Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
Обеспечение сохранности грузов (сохранение в процессе перевозок первоначальных качеств товаров, которые приданы им при их производстве), является комплексной проблемой. При несоблюдении правил хранения, погрузки и перевозки возможны повреждения, порча и недопустимая убыль груза.
Факторы, влияющие на сохранность грузов делятся на три группы:
А - агрессивные, влияющие на сохранность грузов (воздействие на груз температуры, влажности среды, механических сил, биологическое и химическое воздействие).
В - противостоящие, влияющие на сохранность грузов (защитные функции тары, упаковки, консервация грузов).
С - защитно-профилактические (вентиляция, рефрижерация, амортизация кузова).
К агрессивным факторам относятся: повышенное давление, химическая активность, биохимическая активность, температура среды, влажность среды, запыленность, солнечная радиация, атмосферные осадки, ветер, влажность тары, зараженность тары микрофлорой, перемещение товаров внутри тары, отпотевание в грузовом помещении. Статические нагрузки, динамические нагрузки и удары, колебание кузова автомобиля на неровных дорогах, агрессивность окружающей среды.
Окружающая среда - природно-климатические факторы, такие как температура, влажность и другие хотя и неподконтрольные факторы при организации перевозок, но которые должны учитываться.
Температура оказывает большое влияние на сохранность при погрузке, выгрузке и транспортировании многих грузов. В табл. 3.6 приведены необходимые температурные режимы при перевозке скоропортящихся грузов в авторефрижераторах.
Температурные режимы при перевозке скоропортящихся грузов в авторефрижераторах Таблица З.6
Наименование груза | Температура груза при погрузке, °С | Температура воздуха в кузове авторефрижератора при перевозке, °С | Примечание | |
от | ДО | |||
Замороженные грузы (мясо, субпродукты, птица, рыба ит. п.) | Не выше -8 | Не выше -12 | Не выше -12 |
|
Масло сливочное, слабосоленая сельдь в ящиках | -6 | Не выше -6 | Не выше -6 |
|
Молоко свежее и пастеризованное, молочные продукты | Не выше +8 | - | +8 | Перевозка продолжительностью более 12 ч не разрешается |
Молоко при перевозке с низовых заводов | Не выше +6 (апрель - сентябрь)не ниже +2 (октябрь - март) | - | Не выше +6 (апрель- сентябрь) не ниже +2 (октябрь - март) | Перевозка молока с низовых заводов осуществляется в автоцистернах- молоковозах |
Мороженое | Не выше -18 | Не выше -14 | Не выше -14 |
|
Масло растительное | +12 | +10 | +2 |
|
Майонез | +3...+18 | +3 | +18 |
|
Сыры всякие | Не выше +8 | Не выше +8 | Не выше +8 |
|
Маринады, балыки копченые и вяленые | 0 | 0 | -3 |
|
Икра рыбная | 0 | 0 | -5 |
|
Рыба охлажденная, переложенная льдом | +3 | 0 | -1 |
|
Рыба горячего копчения замороженная | -10 | Не выше -8 | Не выше -8 |
|
Рыба крепко- среднесоленая | +2 | - | -5 |
|
Рыба копченая, сушено-вяленая | 0 | - | +5 |
|
Мясо остывшее | +4...+12 | +10 | +4 |
|
Мясо и птица ох- лажденные | 0...+4 | 0 | -1 |
|
Консервы всякие (кроме рыбных) | - | +15 | +20 |
|
Консервы рыбные | 0 |
| +10 |
|
Колбасы копченые, полукопченые | 0...+4 | 0 | -3 |
|
Колбасы сырокопченые | +8...+10 | +10 | +8 |
|
Колбасы и колбасные изделия вареные | +8 | 0 | +6 | Перевозка продолжительностью более 24 ч не допускается |
Быстрозамороженные мясные, рыбные, кулинарные изделия, фрукты и ягоды, сгущенные соки фруктовые | -18 | Не выше -18 | Не выше -18 |
|
Яйца: не подвергнутые холодильной обработке из холодильника | +8 +3 | +8 +3 | +4 0 |
|
Абрикосы | +3 | +3 | 0 |
|
Ананасы | +10...+13 | +11 | +8 |
|
Бананы не совсем зрелые | +12...+15 | +1 | +11 | Зрелые не перевозятся |
Яблоки | +6...+8 | +5 | +3 |
|
Вишня, черешня | +3 | +2 | +1 | Продолжительность перевозки более 3 сут не допускается |
Виноград | +8 | +8 | +1 |
|
Груши | +6...+8 | +5 | +3 |
|
Персики | +4 | +4 | +1 |
|
Смородина, крыжовник | +3 | +2 | 0 | Перевозка продолжительностью более 24 ч не рекомендуется |
Слива, алыча | +7 | +7 | +1 |
|
Цитрусовые: апельсины | +7...+10 | +10 | +4 |
|
лимоны незре | +12...+15 | +12 | +8 |
|
лые |
|
|
|
|
лимоны зрелые мандарины | +8 +5...+8 | +8 +8 | +2 +2 |
|
Баклажаны | +7...+10 | +10 | +8 |
|
Дыни | +8...+10 | +10 | +8 |
|
Огурцы | +10 | +10 | +5 |
|
Кабачки | +6 | +6 | + 1 |
|
Капуста: кочанная ран | +8 | +8 | +1 |
|
няя |
|
|
|
|
брюссельская цветная | +8 +8 | +12 +8 | +1 +1 |
|
Помидоры бурые и розовые | +15 | +15 | +8 |
|
Помидоры красные | +8 | +8 | +4 |
|
Морковь ранняя | +8 | +8 | +1 |
|
Свежая зелень |
|
|
|
|
(салат, редис, зеленый лук, укроп и I- Д-) | +8 | +8 | +1 |
|
Фасоль овощная | +10 | +8 | +2 |
|
Горох лопатка | +5 | +5 | +1 |
|
Наиболее распространенным способом охлаждения кузовов-рефрижераторов является использование жидкого азота (рис. 3.11).
Рис. 3.11. Схема охлаждения кузова-рефрижератора: 1 - дверной выключатель; 2 - аварийный выключатель; 3 - трубопровод для форсунок; 4 - форсунка; 5 - термочувствительный элемент; 6 - штуцер для жидкого азота; 7 - резервуары с жидким азотом |
При низкой температуре некоторые товары становятся хрупкими, покрываются трещинами и могут приходить в полную негодность (табл. 3.7). При высоких температурах некоторые товары плавятся, слипаются, вспучиваются, а многие пищевые продукты портятся и приходят в полную негодность.
Температура замерзания овощей и картофеля
Таблица 3.7
Наименование продукта | Температура замерзания, °С | |
от | ДО | |
Огурцы, салат, шпинат, лук зеленый | 0,5 | -0,7 |
Помидоры, кабачки, баклажаны | -0,7 | - |
Картофель | -0,9 | - |
Морковь | -1,4 | -1,8 |
Лук репчатый | -1,8 | - |
Капуста белокочанная | -2,0 | -3,0 |
Проблемы, связанные с воздействием влажности на перевозимые грузы более серьезные, чем влияние температуры. Воздействие воды, сырости и влажности ведет к растворению, расслоению, коррозии, возникновению раковин в металлических изделиях и др. Чаще всего грузы «соприкасаются» с водой попадая под дождь или снег при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
При перевозки грузы испытывают вибрацию, чрезмерное давление, удары (в табл. 3.8 указана допустимая высота сбрасывания продуктов). Помимо вышеперечисленных факторов имеются и другие, влияющие на потребительские качества товаров. Например, в результате соприкосновения с химически агрессивной средой продукция может пропитаться посторонними запахами, приобрести неприятный вкус и др. Некоторые продукты нуждаются в защите от долгого пребывания на свету, на открытом воздухе т. п.
Допустимая высота сбрасывания продуктов
Таблица 3.8
Поверхность, на которую сбрасывают продукт | Допустимая высота сбрасывания, м | |||
Картофель | Свекла | Морковь | Капуста | |
Сталь, дерево | 0,3-0,5 | 0,4-0,6 | 0,3-0,5 | 0,2-0,3 |
Деревянная решетка | 0,1-0,2 | 0,2-0,4 | 0,2-0,3 | 0,1-0,2 |
Прорезиненная решетка | 0,5-0,7 | 0,7-1,1 | 0,5-0,7 | 0,5-0,7 |
Почва средней рыхлости | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 1,9 |
Продукт одноименный со сбрасываемым продуктом | 1,0-1,2 | 0,8-1,3 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 |
К факторам противостоящим, способствующим повышению сохранности перевозимых товаров относятся защитные функции тары, упаковки и контейнеризация грузов.
К основным функциям тары относятся: функция защиты от повреждений; функции обеспечения удобства транспортирования и грузопереработки, и информационная функция.
Выполнение этих функций зависит от характеристики продуктов, свойств укрупненных грузовых единиц и от информационных характеристик самой упаковки.
К защитно-профилактическим факторам относятся: очистка грузовых помещений, дезинфекция, обшивка и выстилание грузового помещения, сепарация, крепление груза в кузове подвижного состава, вентиляция, кондиционирование, рефрижерация, подогрев груза, амортизация кузова, плотность укладки грузов.
Убыль грузов происходит под воздействием естественных факторов и определяется условиями хранения и перевозки (нормы естественной убыли табл. 3.9). Убыль груза в условиях нормального технологического хранения и перевозки называется естественной. Различают убыль из-за распыления, утечки, улетучивания и усушки.
Нормы естественной убыли грузов при автомобильных перевозках
Таблица 3.9
Наименование товара | Период года | Нормы убыли в % к начальной массе при перевозках на расстояние, км | ||||||||
до 10 | ДО 25 | до 50 | ДО 100 | свыше 100 норма устанавливается на каждые последующие 100 км на | ||||||
Мясо остывшее и охлажденное | холодный теплый | 0,05 0,06 | 0,05 0,06 | 0,06 0,09 | 0,06 0,12 | 0,03 0,04 | ||||
Мясо мороженое | холодный теплый | 0,01 0,01 | 0,02 0,01 | 0,03 0,02 | 0,05 0,04 | 0,01 0,01 | ||||
Мясо копченое | холодный теплый | 0,01 0,02 | 0,01 0,02 | 0,02 0,03 | 0,03 0,04 | 0,01 0,01 | ||||
Мясо соленое | холодный теплый | 0,01 0,02 | 0,01 0,02 | 0,02 0,02 | 0,03 0,04 | 0,01 0,01 | ||||
Птица мороженая | холодный теплый | 0,01 0,01 | 0,02 0,02 | 0,03 0,03 | 0,05 0,05 | 0,01 0,01 | ||||
Птица остывшая и охлажденная | холодный теплый | 0,02 0,02 | 0,02 0,02 | 0,03 0,03 | 0,05 0,05 | 0,02 0,02 | ||||
Колбаса копченая, полукопченая | холодный теплый | 0,03 0,05 | 0,03 0,05 | 0,05 0,07 | 0,07 0,11 | 0,02 0,02 | ||||
Колбасные изделия вареные | холодный теплый | 0,06 0,07 | 0,06 0,07 | 0,09 0,12 | 0,12 0,15 | 0,05 0,06 | ||||
Мясокопчености вареные и копченовареные | холодный теплый | 0,04 0,06 | 0,04 0,06 | 0,05 0,07 | 0,07 0,09 | 0,03 0,04 | ||||
Мясокопчености и сырокопчености | холодный теплый | 0,02 0,04 | 0,02 0,04 | 0,03 0,06 | 0,05 0,07 | 0,02 0,04 | ||||
Субпродукты | холодный теплый | 0,18 0,24 | 0,18 0,24 | 0,24 0,30 | 0,30 0,36 | 0,09 0,12 | ||||
Субпродукты | холодный теплый | 0,02 0,02 | 0,02 0,02 | 0,04 0,03 | 0,06 0,05 | 0,03 ,02 | ||||
Сало-сырец охлажденное и мороженое | холодный теплый | 0,02 0,02 | 0,02 0,02 | 0,03 0,03 | 0,04 0,04 | 0,02 | ||||
Рыба холодного копчения | холодный теплый | 0,05 0,05 | 0,05 0,05 | 0,06 0,06 | 0,09 0,09 | 0,03 0,03 | ||||
Рыба горячего копчения | холодный теплый | 0,06 0,07 | 0,06 0,07 | 0,07 0,09 | 0,09 0,12 | 0,03 0,05 | ||||
Сметана | холодный теплый | 0,02 0,03 | 0,02 0,03 | 0,03 0,04 | 0,05 0,06 | 0,01 0,02 | ||||
Хлеб печеный весовой | холодный теплый | 0,04 0,05 | 0,04 0,05 | 0,05 0,06 | 0,06 0,07 | 0,02 0,03 |
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список