Анализ модели на чувствительность
При решении задач методами линейного программирования важно не только найти численные значения управляемых переменных, при которых достигается оптимум, но и знать, в каком интервале можно менять входные параметры без существенного отклонения от найденного оптимума и без значительного нарушения структуры базиса, формирующего оптимальное решение. Исследование, позволяющее ответить на эти вопросы, носит название: анализ модели на чувствительность. Такой анализ позволяет ответить на следующие вопросы:
Останется ли решение оптимальным, если уменьшить вклад в прибыль одной из базисных переменных?
К каким последствиям приведет сокращение объема ресурсов?
Что произойдет, если ввести в рассмотрение новую управляемую переменную?
Приемы, используемые при анализе модели на чувствительность, по своей сути весьма просты, хотя и отличаются некоторой громоздкостью. Разберемся в существе вопроса на примере, рассмотренном ранее. Запишем для этой цели исходную и «заключительную» системы уравнений, обозначим их соответственно через (Н) и (К).
где Х0- подлежит максимизации.
Как используются выделенные ресурсы? При решении задач свободные (дополнительные) переменные могут принимать следующие значения.
Свободная (дополнительная) переменная равна нулю. Это значит, что в процессе производства используются все материалы (ресурсы).
Свободная переменная больше нуля, ресурсы используются не полностью, имеется остаток, который равен разности между запасами ресурсов и израсходованными ресурсами.
Свободная переменная равна запасам ресурсов. Это значит, что ресурсы не используются совсем.
Определим, останется ли уже найденный допустимый оптимальный базис оптимальным, если изменить коэффициенты в выражении для целевой функции.
Для этого рассмотрим коэффициенты при небазисных переменных Х2и Х4в строке 0 системы уравнений (Н). При каком значении этих коэффициентов решение останется оптимальным, а при каком становится неоптимальным?
Предположим, что коэффициент при Х2получает неотрицательное приращение δ, т. е. становится равным 5 + δ .Тогда строка 0 системы уравнений (Н) примет следующий вид:
При выполнении каждой симплекс-итерации мы прибавляли к строке 0 одну из остальных строк, предварительно умножив последнюю на некоторую константу. Следовательно, на заключительной итерации строка 0 системы уравнений (К) запишется в виде
Из полученного уравнения видно, что если δ > 3/7, то коэффициент при Х2принимает отрицательное значение. В этом случае, согласно правилу 1 (максимизация), в очередное базисное решение вошла бы переменная Х2.Аналогично, если бы коэффициент при Х4принял значение, превышающее, то пробное базисное решение перестало бы быть оптимальным.
Таким образом, коэффициенты при небазисных переменных в строке 0 на этапе заключительной итерации показывают, в каких пределах соответствующие коэффициенты в выражении для целевой функции могут принимать положительные приращения без нарушения оптимальности ранее полученного базиса.
Рассмотрим, в каких пределах могут изменяться переменные, входящие в базис X1 и Х3, без ущерба для оптимальности полученного решения?
Запишем строку 0 системы уравнений (Н) в виде
В этом случае, строка 0 в (К) примет вид:
Чтобы ответить на вопрос, в каких пределах можно изменять δ,не нарушая оптимальности полученного решения, необходимо обратить в нуль коэффициент при X1в строке 0. Для этого умножим δна строку 1 в (К) и прибавим полученный результат к полученному уравнению. Получим
Из полученного уравнения следует, что при выполнении условия –3/5 ≤δ<11/5полученное решение остается оптимальным. Приδ≤-3/5 коэффициент при Х2принимает отрицательное значение. В случае, когда δ≥ 11/5, отрицательным становится коэффициент приХ4.Таким образом, как только значение δ выходит за пределы интервала -3/5≤δ≤11/5,прежний базис перестает быть оптимальным.
Этот прием анализа пригоден не только в случае, когда изменяются коэффициенты либо при базисной, либо при небазисной переменных, но и в случае изменения нескольких коэффициентов одновременно.
Останется ли допустимым полученный оптимальный базис, если изменить значения констант в правых частях соотношений?
Рассмотрим правую часть строки 2 системы уравнений (Н). Произведем замену 120→120 + δ. Заметим, что свободная переменная X6,фигурирующая в указанной строке, входит в базис (К). Следовательно Х6изменится на величину δ. Таким образом, ранее полученное решение останется допустимым, еслиδ≥325/7,см. строку 2 в системе уравнений (К).
Рассмотрим правую часть уравнения в строке 1 системы уравнений (Н). Произведем замену 15 → 15 + δ . При таких значениях δ полученный базис остается допустимым?
Будем учитывать при выполнении симплекс-итераций произведенную замену. На последней итерации будем иметь:
Обратим внимание на то, что введение 8 в правую часть сопровождается появлением в левой части переменной Х5.
Полагая, как обычно, небазисные переменные Х1, Х4, Х5и Х7 равными нулю, получим значения базисных переменных, которые определяются теперь через δ.
Чтобы базис оставался допустимым, константы в правых частях уравнений должны иметь неотрицательные значения. Отсюда следует, что если
то пробное решение остается допустимым.
При δ≤50/10 значение базисной переменной Х1становится отрицательным; при δ≥325/61 отрицательное значение принимает базисная переменнаяХ6.
Положим δ = 1, что можно интерпретировать как увеличение «ресурса» в строке 1 на единицу.
С помощью соотношения в строке 0 системы уравнений (К) видно, что при этом значение целевой функции возрастет на 13/7. Другими словами, при увеличении объема ресурсов на единицу дополнительная прибыль в оптимальном варианте составит 13/7.
Произведем одновременно следующие замены:
Затем после выполнения всех операций, позволяющих перейти от системы (Н) к системе (К), и обращения в нуль всех небазисных переменных, будем иметь:
Коэффициенты при δ1совпадают с коэффициентами при соответствующих свободных переменных в (К). Базис остается допустимым, если значенияX1,Х6и Х3неотрицательны. Следовательно, δ1, δ2и δ3 должны удовлетворять соответствующей системе неравенств.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список