logo
Вельможин Грузовые перевозки

6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок

Основной производственной частью автотранспортного предприятия является служба организации перевозок. Назначение этой службы за­ключается в организации автомобильных перевозок грузов в соот­ветствии с заключенными договорами и заданиями. Функции службы организации перевозок существенно изменяются при ее централизо­ванной или децентрализованной организации. Централизованная служба создается в крупных городах или отдельных экономических районах для лучшего использования подвижного состава. При этом функции от­дельных АТП сводятся к содержанию подвижного состава в технически исправном состоянии, подготовке его к работе на линии и выпуску на линию по разнарядке центральной службы организации перевозок.

При децентрализованной организации служба организации перево­зок комплексного АТП выполняет следующие функции:

изучает данные о грузопотоке и транспортных связях в районе, об­служиваемом АТП, подготавливает проект плана перевозок;

заключает договоры с грузоотправителями и грузополучателями, принимает заказы и заявки на перевозки;

организует и обеспечивает выполнение перевозок грузов, а также экспедиционных, складских, а в отдельных случаях и погрузочно-разгрузочных операций, связанных с перевозками;

проводит обследование пунктов отправления и назначения грузов, выясняет их подготовленность к приему подвижного состава и осуществ­лению погрузочно-разгрузочных работ;

проверяет состояние подъездных путей, освещенности, весового хо­зяйства, фронта погрузки и разгрузки, обеспеченность погрузочно-разгрузочными механизмами и грузчиками и принимает меры к устране­нию обнаруженных недостатков;

проверяет расстояние транспортирования грузов, оформляет их соот­ветствующими актами совместно с представителями грузоотправителя и составляет списки расстояний;

составляет графики выпуска подвижного состава на линию и возвращения их в гараж;

разрабатывает графики и маршруты по перевозке грузов с учетом максимальной загрузки автомобилей и повышения их производитель­ности;

составляет суточный оперативный план перевозок, предусматривая в нем увязку перевозок по направлениям, срокам выполнения и характе­ру грузов;

на основе составленного оперативного плана производит выписку путевых листов на каждый автомобиль и вручает их водителям для ис­полнения;

организует подачу на линию необходимого количества технически исправного подвижного состава в соответствии с графиком выпуска, обеспечивает выполнение каждым водителем установленного для ав­томобиля маршрута движения и заданного объема перевозок;

осуществляет диспетчерское руководство и контроль за работой под­вижного состава на линии;

организует подачу на линию автомобилей технической помощи; обеспечивает выполнение установленного задания, анализирует все случаи невыполнения перевозок и принимает необходимые меры;

принимает от водителей путевые листы и товарно-транспортные до­кументы, проверяет правильность их оформления, контролирует сдачу груза по назначению;

производит обработку путевых листов и тарификацию выполненных перевозок;

ведет установленный оперативный учет и отчетность; осуществляет административное руководство водителями и проводит необходимую оперативную работу с ними;

устанавливает систему организации труда водителей; разрабатывает и проводит мероприятия по наиболее эффективному использованию подвижного состава;

организует работу водителей, действующих в отрыве от основной базы.

При переходе АТП на работу в условиях рыночных отношений воз­никает необходимость реорганизации перевозочной деятельности АТП в соответствии с требованиями маркетинга. Основными задачами службы маркетинга АТП являются:

систематическое комплексное изучение состояния потребности кли­ентуры и населения в транспортных услугах;

подготовка краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития спро­са на транспортные услуги с учетом факторов, воздействующих на него (конкуренция, изменение состава клиентуры, социально-экономическая ситуация, правовые ограничения и пр.);

анализ изменения финансового положения АТП в связи с ростом объемов реализации услуг, так как непропорциональное развитие произ­водственной и сбытовой деятельности может негативно отразиться на финансах предприятия;

всесторонний анализ деятельности конкурентов на рынке транспорт­ных услуг;

оценка собственных возможностей АТП по предоставлению транс­портных услуг (состояние подвижного состава, наличие специализиро­ванного подвижного состава и пр.);

уточнение долгосрочных и текущих целей, стоящих перед АТП (раз­витие предприятия, увеличение прибыли и т. д.);

определение методов достижения поставленных целей (разработка научно-технической, ценовой, рекламной стратегии, кадровой поли­тики и пр.);

расчет и обоснование планово-экономических показателей деятель­ности предприятия (с соблюдением коммерческой тайны АТП);

разработка новых видов деятельности с целью стабилизации финан­сового состояния АТП, а также получения дополнительных доходов;

проведение анализа получаемых результатов, определение эффек­тивности работы АТП, оценка достижения текущих и долгосрочных це­лей и другие задачи.

Переход АТП на работу в условиях рыночных отношений требует су­щественного изменения функции службы организации перевозок.