logo
Вельможин Грузовые перевозки

Перевозочный комплекс

Любая транспортная операция выполняется организацией, которая:

преследует общую цель;

имеет в своем распоряжении и (или) может получить откуда-то люд­ские, экономические и материальные средства, достаточные для дости­жения этой цели;

располагает широким набором различных стратегических и тактиче­ских приемов использования этих средств для решения поставленной за­дачи.

Организация рассматривается в качестве комплекса взаимосвя­занных элементов, а именно:

  1. Цель, задача (или задачи).

  2. Разделение задачи на отдельные виды работ, которые могут быть поручены определенным членам внутри организации.

  3. Интеграция отдельных работ в соответствующие подразделе­ния.

  4. Мотивация (в том числе взаимодействие, поведение, взгляды чле­нов организации).

  5. Процессы принятия решений, коммуникации, информационные потоки, контроль, поощрение и наказание, имеющие решающее значе­ние для обеспечения выполнения целей организации.

  6. Единая организационная система, которая понимается не как осо­бый, дополнительный признак, а как внутренняя согласованность, кото­рая должна быть достигнута между всеми вышеуказанными элементами организации.

Простейшая организация (перевозочный комплекс) для перевозки груза должна состоять из следующих звеньев: подготовки груза к пере­возке, погрузки, транспортирования, разгрузки и подготовки (подачи) подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств к работе.

Перевозочный комплекс является открытой системой, так как он ока­зывает влияние на работу организаций, отправляющих и получающих груз, а последние оказывают определенное воздействие на него.

Прежде чем начать перевозку грузов, необходимо включить в пе­ревозочный комплекс все необходимые компоненты. Каждому такому сложному объекту постоянно угрожают деструктивные факторы, и как таковой он существует только под опекой исключительно благоприят­ных условий или защитных действий. В перевозочных комплексах выде­ляются руководящие элементы. Устранение руководящего элемента вле­чет за собой больше отрицательных последствий, чем устранение како­го-либо другого его элемента.

Различные компоненты перевозочного комплекса бывают в разной степени важными в зависимости от характера выполняемых перевозок. Степень важности зависит от того, в какой мере отсутствие этого компо­нента или же его повреждение затруднит функционирование перевозоч­ного комплекса, и от того, насколько большие трудности доставит замена этого компонента в случае его отсутствия или же его исправление в слу­чае повреждения.

Зачастую перевозочный комплекс долгое время не изменяется, не­смотря на изменение его задач или обстоятельств, в которых он выполня­ет свои задачи. В таком случае образуются так называемые рудименты. Введение и сохранение различных необходимых составных компонентов, удаление всякого балласта - это постоянная работа по созданию условий для хорошего синтеза.

Создавая перевозочный комплекс,- необходимо стремиться к тому, чтобы он состоял из минимального числа различных компонентов, наи­более тесно соединенных, связанных несложными зависимостями. Поло­жительная оценка работника зависит не от относительной важности вы­полняемой им функции, а от степени добросовестности ее выполнения. Каждый член коллектива должен знать, что намереваются делать другие его члены, что связано с выполнением информационных функций, функ­ций уведомления.

Основными компонентами перевозочного комплекса являются: посты хранения груза, посты подготовки груза к перевозке, погрузочно-разгрузочные посты и рабочие этих постов, автомобили и во­дители, автомобильные дороги, служащие средством транспортных связей между пунктами производства и потребления грузов и др. В основе перемещения груза от места производства до места потребле­ния лежит функционирующий компонент автомобиль-водитель-дорога (А-В-Д).

Таким образом, основными объектами управления при перевозке грузов являются перевозочные комплексы, в качестве системы управ­ления выступает автотранспортное предприятие (АТП), а окружающей средой являются предприятия и организации, обслуживаемые данным АТП.

При формировании перевозочных комплексов для обслуживания крупных заказчиков с устойчивым грузопотоком общий подход заключа­ется в закреплении за договорным заказчиком, как правило, только одно­го исполнителя в виде подрядного подразделения. Чтобы неравномер­ность объемов перевозок по заказчикам взаимно погашалась, суточные потребности в транспортных средствах комплекса должны находиться на уровне его провозных возможностей.

Мелкие заказчики группируются по роду груза, виду перевозок, и за группой таких заказчиков закрепляется укрупненный перевозочный ком­плекс.

В тех случаях, когда перевозки нестабильны на протяжении года, чис­ленность подвижного состава перевозочного комплекса и количество об­служиваемых объектов подбираются таким образом, чтобы обеспечить бо­лее равномерное использование провозных возможностей перевозочного комплекса. Этому способствует укрупнение перевозочного комплекса (за­частую до размеров автоколонны), а также регулирование провозной воз­можности за счет использования прицепов, дополнительного привлечения водителей, организация двух - трехсменной работы и т. п.