9.3. Оценка эффективности перевозок
При определении затрат, связанных с выполнением перевозочного процесса, необходимо учитывать технико-экономические показатели используемого подвижного состава (грузоподъемность, техническая скорость, показатели использования подвижного состава, время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями и др.), расстояние транспортирования, затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, с повреждением и потерей груза, с нарушением срока доставки груза и другое, т. е. затраты не только на транспорте, но и других участников перевозочного процесса.
На рис. 9.1 показан линейный граф перевозочного процесса, отображающий в более простом виде структуру, взаимосвязи и отношения как между компонентами перевозочного комплекса, так и между транспортным комплексом и средой.
На рис. 9.1 обозначено:
w{t)- грузопоток, т;
Wq- объем транспортной продукции, т;
Sпг- себестоимость подготовки груза к перевозке, руб./т;
S- себестоимость транспортирования, руб./т;
Sпр- себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, руб./т;
SK- себестоимость складирования груза, руб./т;
R1- затраты, связанные с увеличением расстояния транспортирования груза, руб.;
R2- затраты из-за несоответствия подвижного состава роду и характеру перевозимого груза, руб.;
R3- затраты, связанные с повреждением и потерей груза, руб.;
R4 -затраты, связанные с выполнением дополнительных погрузочно-разгрузочных работ, руб.;
R5- затраты, связанные с дополнительным хранением груза, руб.;
R6- затраты, связанные с инерционностью перевозочного процесса, руб.;
R7- затраты, связанные с увеличением себестоимости транспортирования, руб.;
R8- затраты, связанные с увеличением себестоимости погрузочно- разгрузочных работ, руб.;
R9- затраты, связанные с увеличением себестоимости подготовки груза к перевозке, руб.;
R10- затраты, связанные с увеличением себестоимости складирования груза, руб.
Значения отдельных дополнительных затрат,возникающих при выполнении перевозочного процесса, определяются из уравнений:
где: Ler- планируемое расстояние ездки с грузом, км;
Lегф- фактическое расстояние ездки с грузом, км;
Wq- объем транспортной продукции, т
где: q, γс;VT- планируемые показатели работы;
q', γс’, VT' -фактические показатели работы.
где: Z- процент потерь и повреждения груза при транспортировании;
δr- стоимость единицы веса груза, руб./т.
г
где: b- коэффициент, учитывающий дополнительные погрузочно-разгрузочные работы;
Snp- себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, руб./т
где: Sx- себестоимость хранения единицы веса груза в единицу времени, руб./т • ч;
Тх- продолжительность хранения, ч;
QПС- количество груза, поступившего на склад за период времениt1 – t0
QBC- количество груза, вывезенного со склада за период времениt1 – t0
где: δ - стоимость ущерба, обслуживаемого транспортом предприятия, от несвоевременного получения груза, руб./т.
где: ΔS -увеличение себестоимости транспортирования груза, руб./т.
где: ΔSпр- увеличение себестоимости погрузочно-разгрузочных работ, руб./т.
где: ΔSПГ- увеличение себестоимости подготовки груза к перевозке, руб./т.
где: ΔSX- увеличение себестоимости складирования груза, руб./т.
Если за интервал времени (t1-t0)транспортная продукция составит Wq, тозатраты, связанные с удовлетворениемпотребностей предприятия в перевозке груза,будут равны
Фактические затратыбудут складываться из следующих составляющих:
Наиболее полно общественную полезность перевозок будет отражать коэффициент эффективности перевозочного процесса,представляющего собой отношение затрат, связанных с удовлетворением потребностей обслуживаемых транспортом предприятий в перевозке груза к фактическим затратам:
где: Кэп- коэффициент эффективности перевозочного процесса.
Таким образом, затраты, связанные с выполнением перевозочного процесса, являются функцией следующих параметров:величины грузопотока, себестоимости транспортирования, выполнения погрузочно- разгрузочных работ, выполнения работ по подготовке груза к перевозке и складирования груза, грузоподъемности единицы подвижного состава, коэффициента технической готовности подвижного состава транспортного комплекса, расстояния транспортирования, технической скорости подвижного состава, времени простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой за ездку, инерционности перевозочного процесса и величины потерь и повреждений груза при перевозке. Каждый из этих параметров сам является сложной функцией множества параметров. Например, себестоимость транспортирования является функцией 5 параметров: коэффициента технической готовности подвижного состава, грузоподъемности автомобиля, расстояния транспортирования, технической скорости и временем простоя под погрузочно-разгрузочными работами за ездку и т. д.
Перечисленные факторы оказывают неодинаковое влияние на эффективность автомобильных перевозок. Для того, чтобы определить наиболее важные факторы и степень их влияния на коэффициент перевозочного процесса, необходимо провести анализ влияния условий организации перевозок на эффективность перевозочного процесса.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список