Что такое организация?
На автомобильном транспорте основной задачей является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его работы. Производственный процесс на транспорте представляет собой формы движения транспортного потока от начального пункта до конечного (от пункта производства до пункта потребления груза).
Это движение может осуществляться медленно, с непроизводственными остановками и так далее, что приводит к возникновению перерывов в движении и расстройству транспортного потока. Поэтому для повышения эффективности перевозок транспортный поток должен быть надлежащим образом организован и постоянно управляем.
При организации перевозок грузов иногда бывает сложно определить, где кончается технология и начинается организация. Еще сложнее - где граница между организацией и управлением. Связь между организацией и управлением можно представить как сообщающиеся сосуды. Чем больше уделено внимания организации перевозочного процесса, тем легче и проще им управлять и наоборот. При этом, в каждом конкретном случае, необходимо находить рациональные затраты и трудоемкость, связанные с осуществлением организации и управления перевозочным процессом.
Организация - целенаправленное расчленение и эффективная связь между звеньями некоторого процесса. Термин «организация» имеет несколько смысловых значений.
Организация это:
внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;
совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Другими словами под организацией в зависимости от контекста понимается либо деятельность по организации, либо созданная в результате такой деятельности система зависимостей сложного объекта, либо сам таким образом организованный объект.
Встречаются и другие определения организации.
Организация - объединение людей, которые хотят действовать совместно.
Организация - институционное образование, в котором для многих отдельно взятых людей существует общая цель.
Организация - некое взаимосвязанное множество элементов, которые находятся в динамических отношениях между собой.
Организация - есть целое, которое больше суммы своих частей, т. е-
Если в результате проведенных мероприятий
то создана не организация, а нейтральный комплекс.
И, наконец, если
т. е. компоненты стали работать хуже, то создана дезорганизация, что очень часто случается в практической деятельности.
Повышение эффективности функционирования отдельных компонентов, объединенных в организацию, происходит за счет следующих факторов.
Во-первых, сама совместность работы действует на нервную систему работника оживляющим, ободряющим образом и тем повышает интенсивность труда. «Психическое» влияние сотрудничества относится к внутренним сопротивлениям организма. При труде в одиночку работник все действия предпринимает и выполняет за cчет собственной инициативы и собственных стимулов. Для каждого нового акта ему приходится вполне самостоятельно настраивать соответствующим образом свой нервно-мускульный аппарат. В совместной работе значительная доля этого процесса приспособления идет за счет подражания, т. е. более механическим, более автоматическим путем, при котором для подражающего внутренние сопротивления организма значительно меньше.
Во-вторых, соединение, например, двух сил позволяет преодолевать препятствие, причем каждая из этих сил в отдельности превышает усилие одного работника. Некоторые препятствия могут и не превышать усилия одного работника, но при совместном выполнении эта работа выполняется гораздо быстрее.
В-третьих, возбуждающее действие видимой согласованной работы также сводится к уменьшению внутренних сопротивлений.
Однако не каждое соединение отдельных компонентов в группу приводит к организации. Если в результате соединения компонентов их суммарное усилие не увеличилось, то вместо организованного комплекса создан нейтральный комплекс. Комплекс, составленный из нескольких компонентов, не связанных никаким сотрудничеством, но и не враждебных друг другу, из компонентов взаимно нейтральных, обладает таким количеством активностей, которое равно сумме активностей отдельных компонентов. Это нейтральный комплекс.
Иногда случается, что в результате соединения отдельных компонентов их суммарное усилие не увеличилось, а, наоборот, уменьшилось. В этом случае получили не организованный комплекс, а дезорганизованный. Дезорганизованное целое практически меньше суммы своих частей.
Полной, идеальной организованности в природе не бывает. К ней всегда примешана, в той или иной мере, дезорганизация. Так, даже наилучше устроенное сотрудничество не может быть свободно от всяких, хотя бы минимальных, внутренних помех и несогласованностей, а хорошо сконструированная машина - от вредных трений и т. п.
Первичным моментом, или основой формирующего организационного механизма, является объединение компонентов. Результатами объединения компонентов могут быть следующие варианты.
Активности одного компонента и активности другого соединяются так, что не делаются «сопротивлениями» одни для других. Это оптимальный случай.
Следующий вариант объединения прямо противоположный. Активности одного компонента становятся сопротивлениями для активностей другого, полностью парализуют их или парализуются ими.
Два компонента объединяются таким образом, что часть их активностей взаимно складываются, часть являются взаимными сопротивлениями. Например, увеличение числа автомобилей перевозочного комплекса, выполняющего одну и ту же работу по перевозке груза, увеличивает его провозную возможность, но одновременно приводит к снижению производительности каждой единицы подвижного состава за счет увеличения простоев в ожидании погрузочных работ.
Любая производственная система состоит из «скелета», функционирующих подсистем, связей между подсистемами и центрального органа. В производственных организациях функцию «скелета» выполняет так называемая «формальная» их сторона (официальные программы, уставы, технические и тактические директивы, правила распорядка). На автомобильном транспорте таким документом является Устав автомобильного транспорта.
Функционирующие подсистемы определяются исходя из технологической схемы организации перевозок. Обычно ими являются этапы перевозочного процесса. По законам построения системы в нее включается конечное число компонентов, которое необходимо для функционирования системы, обеспечивающей достижение цели.
Функцию связи между подсистемами в перевозочном комплексе выполняет общая цель. Общая цель - это декларация о требуемых результатах функционирования перевозочного комплекса. Организованность достигается постольку, поскольку направление активности, выражаемое целью, тождественно для всех компонентов. Один из классиков научного управления Анри Файоль отмечал, что в государстве общий интерес, общая цель - вещь столь сложная, столь обширная, столь отдаленная, что о нем не всегда имеется отчетливое представление. Если идея об этом общем интересе не оживляется беспрерывно высшей властью, то она постепенно беднеет, слабеет и каждое учреждение начинает считать себя как бы самоцелью, забывая, что оно является лишь колесом в огромной машине, все части которой должны двигаться согласованно. Оно изолируется, замыкается и признает лишь одну иерархическую колею.
О важности центрального органа говорит то, что устранение руководящего элемента влечет за собой больше отрицательных последствий, чем устранение какого-либо другого его элемента.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список