разгрузки, принцип складирования грузов, их поступление на автомобильный транспорт и организация перевозок наряду с физико-механическими и транспортными свойствами грузов являются основными факторами, обуславливающими выбор для конкретных перевозок специализированного подвижного состава и вообще целесообразность его применения.
Характеристики промышленных грузов основной номенклатуры, перевозимых специализированным подвижным составом:
(6.58)
толстопрофильный (жесткий металл) - груз твердый, длинномерный перевозится на раздвижных платформах и на прицепах- роспусках (рис. 6.28); может перевозиться со свесом не более 2 м; остальные свойства Ti же, что и у тонкопрофильного металла;
широкогабаритный листовой прокат - твердый, гибкий груз перевозится на платформах со сплошным полом; боковые открывающиеся стойки предохраняют груз от поперечного смещения; разгрузка возможна самосвальным способом (рис. 6.29) и посторонними средствами механизации, например, электромагнитом; способен смещаться при движении транспортного средства вперед и назад при отсутствии дополнительного крепления; трубы стальные (без антикоррозионных покрытий) - твердый жесткий длинномерный груз склонен к перемещению вдоль и особенно поперек платформы, перевозится на прицепах- роспусках (рис. 6.30) и раздвижных полуприцепах; может разгружаться самосвальным способом; |
лесоматериалы длиной более 6 м - длинномерный груз перевозится на удлиненных платформах, прицепах-роспусках (рис. 6.31) и раздвижных полуприцепах (рис. 6.32); укладывается на специальные лесовозные коники с верхними увязочными цепями; разгрузка самосвальная (6.33) или посторонними средствами механизации; может пакетироваться и перевозиться навалом;
кабельная продукция - затаренный в катушки груз требует специализированный подвижной состав низкорамного типа, оснащенного приспособлениями по креплению (размещению) катушек в кузове; погрузка-разгрузка возможна как собственными, так и посторонними механизмами;
отходы промышленного производства (щепа, опилки, резина и т. п.) - легковесные сыпучие грузы требуют кузовов увеличенного объема с уплотнениями открывающихся бортов, а в отдельных случаях и с закрывающейся крышей; разгрузка самосвальная; необходимы меры против потерь груза при транспортировании и загрязнения окружающей среды. Перевозка нефти и нефтепродуктов. Нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо, масла, мазут) - наливные грузы требуют предохранения от загрязнения и розлива при транспортировании; перевозятся в герметизированных цистернах (рис. 6.34 - 6.35). Перевозка нефти и нефтепродуктов регламентируется правилами перевозок грузов, а также ГОСТ 1510-84 «Н(,фть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение». |
Нефть и нефтепродукты транспортируют в автомобильных цистернах с внутренними маслобензостойким и паростойким защитными покрытиями, удовлетворяющими требованиям электростатической искробезопасности. В транспортных средствах, не имеющих внутренних защитных покрытий, данный вид грузов допускается транспортировать при условии, что транспортные средства введены в эксплуатацию до 01.01.93.
Автоцистерны, в которых перевозится нефть и нефтепродукты, должны быть оборудованы приборами нижнего налива и слива.
Виды транспортных средств для транспортирования нефти и нефтепродуктов наливом приведены в табл. 6.7.
Таблица 6.7
Виды транспортных средств для транспортирования нефти и нефтепродуктов
Наименование нефтепродуктов | Контейнер специализированный | Транспортное средство | |||
автоцистерна | автотопливозаправщик | авто- масло- заправ- щик | автобитумовоз, автогудронатор | ||
1. Нефть | + | + | - | - | - |
2. Топлива
|
+ + +
+ + + |
+ + +
+ + + |
+ + +
+ - - |
- - -
- - -
|
- - -
- - - |
3. Компоненты топлив
|
- + + |
+ + + |
- - - |
- - - |
- - - |
4. Жидкие продукты пиролиза
|
+ - |
+ + |
- - |
- - |
- - |
5. Нефтяные растворители | + | - | - | - | - |
6. Масла | + | + | - | + | - |
7. Смазки пластичные | + | - | - | - | - |
8. Жирующие препараты | + | - | - | - | - |
9. Вазелины | + | - | - | - | - |
10. Петролатум, гач ч церезин неочищенные | + | + | - | - | - |
11. Парафины нефтяные жидкие | - | + | - | - | - |
12. Битумы нефтяные
|
+
-
+ |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
+
+
+ |
13. Присадки | - | + | - | - | - |
14. Спирты синтетические первичные жирные фракций C10-Ci6, Сю—С)з, Cis—C)s | - | + | - | - | - |
15. Связующее литейное, эмуль- солы, пенообразователь, деэмуль- гаторы | - | + | - | - | - |
16. Лакойль, пирополимеры | - | + | - | - | - |
17. Сырье для производства сажи | - | + | - | - | - |
18. Нефтепродукты отработанные | - | + | - | - | - |
19. Конденсат газовый | - | + | - | - | - |
Из автомобильных цистерн нефть и нефтепродукты должны быть слиты полностью с удалением вязких нефтепродуктов с внутренней поверхности котла цистерн. Налив нефтепродуктов в автоцистерны проводится в соответствии с четко установленными правилами (по каждому продукту). Автоцистерны с нефтепродуктами пломбируют в соответствии с установленными правилами на автомобильном транспорте.
Нефтепродукты, упакованные в транспортную тару, следует транспортировать в контейнерах или транспортными пакетами в крытых транспортных средствах. При транспортировании мелкими отправками нефтепродукты упаковывают в плотные дощатые ящики или металлическую тару. Битумы, упакованные в бумажные мешки, транспортируют в вертикальном положении открытой частью мешка вверх (по согласованию изготовителя с потребителем допускается расположение мешков в автотранспортном средстве комбинированным способом (нижний ряд - горизонтально, верхний - вертикально)).
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список