7.7. Стимулы и наказания
Рабочий продает работодателю два различных вида своей собственности: во-первых, он продает свое время, а во-вторых - свое умение. Его не следует обкрадывать ни на том, ни на другом. Поденная - повременная оплата сама по себе несправедлива, так как она не учитывает умения; оплата за одно умение несправедлива, так как она не учитывает затраченного времени.
Форма оплаты труда должна: обеспечивать справедливое вознаграждение; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие; не приводить к крайностям в вознаграждении, выходящими за пределы разумного.
Труд работников автотранспортных предприятий находится под воздействием большого числа факторов, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Поэтому оценка труда должна базироваться на твердой технологии, на технических расчетных нормах, на научной организации труда, на правильно построенных системах оплаты труда.
Включаясь в транспортный поток, водители преследуют различные цели. Однако действия отдельного водителя в транспортном потоке определяются тремя факторами: желанием сэкономить время и расстояние, стремлением к безопасности и комфорту и выполнению запланированной работы. Возможности водителя выполнять работу зависят от того, сколь успешно его побуждают работать с максимально возможной эффективностью.
Люди работают потому, что вынуждены работать. Вынуждение бывает различного рода: принуждение экономическое, принуждение приказом, принуждение требованием со стороны семьи и т. д. В резолюции «Об очередных задачах хозяйственного строительства», принятой на IX съезде РКП(б), отмечалось: «Каждый социальный строй (рабовладельческий, крепостной, капиталистический) имел свои методы и приемы трудового принуждения и трудового воспитания в интересах эксплуататорских верхов.
Перед советским строем в полном своем объеме стояла задача развить свои собственные методы воздействия, с целью повышения интенсивности и целесообразности труда на основе обобществленного хозяйства в интересах всего народа.
Наряду с агитационно-идейным воздействием на трудовые массы и с репрессиями по отношению к заведомым бездельникам, паразитам, дезорганизаторам могущественной силой подъема производительности труда являлось соревнование».
Главными лозунгами первых пятилеток были требования развития инициативы и решительной ломки устаревших норм в любой работе. Пунктуальность и следование «установленным правилам» осуждались как пережитки буржуазного прошлого. Работа с революционным размахом, массовое рационализаторство - вот что отличало передовика производства.
Складывался тип работника, который искренне принимал ценности инициативы, творчества и новаторства, энергично осваивал коллективное ударничество, что в конце концов вырождалось в обыкновенную штурмовщину, оттесняя на второй план ценности пунктуальной, организованной, ответственной и «неторопливой» (размеренной, планомерной, нормально технологически и организационно обеспеченной) работы.
В 1970-е годы ценности творчества и инициативы резко выдвигались на вершину иерархии ценностей, а ориентация на самодисциплину, аккуратность и пунктуальность приобретали чуть ли не отрицательный смысл свидетельства робости, инертности, отсутствия должного дерзновения. Развивались и совершенствовались коллективные формы организации работы.
Коллективистское воспитание - несомненное достижение социалистического общественного строя. Однако оно стало накапливать отрицательную тенденцию формирования личной безответственности. Норма коллективистского воспитания отразилась в формуле: «Не можешь - научим. Не хочешь - заставим».
«Научение» сводилось к тому, что к отстающему Иванову прикрепляли наставника передовика Петрова. Они вытягивали своего подопечного и за него отвечали перед коллективом. Формула «заставим», как правило, не работала.
Проблема - чтобы человек делал охотно то, что он вынужден делать; чтобы то, что он вынужден делать, он не делал лишь потому, что вынужден; чтобы в этой деятельности он нашел свое пристрастие и благодаря этому многократно улучшил свою работу.
Деятельность человека определяется сочетанием различных мотивов - мотивационным комплексом. Все мотивации условно можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы отражают общественную полезность, удовлетворение, которое приносят работа, изобретательство, участие в организации и руководстве, общение с людьми. Внутренние мотивы возникают из потребностей самого человека, поэтому на их основе человек трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления.
Внешние мотивы - заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения и т. д. Их можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, престиж, одобрение коллектива, т. е. все те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.
Отрицательные мотивы: критика, осуждение, штрафы, система наказаний и т. д.
Разные типы мотивов весьма различны по их эффективности. Внутренние мотивы наиболее эффективны с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Соотношение между разными видами мотивации и эффективностью зависит от множества факторов: типа работы, материального вознаграждения и т. д. Есть работы, которые могут выполняться эффективно при наличии любой мотивации (например, предоставить вовремя информацию), и работы, которые могут выполняться только при наличии определенной мотивации (изобрести что-либо на основе отрицательной мотивации трудно). Чем работа сложнее, чем больше степень творчества, тем более эффективны внутренние мотивы.
В простых, малоквалифицированных исполнительских работах, в работах, которые можно измерить количественно, более эффективны внешние мотивы. Однако внешние мотивы, даже положительные, эффективны лишь непродолжительное время (ребенок «привыкает» к побоям).
Материальное вознаграждение, если оно остается на одном уровне, теряет со временем свою мотивационную нагрузку. Длительная отрицательная мотивация приводит к негативным последствиям как для личности, так и для эффективности самого труда. Она ориентирует на сугубо личные интересы, не стимулирует профессиональное развитие, порождает конформизм, ограниченность, приспособленчество, безответственность, пассивность, безучастность, порождает тенденцию к индивидуализму, соперничеству, недоверию, вплоть до напряженных ситуаций и конфликтов. Для прогресса исправности нежелательно устранять всякое принуждение из общественной жизни. Желательно заменить примитивный страх физического наказания повышением сознательности и развитием моральной ответственности. В принудительных ситуациях не доходить до осуществления угроз.
Человечество нуждается в принудительных ситуациях с точки зрения угроз для жизни или благ, без которых не стоит жить. Ибо как только начинает казаться, что такая опасность исчезает, возникает повод для того, чтобы занять чисто потребительскую позицию, и вместо прогресса в усовершенствованиях возникает застой деятельности. Осознание угрозы пробуждает силы, противостоящие деструктивным действиям. Осознание отсутствия угрозы порождает усыпление деловитости.
Рыночные отношения предусматривают выработку черт социального характера, присущих работнику высокоиндустриального производства: компетентность, высокая личная ответственность, деловитость, пунктуальность, четкость в работе, обязательность в деловых отношениях.
В целях повышения заинтересованности в росте производительности труда некоторые зарубежные фирмы внедряют следующие мероприятия:
максимальное вовлечение рабочих в процесс принятия решений;
разнообразные методы поощрения отличившихся и порицание нерадивых;
контроль за качеством - дело каждого;
готовая продукция сходит с конвейера именно в тот день - не раньше и не позже, когда ее должен забрать заказчик;
статистика - царица анализа.
В корпорации «Эл Джи Электронике» - флагмане капиталистической индустрии, той, что раньше называлась «Голд Старом», первое, что бросается в глаза, - это бюсты сурового бронзового человека в старомодных очках, которые стоят в каждом цехе и каждом офисе «Эл Джи». Это покойный господин Ку Ин Хе (1907-1969), основатель корпорации. Еще там висят лозунги - иные на кумаче, иные на белом полотне - в вольном переводе с корейского: «Меньше слов - больше дела», «Работай с огоньком», «Делай дело не хорошо, а очень хорошо», «А ты подумал, что можно улучшить?». Будущих менеджеров для компании готовят в специальном тренировочном лагере. Они бегают в одних трусах по плацу, выкрикивая здравицы в честь родной компании. Это полезное занятие для разнообразия перемежается с просмотром патриотических фильмов все про нее же, родную фирму.
Пять раз в неделю, кроме субботы и воскресения, японские рабочие, ИТР и служащие начинают рабочий день с физзарядки и пения гимнов своих фирм. Затем декламируют заповеди, смысл которых: трудиться упорно и добросовестно; повиноваться и быть скромным; быть благодарным и отвечать добром за добро.
ВЫВОДЫ
Функции организации и управления перевозочным процессом можно рассматривать как сообщающиеся сосуды. Чем больше усилий уделено организации, тем легче управлять и наоборот. При этом необходимо учитывать, что суммарные затраты, связанные с организацией и управлением перевозками не остаются неизменными и необходимо всякий раз находить рациональное распределение этих функций.
Функция управления ориентирована на создание материально- вещественных условий для нормального функционирования запроектированного перевозочного процесса и системы работы исполнителей.
Управлять - это предвидеть, организовывать, распоряжаться и контролировать.
Принятие управленческих решений происходит в ситуациях, ранее не встречавшихся, в условиях высокой степени неопределенности и с неоднозначностью критериев целей и их последствий, в условиях довольно жесткого ограничения во времени. В этих условиях роль руководителя коллектива постоянно повышается.
Социологи утверждают, что 80 % успеха любого предприятия зависит от руководителя и только 20 % - от исполнителей.
Руководитель предприятия - это профессиональный управляющий, являющийся специалистом по организации и управлению перевозками и научной организации труда. Положение руководящего работника в коллективе зависит от его уровня авторитета и престижа. Поэтому для руководителя коллективом важное значение имеют: профессиональная грамотность, наличие практического опыта работы, организационные способности, трудолюбие, требовательность, справедливость и много других качеств.
Руководитель коллектива в повседневной деятельности руководствуются двумя видами законов, управляющих жизнью человека. К первому виду относятся защищаемые властями юридические нормы, с помощью которых поведение человека в обществе или в стране вводится в разумные рамки (Для автотранспортных коллективов - это Гражданский кодекс Российской Федерации, Устав автомобильного транспорта, Правила дорожного движения, государственные, отраслевые стандарты и другие нормативные документы.). Ко второму виду относятся общепринятые понятия, правила, теории, пословицы и принципы, описывающие поведение людей (Закон Мерфи, Законы Паркинсона, Принципы Питера и т. д.).
Развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления способствуют активному использованию в управлении системного подхода.
Углубилось осмысление и изучение организации как социальных открытых систем, активно взаимодействующих со своей средой и приспособляющей свое внутреннее строение к окружающей среде.
Вопросы для самоконтроля
Что такое управление?
Современное состояние управления автомобильными перевозками.
Функции управления.
Стадии процесса управления.
Основные правила построения структуры управления.
Системы контроля и регулирования движения подвижного состава.
Характеристика неавтоматических систем контроля и регулирования движения подвижного состава.
Характеристика автоматизированных систем контроля и регулирования движения подвижного состава.
Характеристика автоматических систем контроля и регулирования движения подвижного состава.
Характеристика мотиваций.
Основные качества руководителя коллектива.
Стимулы и наказания.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список