7.1. Определение управления
Управление - это функция, ориентированная на сохранение установленного предварительного состояния либо (при нарушающих ход системы воздействия) на обеспечение ее устойчивого функционирования.
Предварительно установленное состояние - это запроектированная и осуществленная система мер по рациональному движению предмета, предусматривающая создание материально-вещевых условий для нормального функционирования объекта управления и системы работы исполнителей. Это является непременным условием результативности и эффективности управления. В биологических системах эта устойчивость достигается способностью их самоорганизации, а в социально- экономических - функцией управления системой.
Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Иными словами управлять - это: прогнозировать и вырабатывать программу действия; создавать материальный и социальный организм предприятия; заставлять персонал надлежаще работать;
связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.
Управление всегда означает воздействие на поведение людей. Управление имеет дело не с материальными объектами механики и техники, а с общественными отношениями между людьми.
Управление представляет собой общественное отношение, а именно отношение людей к осуществлению управленческих функций.
Любой совместный или общественный труд нуждается в управлении. Без него невозможна ни деятельность, направленная на преобразование природы, ни объединение предметов и средств труда в едином процессе.
История управления как науки доказывает, что не существует абстрактного управления, стоящего по ту сторону отношений между людьми и отношений власти. В теории организации и управления производством выделяются три этапа.
Первый этап - тейлоризм.
По мнению авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента, началом развития современного менеджмента следует считать 1886 г., когда бизнесмен Г. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В докладе обосновывалась необходимость менеджмента как профессиональной специальности и научной дисциплины. Доклад произвел большое впечатление на Ф. Тейлора и стимулировал создание им теории «научного менеджмента». В 1911 г. Ф. Тейлор сформулировал концепцию организации производства и управления, которая без существенных изменений просуществовала до 1950-х годов.
Выводом из этой теории служило то, что поощрительные стимулы должны побуждать рабочих эксплуатировать машину в точном соответствии с выданными инструкциями (всякая инициатива наказуема).
Более широкую трактовку системы «человек - машина» разработал сотрудник Тейлора Г. Л. Гантт. Применение им существующих аналитических методов к исследованию отдельных производственных операций дало возможность учесть в таких системах организационный и мотивационный аспекты производства.
Совместная работа супругов Франка и Лилиан Гильберт привела к выводу, что основные элементы производственных операций не зависят от содержания работы. Проведенный ими микроанализ движений в целях совершенствования технологических операций положил начало исследованиям затрат времени и движений, а также использованию соответствующих графиков в планировке рабочих мест.
В 1920-х годах некоторые идеологи (Ренис Ликерт) ставили перед собой задачу, используя достижения социологии и психологии, сделать рабочих послушными, более сговорчивыми и на этой основе получить большую возможность манипулировать их сознанием. Была разработана модель управления, в основу которой положены трудовые группы.
Научные концепции управления Ф. Тейлора были направлены на жесткий рационализм в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достоинствах далеко не единственный путь повышения эффективности работы реальных предприятий и организаций. Другое направление - поведенческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в социальных системах. На его основе осуществляется выработка рекомендаций по совершенствованию «человеческих отношений», мобилизации «человеческого фактора», развитию участия трудящихся в управлении, повышению эффективности лидерства.
Второй этап - переход от использования методов субъективных оценок отдельных руководителей к методам научного обоснования принимаемых решений (математическое моделирование, линейное программирование, ситуационный анализ, транспортные игры).
Третий этап связан с идеей системного подхода к организации и управлению производством.
В последние годы развитие теории систем, кибернетики, экономико- математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления способствовали активному использованию в управлении системного подхода.
Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний. Углублялось осмысление и изучение организаций как социальных систем, представление о предприятии как об открытой системе, активно взаимодействующей со своей средой и приспосабливающей свое внутреннее строение к ее «организационному контексту», то есть состоянию внешней среды предприятия, его размерам, целям и технологии деятельности, качествам людей, формирующих его «человеческий капитал».
Со временем Ф. Тейлора и А. Файоля колоссально вырос объем литературы о менеджменте. Однако новых идей появилось очень мало. Теоретики в основном довольствуются тем, что: следует рациональнее обосновывать решения; менеджмент должен заниматься проблемами окружающей среды; нужно исследовать последствия развития рынков; необходимо научиться количественно измерять возможности менеджмента.
Углубление специализации производственных процессов на основе разделения труда, ведущее к возрастанию роли технологии, а также расширение связей по кооперированию требуют дальнейшего повышения уровня управления.
Однако разговоры о «всесилии» менеджмента в значительной мере утихли. Зачастую фактическая реальная власть находится в руках финансовых магнатов, а менеджмент становится инструментом регулирования и наиболее эффективного использования доверенной ему экономической и политической мощи для достижения политических, экономических, идеологических и других целей.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список