7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
До экономической реформы организационная структура автотранспорта общего пользования (АТОП) России была следующей:
Минавтотранс;
главные управления;
территориальные производственные объединения;
автотранспортные предприятия.
Высшим звеном управления являлось Минавтотранс, средним - территориальные управления и низшим (первичным звеном) - автотранспортные предприятия.
В хозяйственной практике отношения структурных звеньев регламентировались документами: «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии» и «Общее положение о Министерствах СССР».
В результате экономических преобразований достаточно стройная и эффективная система управления, которая была в Минтрансе РСФСР практически прекратила свое существование. На федеральном уровне создано 11 коммерческих структур: АК «Росавтотранспорт», АО «Совтрансавто», АО «Совинтеравтосервис», АО «Автокадры», АК «Росавтосер- вис», АО «Аврон», АО «Авторесурс», хозяйственные ассоциации «Гаро» и «Автожилпромстрой», совместное предприятие концерн «Союзвнеш- транс», концерн «Росгорэлектротранспорт».
На федеральном уровне были организованы четыре добровольных объединения: ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), ассоциация ТЭО населения «Ространссервис», ассоциация «Горэлектротранспорт», всероссийское общество автолюбителей (BOA). В 1999 г. было создано еще одно добровольное общество - Российский автотранспортный союз (РАС).
Во многих регионах России функции государственного управления деятельности автотранспорта осуществляются по многовариантной системе административно-отраслевыми государственными органами и территориальными отраслевыми хозяйственными организациями, наделенными соответствующими полномочиями органами исполнительной власти субъектов Федерации. Отдельные специальные функции выполняются как федеральным департаментом, так территориальными отделениями Российской транспортной инспекции (ДРТИ, РТИ) Минтранса РФ.
Так в Кемеровской, Ульяновской, Московской областях и Краснодарском крае в качестве уполномоченных органов по регулированию и управлению автотранспортом региона задействованы акционерные общества (бывшие территориальные производственные объединения), которые учреждены значительным числом автопредприятий (рис. 7.1). Им администрация региона своим постановлением передала определенные полномочия по управлению автотранспортной деятельностью на территории региона.
В Саратовской, Тамбовской, Кировской, Псковской областях для управления транспортом созданы хозяйственные структуры - государственные унитарные предприятия (рис. 7.2). Такое предприятие учреждается Минтрансом РФ совместно с администрацией региона или самостоятельно администрацией региона. Основной задачей государственных унитарных предприятий является выполнение функций по координации и регулированию автотранспортной деятельности в пределах региона. В городах Москве и С-Петербурге, Иркутской и Магаданской областях и республиках Дагестан, Кабардино-Балкария, |
Карачаево-Черкессия и Марий-Эл созданы административно-управленческие подразделения при органах администрации региона (рис. 7.3). Такой государственный орган управления и регулирования работой автотранспорта, не зависящий ни от каких коммерческих и хозяйственных структур, по своему замыслу действительно должен являться эффективным государственным органом управления. На практике, в некоторых регионах, получили недееспособные, формальные органы управления, так как штатный состав составил один-два сотрудника.
В Белгородской области автотранспортное подразделение, которое занимается управлением и регулированием деятельности автотранспорта области, организовано в составе дорожной службы, за счет отчислений от территориального дорожного фонда. В Астраханской области управление по регулированию автотранспортной деятельности организовано в составе отделения Российской транспортной инспекции (РТИ). Дееспособных органов управления и регулирования региональной автотранспортной деятельностью создано только в 55-60% регионах. В 20 регионах практически никакого управления нет. |
В настоящее время определилась острая необходимость государственного регулирования автотранспортной деятельности. Разрабатываемая система государственного управления и регулирования автотранспортной деятельности должна учитывать особенности функционирования автотранспортного комплекса страны.
К основным особенностям, оказывающим влияние на отраслевую систему управления, относятся:
многочисленность и многообразие субъектов управления на автомобильном транспорте. В результате разгосударствления, демонополизации, акционирования и приватизации на начало 1996 г. на рынке транспортных услуг действовали 532 тыс. субъектов хозяйствования, в том числе: 115 тыс. - частных предприятий, 112,6 тыс. - предприятий со смешанной формой собственности, 156 тыс. - индивидуальных предпринимателей. Число индивидуальных предпринимателей к началу 1997 г. сократилось до 120 тыс.;
каждое грузовое автотранспортное предприятие обслуживает 50-60 клиентов различных отраслей. Автобусами ежедневно перевозится 50-60 млн., человек;
автотранспорт является объектом повышенного риска. Это предъявляет высокие требования к квалификации персонала, как рабочих, так и руководителей, а также соблюдению режима труда, отдыха, экологических требований и выполнению правил дорожного движения. Поэтому в автотранспортных предприятиях необходимо проведение единой технической политики, введение единых правил перевозок и т. д.;
автомобильный транспорт играет очень важную роль при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в системе обороны страны;
государственное регулирование автотранспортной деятельности вызывается также необходимостью обеспечения своевременности перевозок пассажиров, социально значимых грузов, содержанием номерных автоколонн и др.
Эффективная система управления требует четкого разграничения управленческих функций как между федеральным и региональным уровнями, так и между региональным уровнем и автотранспортным предприятием.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список