logo search
Вельможин Грузовые перевозки

5.4. Цикл транспортного процесса

Сложность процесса перевозки вызывает необходимость раздельного рассмотрения продолжительности цикла перевозки груза и цикла под­вижного состава - цикла транспортного процесса. Продолжительность цикла транспортного процесса складывается под воздействием факто­ров, которые можно объединить в следующие группы - этапы: подачи подвижного состава под погрузку, погрузки, транспортирования и раз­грузки (см. рис. 5.3).

Структурообразующей частью любого этапа являются элементы - тех­нологические операции. Добавление или исключение какого-либо эле­мента из этапа изменяет соотношение между всеми остальными элемен­тами, оказывая влияние на параметры транспортного процесса в целом, уменьшая или увеличивая продолжительность цикла транспортного про­цесса.

Для цикла транспортного процесса характерны следующие особен­ности:

моменты прибытия единиц подвижного состава в погрузочно- разгрузочные пункты, как правило, не могут быть абсолютно точно пред­сказаны;

длительность обслуживания в погрузочно-разгрузочных пунктах рез­ко меняется как от вида перевозимого груза, так и размещения выполне­ния перевозок во времени;

погрузочные устройства имеют непостоянную загрузку, и в результа­те происходят чередования сильно загруженных промежутков времени с промежутками слабой загрузки.

Эти особенности позволяют рассматривать цикл транспортного про­цесса как систему многофазового массового обслуживания дискретного типа с конечным множеством состояний, в которой переход из одного состояния в другое происходит скачками, в момент, когда осуществляет­ся какое-то событие. В этой системе этапы погрузки и разгрузки пред­ставляют собой более мелкие системы массового обслуживания с ожи­данием, а этапы подачи подвижного состава под погрузку и транспорти­рование - системы, в которых элемент ожидания обслуживания отсутствует.