15.1 Общие сведения
Принципиальное отличие линейного уровня управления перевозками от уровней управления ЦУП и ДЦУП в том, что на нём реализуются не только функции организации и управления перевозочным процессом (в данном случае – прежде всего местной работой), но и сами технологические операции перевозочного процесса (погрузка и выгрузка грузов формирование поездов, подача и уборка вагонов и т.п.).
Процесс оперативного управления местной работой на полигоне (например, полигон отделения железной дороги) достаточно сложен по своей структуре. Он требует большого количества исходных данных для планирования, управления, контроля и анализа. При этом сама задача планирования или управления местной работой на полигоне является многокритериальной. Следовательно, при увеличении полигона управления, расширении его границ повышается и уровень сложности решения таких задач.
На сегодняшний день в рамках структурной реформы пересматривается традиционная структура управления перевозочным процессом, перераспределяются функции между уровнями управления, изменяются должностные обязанности оперативно-диспетчерского персонала и границы районов их ответственности. Неотъемлемой частью процесса оперативного управления перевозками стало использование различных автоматизированных систем (АСУ). Развитие данных систем подразумевает реализацию в их составе информационно-управляющих задач (ИУЗ), направленных на:
обеспечение процесса оперативного планирования, управления, контроля и анализа своевременными, достоверными, детальными и достаточными по своей полноте исходными данными;
обеспечение процесса оперативного планирования и управления инструментами, позволяющими пользователю – диспетчеру – в диалоговом режиме осуществлять принятие соответствующих решений (сменно-суточное и текущее планирование, управление поездной и грузовой работой), автоматически оформлять результаты планирования, доводить до всех причастных работников, обеспечивать выполнение планов;
автоматически формировать и предоставлять пользователю варианты планирующих и управляющих решений, производить контроль выполнения планов и хода перевозочного процесса, осуществлять анализ выполненной работы.
Информационно-управляющие и аналитические задачи, развиваемые в составе систем АСТРА-СС, АСУ ЛР, АСЦУМР должны обеспечивать поддержку принятия эффективных решений по оперативному управлению разнородными потоками транспортных единиц, реализующими различные классы транспортного обслуживания. Новые задачи должны открывать возможности перехода от управления по показателям, когда оперативно-диспетчерский персонал отвечал за выполнение усредненных норм и измерителей, к логистическому управлению, когда этот персонал отвечает за то, чтобы определенные единицы транспортного потока были вовремя доставлены в заданные пункты.
Приведенный выше перечень направлений развития ИУЗ определяет и этапность их реализации.
Процесс реализации АСУ полигона управления итерационный. Он включает следующие основные этапы:
создание средств формирования динамической модели – по своей сути создание программного обеспечения, позволяющего с пользовательских автоматизированных рабочих мест (АРМов) осуществлять ввод информации о вагонах, поездах, локомотивах и совершении с ними технологических операций, и серверной части, функциями которой является создание и ведение вагонной (поездной и локомотивной) картотеки;
формирование справочной и отчетной информации о поездах, вагонах, локомотивах, технологических операциях с ними в цикле оборота, получаемой на основании данных динамических моделей;
проектирование и реализация информационно-управляющих задач.
П роцесс построения АСУ полигона управления – также итерационный. Укрупненно это выглядит следующим образом:
Производится установка сервера и клиентских автоматизированных рабочих мест, установка необходимого программного обеспечения. Обучение персонала работе с системой. Запуск системы – момент формирования динамической модели (вагонной поездной, локомотивной). Процесс работы пользователей линейного уровня – поддержание динамической модели.
Установка клиентских автоматизированных рабочих мест персонала ЦУМР. На АРМы устанавливается программное обеспечение, позволяющее пользователю формировать и получать справки, отчетные документы, а также работать с информационно-управляющими задачами. Устанавливаемое программное обеспечение, функции пользователя при работе с ним определяются должностными обязанностями каждого пользователя.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки