Вычислительная процедура симплексного метода
Чтобы получить представление о сущности симплексного метода, рассмотрим следующую задачу.
Задача 8.12.В авторемонтном предприятии, выпускающем неоднородную продукцию, руководитель стремится определить, какими должны быть уровни производства для каждого узла и агрегата в течение некоторого наперед заданного периода. Эти уровни ограничены технологическими и другими «внутренними» для данного предприятия условиями, приведенными в табл. 8.18.
В рамках этих ограничений руководство данного предприятия пытается оптимизировать целевую функцию.
В данном случае целью является получение максимальной прибыли, т. е. максимизировать
Z=4X1+5X2+9X3+llX4->max (8.76)
Таблица 8.18
Технологические условия производства продукции
Показатели | Количество на единицу продукции для технологических процессов | Имеется в наличии всего | |||
№1 | №2 | №3 | № 4 | ||
Трудовые ресурсы | 1 | 1 | 1 | 1 | ≤15 |
Материала типа А | 7 | 5 | 3 | 2 | ≤120 |
Материала типа В | 3 | 5 | 10 | 15 | ≤100 |
Доход с единицы продукции | 4 | 5 | 9 | 11 | max |
Объем выпускаемой продукции | X1 | Х2 | Хз | X4 | - |
при ограничениях
Обозначим через Х0значение целевой функции и введем в рассмотрение свободные переменные. В результате получим следующую систему уравнений:
где все переменные могут принимать лишь неотрицательные значение.
Введение в рассмотрение переменной Х0позволяет записать выражение для целевой функции в виде уравнения.
Задача шага 1 заключаетсяв том, чтобы выбрать первоначальное допустимое решение системы уравнений (8.78). Существует множество таких решений, однако удобнее всего начать с Х0=0, Х5=15, Х6 = 120, Х7 = 100при нулевых значениях остальных переменных. Другими словами, строится первое пробное решение с помощью только свободных переменных. Назовем его исходным базисным решением, а переменные X0 , Х5 , Xg, Х7- базисными переменными или сокращенно базисом. Остальные переменные логично назвать внебазисными (небазисными) переменными.
Так как под X0понимается в задаче прибыль, то предложенное пробное решение является не очень выгодным. Но его можно улучшить. Обратим внимание на коэффициенты при тех переменных, которые фигурируют в строке 0 и которые в предложенном выше пробном варианте не являются базисными (т. е. на коэффициенты при Х1, Х2, Х3, Х4). Каждый коэффициент в этой строке определяет величину положительного приращения при увеличении значения соответствующей переменной на единицу. Таким образом, каждый коэффициент в строке О определяет положительное (если перед ним стоит знак минус) или отрицательное (если перед ним стоит знак плюс) приращение Х0при увеличении на единицу соответствующей небазисной переменной.
Шаг 2 симплексного метода устанавливаетправило, позволяющее определить, какие переменные должны войти в очередной пробный базис.
Правило 1 (максимизация).Если в строке 0 имеются небазисные переменные, коэффициенты при которых отрицательны, следует выбрать переменную (обозначим ее через Xj) с наибольшим абсолютным значением стоящего перед ней коэффициента, т. е. ту переменную, которая обеспечивает наибольшее удельное приращение значения целевой функции. В случае, когда все небазисные переменные строки О имеют положительные или нулевые коэффициенты, оптимальное решение можно считать полученным.
В соответствии с правилом 1 в базис следует ввести переменную Х4, так как каждое единичное приращение Х4приводит к увеличению значения X0на 11. Увеличение значения Х4возможно лишь за счет уменьшения значений базисных переменных в каждой строке, содержащей Х4с положительным коэффициентом. Так, например, при увеличении Х4на единицу:
значение Х5должно быть уменьшено на 1, чтобы удовлетворялось ограничение, приведенное в строке 1;
значение Х2должно быть уменьшено на 2, чтобы удовлетворялось ограничение, приведенное в строке 2;
значение Х7должно быть уменьшено на 15,чтобы удовлетворялось ограничение, приведенное в строке 3.
Сколь велико должно быть значение Х4,чтобы значение одной из выбранных вначале базисных переменных достигло своей нижней границы, т. е. нуля. Такой предел для Х4равняется 100/15 = 6,67, приХ7= 0. Следовательно, в базис нужно включить Х4, исключив из него Х7.
Обобщая вышеизложенное, сформулируем следующее правило для шага 3.
Правило 2:
а) рассмотрим отношения чисел, стоящих в правых частях ограничений (7.55), к соответствующим коэффициентам при новой базисной переменной X j(не обращая внимание на отношения, в которых знаменатель равен нулю или представляет собой отрицательное число);
б) выберем отношение с наименьшим значением - в очередном пробном решении X jприравнивается именно этому значению. Пусть наименьшее из всех отношений правых частей (8.78) к соответствующим коэффициентам при Xjсоответствует переменной Хк, входившей в предыдущее решение; тогда в очередном пробном решении следует положить Хк =0.
Результаты вычислений приведены в табл. 8.19.
Таблица 8.19
Итерация 1
Базисные переменные | Рассматриваемое пробное решение | Коэффициент при Х4 | Значения отношений | Минимальное значение | Следующее пробное решение |
Хо | 0 | -11 | - | - | - |
X5 | 15 | 1 | 15 | - | - |
X6 | 120 | 2 | 60 | - | - |
X7 | 100 | 15 | 100/15 | 6,67 | Х4= 6,67; Х7= 0 |
Шаг 4.Перепишем соотношения (8.78) таким образом, чтобы в строке 3 коэффициент при Х4был равен единице, а в строках 0,1 и 2 - нулю. Процедуру, с помощью которой это достигается, называют операцией замены базиса. Сначала разделим обе части уравнения в строке 3 на коэффициент приХ4, т. е. на 15
Обратим в нули коэффициенты при X4в строках 0,1,2,действуя по следующей схеме:
умножить строку 3 на 11 и результат прибавить к строке 0;
умножить строку 3 на - 1 и результат прибавить к строке 1;
умножить строку 3 на - 2 и результат прибавить к строке 2.
В результате получим
Полученное уравнение (8.80) эквивалентно уравнению (8.78). Его удобство заключается в том, что, полагая X1=X2=...= Х6 = Х7 = 0, сразу можно определить значения переменных для нового пробного базисного решения.X0=220/3; Х5=25/3; Х6=320/3; Х4=20/3. Прибыль для нового пробного решения равняется прибыли при предыдущем пробном базисе плюс значение новой базисной переменной, умноженной на удельный вклад новой базисной переменной, в приращении прибыли:
Смысл правила 2 становится теперь более ясным. Если бы вместо Х7из первоначального базиса исключить Х5(или Х6), тоХ4, Х7, Х6(или Х5) приняли бы отрицательное значение, что противоречит предположению о том, что ни одна из переменных не может быть отрицательной.
Итерация2.Завершив первую итерацию, следует вернуться к шагу 2, с тем, чтобы определить, является ли полученное решение оптимальным. Если оптимум еще не достигнут, необходимо в соответствии с симплексным алгоритмом приступить к следующей итерации. Согласно правилу 1, возможность улучшить решение существует.
Таблица 8.20
Итерация 2
Базисные переменные | Рассматриваемое пробное решение | Коэффициент при X, | Значения отношений | Минимальное значение | Следующее пробное решение |
Хо | 220/3 | -9/5 | - | - | - |
Х5 | 25/3 | 4/5 | 125/12 | 125/12 | X1 = 125/12 Х6 = 0 |
Х6 | 320/3 | 33/5 | 1600/99 | - | - |
Х4 | 20/3 | 1/5 | 100/3 | - | - |
При этом в очередной базис можно включить либо Х1,либоХ2,либо Х3. На основании правила 1 выбор падает наX1,так как эта переменная обеспечивает наибольшее удельное приращение для значения целевой функции.
В соответствии с табл. 8.20 в очередном пробном решении Х5следует заменить на X1. С учетом произведенной замены необходимо преобразовать систему уравнений (8.80). Вначале выполним нормировку коэффициента при Х1в строке 1:
Затем исключим X1из уравнений в строках 0, 2, 3, действуя по следующей схеме:
умножить строку 1 на 9/5 и результаты сложить со строкой 0
умножить строку 1 на -33/5 и результаты сложить со строкой 2;
умножить строку 1 на -1/5 и результаты сложить со строкой 3.
В результате получим:
Третье пробное базисное решение дало следующие результаты:
Итерация3.Завершив вторую симплекс-итерацию, видим (строка 0), что решение может быть улучшено за счет Х3. Определим, какая переменная должна быть исключена из базиса. Пронормируем коэффициентX3в строке 3 путем деления обеих частей соответствующего уравнения на 7/12 и исключим Х3из уравнений в строках 0, 1 и 2 следующим образом:
умножить строку 3 на 11/12 и результат сложить со строкой 0;
умножить строку 3 на 5/12 результат сложить со строкой 1;
3)умножить строку 3 на 13/12 и результат сложить со строкой 2.
В результате получим:
В строке 0 все коэффициенты положительны, следовательно, согласно правилу 1, полученное решение является оптимальным (табл. 8.21).
Таблица 8.21
Итерация 3
Базисные переменные | Рассматриваемое пробное решение | Коэффициент при Х3 | Значения отношений | Минимальное значение | Следующее пробное решение |
Хо | 1105/12 | - 11/12 | - | - | - |
X1 | 125/12 | 5/12 | 25 | - | - |
Х6 | 455/12 | -13/12 | - | - | Хз= 55/7, |
Х4 | 55/12 | 7/12 | 55/7 | 55/7 | Х4=0 |
Коэффициенты при переменных в окончательном варианте строки 0 иногда называют скрытыми издержками. Каждый коэффициент определяет отклонение значения целевой функции от оптимального при увеличении значения соответствующей небазисной переменной на единицу. Таким образом, предприятие будет иметь прибыль 695/7 при выпуске продукции по технологическому процессу 1 и 3.
В кратком изложении симплексный метод состоит в следующем:
Шаг 1.Выбирается исходный базис.
Шаг 2.Используется правило 1. Если рассматриваемое пробное решение не является оптимальным, осуществляется переход к шагу 3. В противном случае вычисления прекращаются.
Шаг 3.Выполняется процедура, предписанная правилом 2.
Шаг 4.Сменяется базис, после чего возвращаются к шагу 2.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список