6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
Общая теория систем изучает в основном процессы гомео- с т а з а, т. е. процессы поддержания равновесия в технических, биологических и социальных системах посредством механизма обратной связи Она пытается свести сложные, нелинейные процессы эволюции систем к линейным и рассматривает только те случаи, когда нелинейная система может исследоваться так, как если бы это была линейная система с медленно изменяющимися параметрами. Синергетика занимается исследованием «физических основ формирования структур».
Термин synergy в переводе с греческого означает сотрудничество, содружество.
Синергизм - одновременное функционирование отдельных, но взаимосвязанных частей, обеспечивающих более высокую общую эффективность, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности. Например, результаты, обеспечиваемые командой, или «системой», из одиннадцати футболистов, больше результатов, достигаемых одиннадцатью отдельными футболистами при отсутствии объединяющих их усилий. Подобная аналогия может быть проведена и в отношении перевозочного процесса грузов. В медицине синергизм - вариант реакции организма на комбинированное воздействие двух или нескольких лекарственных веществ, характеризующейся тем, что это действие превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности.
Синергетика - новая оптимистическая попытка ученых описать, объяснить, распознать, а возможно даже и предсказать поведение саморазвивающихся динамических систем вообще, а живых систем в частности.
Синергетика (основные положения которой были сформулированы Г. Хакеном и Ю. Климонтовичем) - наука о процессах нелинейной самоорганизации в природе и обществе.
А. А. Богданов в работе «Всеобщая организационная наука (Тектология)» писал: «Таково, например, элементарное сотрудничество. Уже соединение одинаковых рабочих сил, на какой-нибудь механической работе может вести к возрастанию практических результатов в большей пропорции, чем количество этих рабочих сил». Он утверждал, что полной, идеальной организованности в природе не бывает. К ней всегда примешена в той или иной степени дезорганизация. Организация и дезорганизация связана друг с другом и взаимопроникают.
Получаемый суммарный эффект от сотрудничества носит название синергетического эффекта.
Синергетический эффект проявляется тогда, когда интересы одного компонента начинают совпадать и накладываться на интересы другого, в результате происходит усиление их функционирования (рис. 6.7).
Синергетика изучает механизмы самоорганизации определенного процесса (открытых и нелинейных) систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы. Главную роль в синергетике играют связи, устанавливающиеся между частями, являющиеся организационным моментом. Чтобы добиться синергетического эффекта необходимо, чтобы система воспринимала внешние (управленческие) воздействия и поведение каждого элемента системы могло бы описываться стохастическими уравнениями.
Синергетика изучает механизмы самоорганизации, самоструктуризации сложных систем, процессы возникновения относительно устойчивого их функционирования. В линейных системах небольшое воздействие - небольшой результат. В нелинейных колебательных системах малые воздействия могут привести к очень большим последствиям (например, резонанс).
Как всякое научное направление синергетика имеет свой понятийный аппарат. Основными понятиями синергетики являются следующие:
Аттрактор (лат. - притяжение, влечение) - понятие близкое к термину «цель». Система как бы притягивает к себе все множество возможных путей движения элементов (компонентов, подсистем), определяемых разными начальными условиями. Если система попадает в тонус аттрактора, она неизбежно эволюционирует к относительно устойчивому состоянию (простейшие примеры: состояние покоя шара на дне ямы; капли дождя на дне реки и т. д.).
Бифуркация (лат. - разделение, раздвоение, разветвление чего- либо на два потока, на два направления) - это точка, за которой следует изменение системы. Нелинейные системы являются такими системами, которые содержат в себе бифуркации.
Флуктуация (лат. - колебании) - случайное отклонение величины, характеризующее систему, от ее среднего значения. Отдельная флуктуация может стать настолько значимой, что существующая организация разрушается. В точке бифуркации невозможно предсказать в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие системы (станет ли состояние системы хаотическое, перейдет ли на более высокий уровень упорядоченности, или вернется к прежней равновесной структуре, «скатится» на тот же самый аттрактор).
Хаос (греч. - беспредельное мировое пространство с изначальным смешением всех стихий) - это такая структурная организация системы, при которой поведение любого элемента системы не зависит от поведения всех остальных ее элементов и каждого в отдельности.
Синергетика характеризуется тремя исходными положениями - нелинейностью, самоорганизацией и открытостью системы.
Согласно математике нелинейность отражает определенный вид уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше единицы, или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Это уравнения, которые имеют множество решений, а следовательно и множество альтернативных путей эволюции системы. Нелинейные системы - это колебательные системы (в отличие от линейных систем).
Нелинейные системы ведут себя так, что их реакции на внешние воздействия зависят не только от величины этого воздействия, но и существенным нелинейным образом от собственных свойств системы.
Это говорит о том, что сложным социоприродным системам нельзя навязывать пути их развития, а необходимо способствовать тенденциям их развития.
К самоорганизации способны лишь открытые и нелинейные системы, в которых имеются источники или стоки, обмены веществом или энергией с окружающей средой.
Классический подход к организации и управлению экономическими процессами основан на представлении о линейном функционировании сложных систем, согласно которому результат внешнего организационно-управляющего воздействия есть однозначное и линейное предсказуемое следствие приложенных усилий.
Организационно-управляющее воздействие - заранее просчитанный вариант. Если на рассматриваемую систему наложены внешние связи, величина которых может сильно изменяться, то при некоторой величине этого организационно-управляющего параметра может возникнуть неустойчивость, и система переходит в новое состояние.
В нелинейной системе потенциально существует спектр форм организации (структур), которые в ней могут появиться. Какая структура может возникнуть определяется исключительно внутренними свойствами этой среды, а не параметрами внешнего воздействия. Внешние воздействия становятся эффективными тогда, когда сообразуются с полем путей развития.
В точке бифуркации невозможно доказать, в какое из нескольких возможных состояний перейдет система, случайность подталкивает ее на один из возможных путей развития. Случайность играет роль только вблизи бифуркации или в самих ее точках. Заранее невозможно узнать, когда произойдет очередная бифуркация. После того, как путь выбран, вступает в свои права детерминизм.
Суть подхода к управлению с точки зрения синергетики состоит в поисках возможности резонансного возбуждения. В сложноорганизованных системах слабое резонансное возбуждение эффективнее, чем в тысячи раз более сильное, но не согласованное со свойствами системы.
С позиции синергетики будущее нельзя предсказать, опираясь только на предшествующий опыт. Так как будущее неоднозначно определяется настоящим (начальными условиями состояния системы, когда имеется несколько путей развития сложного объекта), то выбор лучшего пути является важной проблемой.
Если параметры внешнего воздействия соответствуют собственным параметрам самоорганизующейся системы, то «срабатывает» феномен резонанса, который представляет собой средоточие умения изыскивать и находить тончайшие структурные особенности управляемой системы, фиксировать точки приложения усилий к скрытым узловым «связующим линиям» структурного «устройства» системы.
Внутреннее свойство системы при изучении резонансных воздействий - это определение сложных внутренних связей и отношений между элементами (каким способом, какими сторонами они взаимодействуют, в каких формах они осуществляются). Другими словами, организация и управление сводится к поиску «резонансных зон», в которых величина результата определяется не силой воздействия, а согласованностью его с внутренними свойствами системы.
Традиционная экономика предложила науке некоторые фундаментальные экономические механизмы, такие, как конкуренция, кооперация и рациональное поведение экономических объектов, устойчивость и равновесие.
Синергетическая экономика имеет дело с нелинейными явлениями в экономической эволюции, такими, как структурные изменения, бифуркации и хаос. Синергетика рассматривает критические точки, в которых система изменяет характер своего макроскопического поведения.
Синергетика рассматривает линейные системы как предельный случай нелинейных систем. Перевозочные системы относятся к устойчивым системам. Несмотря на это основные идеи синергетики не только целесообразно, но и необходимо использовать при организации и повышении эффективности грузовых автомобильных перевозок.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список