Глава 2 28
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ 28
2.1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК 28
2.2. ЦЕЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ 31
МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 31
2.3. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ 34
2.4. ГРАНИЦЫ СИСТЕМЫ 37
2.5. УРОВЕНЬ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОЙ СИСТЕМЫ 38
ВЫВОДЫ 287
Значения энтропии, входящие в формулу (2.4), отличаются между собой количеством внешних воздействий на систему (когда влияние внешней среды на систему значительно превышает обратное влияние системы на среду).
Каждому неравенству в формуле (2.4) (см. рис. 2.5) соответствует определенноезначение параметра а, который называется степенью открытости системы.Этот обобщающий показатель отражает величину всехизменений,которые произошли в системе в результате ее взаимодействия с внешнейсредой. Вабсолютно замкнутой системе а = 0, в абсолютно разомкнутой системе
а = аmax(2.5)
В общем виде
О < а < аmax(2.6)
Рис. 2.5. Значение энтропии для стационарных состояний системы при различных степенях ее открытости. | Чтобы открыть (разомкнуть) систему, необходимо воздействие окружающей среды на функционирование системы в виде планов, графиков, расписаний, смет и т.д. Увеличение воздействия на систему приводит к увеличению числа переменных, необходимых для описания поведения системы. Применительно к грузовым перевозкам к таким параметрам следует отнести: потребное число подвижного состава; модель; режим работы |
(без выходных, круглосуточно, только днем, только ночью и др.); функции управления и др.
Чтобы повысить организованность системы, необходимо увеличить степень ее открытости, в результате в системе начнет преобладать процесс упорядочения. При уменьшении степени открытости происходит дезорганизация системы. Таким образом, размыкание системы приводит к ее упорядочению и самоорганизации, а замыкание - к дезорганизации. Открытая система постоянно находится в процессе взаимодействия с внешним миром (средой).
В основе статистического подхода к определению величины энтропии лежит постулат о бесструктурности частиц, составляющих систему. Бесструктурностьозначает, что одна частица отличается от другой только порядковым номером. Вопрос о том, насколько маленькой (какой) должна быть часть системы, чтобы играть роль бесструктурной частицы в экономических системах (в частности, в перевозочных), в настоящее время остается без ответа.
Определение понятия бесструктурной частицы - элемента системы имеет очень важное значение. Неправильно выбрав ту или иную часть системы в качестве элемента, можно получить дезорганизацию там, где на самом деле происходит самоорганизация, и наоборот.
При определении бесструктурной частицы необходимо найти ту наименьшую часть системы, которая непосредственно связана с выполнением перевозочного процесса.
Транспортной отрасли присуща иерархическая структура связей между критериями эффективности для всей транспортной сферы и частными, локальными критериями эффективности для отдельных комплексов, звеньев и компонентов на различных уровнях иерархии. Такая структура позволяет анализировать интересы общества на различных уровнях, более объективно ориентироваться в выборе показателей эффективности, выявить связи между показателями эффективности перевозочного процесса на различных уровнях. Учитывая, что система показателей эффективности перевозочного производства должна ориентировать коллективы предприятий на достижение лучших конечных результатов деятельности, необходимо определить цели транспортной отрасли различных уровней.
Иерархическая структура целейпостроена на логической основе, сверху вниз имеет семь уровней(рис. 2.6): народного хозяйства, межотраслевой, отраслевой, территориальный, перевозочных комплексов, звеньев и компонентов.Цели последующего уровня обеспечивают выполнение задач, стоящих перед предыдущим уровнем.
Седьмой уровень - народное хозяйство -преследует одну глобальную цель - планомерное и пропорциональное развитие отраслей материального производства.Принятие в качестве «верхушки целей» одного из основных экономических законов развития общества позволяет увязать развитие всей транспортной отрасли с потребностями общества. Определив глобальную цель, можно определить задачи, которые следует выполнять на нижележащих уровнях для того, чтобы достичь этой цели.
Шестой уровень - суперсистема - отрасль материального производства - транспорт - призван обеспечить эффективное действие определенной отрасли материального производства. Эта цель достигается оптимизацией межотраслевого функционирования. На этом уровне поставленная цель может быть достигнута, если провозные возможности транспорта будут соответствовать потребностям отрасли в своевременном перемещении грузов, при минимальном уровне затрат. Следует учитывать, что минимальные затраты транспортной отрасли необходимо рассматривать с точки зрения создания условий для повышения эффективности определенной отрасли.
Пятый уровень - транспортная отрасль материального производства. На автотранспорте важнейшая цель - полное и своевременное удовлетворение потребностей отраслей материального производства в перевозках.
Четвертый уровень - территориальный - представляет собой автотранспортные предприятия, созданные для организации перевозок грузов. Цель автотранспортного предприятия - обеспечить максимальную эффективность перевозочных комплексов.
Третий уровень - перевозочные комплексы - представляют собой комплексы, которые можно интегрировать и оценивать, т. е. определять, являются ли альтернативные варианты лучше или хуже исходного варианта. Перевозочный комплекс создается для выполнения общественной функции - перемещение груза от места производства до места потребления. Возможности комплекса ограничиваются не только его рамками, но г и инерцией, присущей различным его компонентам.
Этот уровень решает тактические цели - выполнение определенных перевозок по конкретному маршруту или маршрутам с максимальной эффективностью. Цель этого уровня - максимальная эффективность перевозочного процесса.
Второй уровень - звенья. Учитывая, что деятельность перевозочного комплекса носит многообразный характер, а любой отдельно взятый компонент, ввиду своей ограниченности, не может выполнять функции комплекса, функции между компонентами внутри перевозочного комплекса разделены и специализированы. Это приводит к тому, что добавление нового компонента ведет не к перестройке перевозочного комплекса, а к изменению связей между звеньями. Состав звеньев имеет большое значение в вопросах структурной организации возможных видов деятельности перевозочного комплекса. Наиболее важные функции комплекса не иерархического характера - это подготовка груза, погрузка, перемещение, разгрузка, хранение груза.
Каждое звено имеет свои цели и задачи, подчиненные концепциям комплекса. Цели звена введены для более ясной формулировки функций комплекса, цели которого заключаются не в простом соединении целей и интересов звеньев, входящих в интегрированную единицу, а образуют качественно новые свойства. Организационная структура перевозочного комплекса предполагает оптимизацию как состав звеньев, образующих данный комплекс, так и внутренней структуры этих звеньев, компонентов и взаимосвязей между последними. Основная цель этого уровня - установление определенной пропорциональности между звеньями.
Первый уровень - компоненты. На этом уровне происходит конкретная реализация перевозок грузов. Основные компоненты перевозочного комплекса - посты хранения грузов, погрузочно-разгрузочные посты и рабочие этих постов, автомобили и водители, автомобильные дороги, служащие средством транспортных связей между пунктами производства и потребления грузов. В основе перемещения груза от места производства до места потребления лежит функционирующий компонент: автомобиль-водитель-дорога (А-В-Д), - представляющий начальный уровень иерархической структуры транспортной отрасли. Цель этого уровня - наивысшая производительность труда - является сквозной от компонента до отрасли и межотраслевого уровня. На каждом уровне эта цель проявляется по-своему. На уровне компонентов производительность труда индивидуальная, на уровне звеньев - локальная, а начиная с уровня транспортных комплексов, общественная производительность труда. Не каждое повышение индивидуальной и локальной производительности труда означает повышение производительности общественного труда.
Поскольку общественная производительность труда формируется на уровне перевозочных комплексов, то по нашему мнению перевозочные комплексы и будут являться структурными элементами перевозочной системы.
Чтобы определить влияние изменения величины энтропии системы на эффективность ее функционирования, необходимо определить связь между величиной энтропии системы и производительностью подвижного состава.
В формулу (2.1) определения энтропии системы входит параметр к - постоянный коэффициент, отвечающий природе элементов системы. В настоящее время значение этого коэффициента для транспортных систем неизвестно.
Чтобы выявить закономерность влияния изменения величины энтропии на производительность подвижного состава, необходимо исключить из формулы (2.1) коэффициент к. Для этого в настоящее время имеется возможность определить не абсолютное значение энтропии системы перевозок, а относительную величину изменения энтропии. Важным свойством относительных величин является то, что они абстрагируют различия абсолютных величин. Относительная величина есть результат сопоставления между собой двух других величин. Величина, с которой производится сравнение, называется базисной, а сопоставляемая величина - текущей. Относительная величина выражается коэффициентом, показывающим, во сколько раз текущая величина меньше или больше базисной.
Коэффициент отношения энтропии текущего года к базисному году определяется по формуле:
где: w - коэффициент отношения энтропии текущего года к базисному году;
Ni - число структурных элементов, входящих в систему в текущем периоде;
Nδ - число структурных элементов системы в базисном периоде.
Таким образом, относительное изменение текущей величины энтропии позволяет характеризовать состояние организации перевозок грузов в рассматриваемом предприятии или экономическом районе.
ВЫВОДЫ:
Вся объективно существующая действительность представляет собой единую материальную систему. При изучении ее условно делят на локальные системы.
Основной концепцией системного подхода к организации перевозочного процесса грузов является достижение одновременного функционирования отдельных, но взаимосвязанных частей (компонентов), обеспечивающих более высокую эффективность, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности.
При системном подходе качественно различные процессы в экономике, физике, биологии описываются одними и теми же математическими закономерностями. Это приводит к более высокой степени абстракции, а также к единообразию и сравнимости описания технических, экономических, физических и других процессов.
Перевозочная система рассматривается как группа механизмов (автомобили, погрузчики и т. п.), обслуживаемых операторами (водителями, экскаваторщиками, крановщиками и т. д.). Каждый механизм и его оператор, представляют собой более простую систему «человек-машина». Если идти по пути интеграции, то получим более сложную систему, состоящую из основных и вспомогательных рабочих, основного и вспомогательного оборудования, систему со сложным комплексом взаимосвязей, взаимоотношений и интересов, обладающей сложной структурой и организацией. Чтобы выполнять свои функции автомобильные перевозки должны рассматриваться как сложная материальная, зависимая, вероятностная, открытая, стабильная и устойчивая система.
Согласно теории организации, чтобы привести хозяйственную деятельность любого структурного звена в соответствии с общенародными государственными экономическими интересами, необходима общая цель. Цель транспортной отрасли материального производства - максимальная эффективность перевозок грузов (производственного процесса), которая заключается в сохранности (доставке до места потребления в установленные сроки) созданных потребительных стоимостей другими отраслями материального производства и наиболее полном использование имеющихся потенциальных провозных возможностей подвижного состава.
Одним из центральных понятий в экономике в настоящее время становится понятие энтропии. Энтропия - это количественная мера беспорядка в системе, характеризующая уровень ее организованности. Величина энтропии завсит от количества внешних воздействий на систему, т. е. от степени ее открытости. При уменьшении степени открытости происходит дезорганизация системы и наоборот.
В основе статистического подхода к определению величины энтропии лежит постулат о бесструктурности частиц, составляющих систему. Бесструктурность означает, что одна частица отличается от другой только порядковым номером. Поскольку общественная производительность труда формируется на уровне перевозочных комплексов, то перевозочные комплексы и являются структурными элементами перевозочной системы.
В настоящее время не представляется возможным определить абсолютное значение энтропии перевозочных систем, так как неизвестно значение постоянного коэффициента к. отвечающего природе элементов экономических, в том числе и перевозочных систем. Однако имеется возможность определять относительную величину изменения энтропии в результате воздействия на систему окружающей среды. Таким показателем является коэффициент отношения энтропии текущего года к базисному году.
Вопросы для самоконтроля
Сущность общей теории систем.
Преимущества системного подхода к организации перевозок грузов.
Классификация систем.
Понятие о бесструктурном элементе системы.
Определение границ систем.
Определение уровня организованности систем.
Цель транспортной отрасли материального производства.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список