logo
Вельможин Грузовые перевозки

9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок

Накопленный опыт показывает, что попытка оценить степень удовле­творения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов либо натуральными, либо стоимостными показателями обычно не дает желае­мого результата.

Ныне основным недостатком в системе показателей эффективно­сти работы транспорта и практике их планирования является то, что они изолированы от соответствующих показателей обслуживаемых транспортом отраслей материального производства и поэтому дают искаженное представление об эффективности тех или иных мероприя­тий.В работах В. С. Немчинова, Н. П. Федоренко и В. В. Новожилова указывается, что частные критерии оптимальности хозяйствования от­дельных производственных ячеек должны согласовываться с народнохо­зяйственным критерием оптимальности, т. е. все то, что полезно и выгод­но для народнохозяйственного целого, должно быть выгодным и для предприятия, реализующего соответствующую часть плана в качестве исполнительного звена. В силу этого показатели эффективности перево­зочного процесса должны выполнять роль общественной полезности, т. е. должны отражать как интересы общества, так и интересы автотранспорт­ного предприятия.

В условиях современного разделения общественного труда эффек­тивность автомобильных перевозок складывается из следующих со­ставляющих:степени удовлетворения потребностей предприятий на­родного хозяйства в перевозках грузов, эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта и эффективности ис­пользования погрузочно-разгрузочных средств. Поэтому совокупность показателей должна состоять из натуральных и стоимостных показа­телей и эффективности использования подвижного состава. Нату­ральные и стоимостные показателибудут оценивать эф­фективность использования подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств, апоказатель эффективности -отра­жать наиболее существенные, определяющие производственные связи и пропорции между транспортной отраслью и отраслями материального производства. На автомобильном транспорте в качестве натурального показателя необходимо применять объем перевозок в тоннах по основной номенклатуре планируемых грузов, в качестве стоимостного - себестои­мость перемещения одной тонны груза (себестоимость транспортирова­ния и погрузочно-разгрузочных работ).

Показатель эффективности должен сочетать эффективность функ­ционирования транспортного коллектива и влияние перевозок грузов на деятельность обслуживаемых предприятий.

Эффективность- социально-экономическая категория, харак­теризующая объективные причинно-следственные связи или количест­венные соотношения между затратами и результатами. Между понятиями «эффект производства» и «эффективность производства» имеется разли­чие. Эффект производстваесть его результат. Эффективность произ­водства- это не сам результат, а его отношение к затратам, т. е. эффек­тивность - есть отношение полезного эффекта (результата) к затратам на его получение.

Оценка эффективности такой сложной системы, как перевозочный процесс, меняющийся в зависимости от изменения внешних и внутрен­них условий организации перевозки, должна включать в себя совокуп­ность многих свойств и показателей отдельных звеньев и компонентов перевозочного комплекса, организуемого для перевозки. Показатель эф­фективности перевозочного процесса, с одной стороны, должен характе­ризовать объем выполненных перевозок, а с другой стороны, характери­зовать согласованность выполняемых перевозок с удовлетворением по­требностей обслуживаемых предприятий, стабильностью и пропорцио­нальностью функционирования перевозочного комплекса.

Сложность оценки заключается в том, что автомобильный транспорт перевозит самые различные грузы и пассажиров и подвижной состав ра­ботает в самых разнообразных условиях. Проблема заключается в нахож­дении конкретной формы взаимосвязанного суммирования количествен­ного и качественного функционирования отдельных звеньев и компонен­тов перевозочного комплекса.

Правильный учет затрат, связанных с процессом перевозки грузов, имеет значение не только для самой транспортной отрасли, но прежде всего для обслуживаемых транспортом отраслей народного хозяйства и предприятий.

В настоящее время сопоставимыми показателями функционирования различных компонентов перевозочного комплекса могут быть стоимост­ные затраты или трудовые затраты. На современном уровне развития экономики при определении эффективности производственных процес­сов применяются стоимостные затраты. В действующих и предлагаемых методиках определения экономической эффективности рекомендуется учитывать:

фактор времени;

интегральный (за весь плановый период) экономический эффект; экономическую эффективность применения новой техники; оценку эффективности мероприятий по совершенствованию приро­допользования;

внешнеэкономические, социальные, экологические факторы и факто­ры неопределенности;

учета сопутствующего эффекта (который может проявляться в отрас­лях или сферах, непосредственно не связанных с теми, в которых прово­дится данное мероприятие);

формирование системы платежей за различные виды используемых ресурсов.

Фактор времениоказывает различное влияние на транспорт­ные затраты. Во-первых,фактор времени вызывает неравномерность за­трат и результатов производства. Затраты, производимые в более поздние сроки, предпочтительнее затрат, производимых в более ранние периоды.Во-вторых,сокращение продолжительности цикла перевозочного про­цесса ведет к повышению производительности подвижного состава, что способствует увеличению провозной возможности перевозочных ком­плексов. Увеличение провозной возможности перевозочного комплекса против запроектированной либо повышает надежность перевозочного процесса, либо позволяет высвободить подвижной состав для организа­ции других систем, так как перевозочный комплекс выполняет строго оп­ределенные перевозки, и перевыполнение их объема может быть только в случае, когда в пункте производства перевыполнен план выпуска опреде­ленной продукции и она находит спрос в других местах.

Сокращение цикла перевозочного процесса высвобождает матери­альные и людские ресурсы, а также способствует лучшему их использо­ванию. Однако сокращение продолжительности цикла перевозочного процесса не всегда ведет к снижению себестоимости перевозок и повы­шению эффективности. Дело в том, что снижение продолжительности цикла перевозочного процесса может быть осуществлено либо за счет увеличения технической скорости движения подвижного состава, либо за счет сокращения продолжительности выполнения погрузочно-разгрузочных и подготовительных работ. Более высокая техническая скорость подвижного состава требует увеличения энергетических затрат, а следовательно, и увеличения расходов. Сокращение времени простоя подвижного состава в погрузочно-разгрузочных пунктах также обычно связано с дополнительными расходами. Необходимо также учитывать и то, что увеличение скорости движения подвижного состава при работе последнего по часовым графикам не может дать положительного эффек­та, так как приведет к увеличению продолжительности ожидания выпол­нения погрузочно-разгрузочных работ.

Изменение скорости движения подвижного состава связано с сохран­ностью перевозимых грузов и с объемом грузовой массы, находящейся в пути. Удлинение сроков перевозки приводит к снижению качества пере­возимых грузов и изменению их веса. Это в первую очередь относится к перевозке скоропортящихся грузов и живого скота. Например, при пере­возке на расстояние до 50 км норма естественной убыли овощей и фрук­тов составляет: картофеля - 0,8 %, корнеплодов - 0,6 %, огурцов - 0,9 %, томатов - 0,3 % и т. д. При перевозке скота продолжительностью до 12 ч потери в весе составляют: свиней - 3 %, овец — 4 %,крупного рогатого скота — 4 %.Продолжительность перевозки свежего молока не должна превышать 12 ч и т. д. Увеличение времени перевозки увеличивает эти потери.

Принято считать, что сокращение срока перевозки приводит к сни­жению объема грузовой массы, находящейся в пути, и как следствие к сокращению оборотных средств. Это утверждение справедливо лишь к грузам сферы потребления, объем перевозок которых составляет около 3 %. Для сферы производства, в которой выполняется 96 % объема перевозок, характерным является не скорость перевозки, а срок доставки груза. В этой сфере увеличение скорости движения подвижного состава, а, сле­довательно, и снижения срока поставки может привести даже к нежела­тельным последствиям - необходимость складирования у получателя, хранение груза и дополнительные, вызванные этим затраты. Поэтому при измерении эффективности перевозочного процесса все эти факторы должны быть учтены.

Как правило, перевозочные комплексы организуются на непродолжи­тельное время, обычно на год. Это связано с тем, что ежегодно происхо­дит перераспределение закрепления поставщиков продукции за потреби­телями, а также уточнение и изменение объема перевозок грузов. Кроме того, значительная часть перевозок грузов, выполняемых автомобильным транспортом, имеет сезонный характер. Поэтому оценку эффективности выполняемых перевозок необходимо производить за весь плановый пе­риод (год или сезон), на который разработан технологический проект перевозки груза.

В настоящее время оценка эффективности хозяйственных меро­приятий определяется как разность между результатами производ­ства и затратами производственных ресурсов. Приведенные народнохозяйственные затраты определяются:

где: С - величина суммарных текущих затрат, руб.;

Еn- нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

W -годовой объем перевозок, т;

К- капитальные вложения в комплекс технических средств, руб.

В экономической литературе отмечается, что если исходить при сравнении вариантов только из текущих затрат, т. е. выбирать те вариан­ты, при которых текущие затраты наименьшие, то это означало бы, что фонд капитальных вложений, фонд накопления безгранично велик и все­гда целесообразны варианты, требующие применения наиболее передо­вой, сложной и дорогой техники. На самом деле это не так, фонд накоп­ления и фонд капитальных вложений ограничены. Надо учесть, что капи­тальные вложения - это не только деньги, они выражаются не только в стоимостях, но и в натуре, в вещах, оборудовании и т. д. Вот почему при­ходится считаться с дефицитностью капитальных вложений не только у нас, но и в других странах. По этому нормативный коэффициент эффек­тивности капитальных вложений выступает как своеобразная цена за их рациональное использование.

При оценке эффективности перевозочного процесса решение прини­мается для текущего момента, в пределах существующей провозной воз­можности подвижного состава. В этом случае повторный учет капиталь­ных затрат, связанных с выполнением перевозок, приведет к неправиль­ной оценке и может усложнить принятие правильного решения. Оценка эффективности функционирования перевозочных комплексов не затра­гивает экономических нормативов длительного действия.