Глава 8
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
8.1. СУЩНОСТЬ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ
В ТЕХНОЛОГИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ
АВТОМОБИЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ
Повышение эффективности автомобильных перевозок грузов связано с применением методов классической и современной математики для решения прикладных задач. По своему характеру все решаемые на транспорте задачи можно разделить на три группы: разработка технологических процессов перевозки грузов; оперативное управление перевозочным процессом; учет и статистика.
Разработка технологических процессов перевозки грузов связана с определением кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети, с составлением рациональных маршрутов при перевозке массовых грузов, с определением развозочно-сборных маршрутов при мелкопартионных перевозках с рациональной эксплуатацией различных моделей автомобилей на перевозке различных грузов, с закреплением автотранспортных предприятий за грузоотправителями и другими вопросами.
Человеческий ум обладает огромными достоинствами по сравнению с любой машиной. Благодаря интуиции была решена «проблема коммивояжера». Эта известная математическая проблема, долго ставившая в тупик математиков, в одном из вариантов формулировалась так: коммивояжер, выезжая из Вашингтона, должен посетить 48 главных городов штатов и вернуться в Вашингтон по кратчайшему пути. Число возможных маршрутов составляет 1062. Сотрудники института РЭНД (США) с помощью булавок и ниток и своей интуиции открыли кратчайший маршрут, способствовали возникновению и развитию методов динамического программирования.
Каждый анализ пронизан интуицией и рассуждением. Недостатком интуиции является то, что без аналитической проверки неизвестно, насколько она справедлива. Интуиция использует в нашем сознании модели упрощенных понятийных копий действительности. В большинстве случаев при рассмотрении сложных задач полезно подкрепить наш мозг некоторой помощью извне, используя карандаш, лист бумаги, несколько уравнений, настольную вычислительную машину и в особых случаях сложную статистическую и математическую теорию или быстродействующие машины. Аналитические методы и вычислительные машины позволяют нам сделать то, что сделать другим путем невозможно. Необходимо только обращать внимание на то, чтобы математические методы не способствовали узковедомственному подходу к решению вопросов, проникновению чуждой идеологии, подмене социально-экономического анализа математическим методом исследования, в результате чего здравый смысл исчезает, а остаются одни уравнения.
Рассмотрим несколько примеров применения математических методов при разработке технологических проектов перевозки грузов.
Задача 8.1. Однородный груз в количестве 400 т находится на двух складах. На складе № 1 находится 250 т груза и на складе № 2 - 150 т. Груз необходимо перевезти двум потребителям. Потребителю А требуется 250 т и потребителю В - 150 т (рис. 8.1). В такой ситуации возникает желание отправить груз со склада № 1 потребителю А, а со склада №2 - потребителю В. Из рис. 8.1, видно, что такое решение приведет к выполнению транспортной работы в объеме
Если потребителю В отправить груз из ближайшего склада № 1, а потребителю А перевезти оставшиеся 100 т, а остальные 150 т со склада № 2, то транспортная работа составит
150-5 + 100-15 + 150-5 = 3000 ткм.
В случае, когда потребителю В направить со склада № 1 - 50 т и со склада Лг 2 - 100 т, а оставшиеся грузы направить потребителю А, транспортная работа составит
50-5+ 100 10 + 50-5+ 200-15 = 4500 т-км.
Таких вариантов можно составить очень много. Будет ли второй вариант лучшим? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо либо пересчитать все варианты, либо применить математические методы.
Обозначим количества груза, направляемого со склада № 1 потребителю В, через X. Тогда потребителю А с этого склада будет перевезено 250 - X . Потребителю В этом случае со склада № 2 будет перевезено 150 - X , а потребителю А - остальной груз в количестве X. Придавая X различные значения от 0 до 150, мы получим различные варианты решений. Математическая модель для решения этой задачи будет иметь вид:
или
Из формулы (8.1.) видно, что лучший вариант решения будет в том случае, когда Сбудет иметь наибольшее значение, т. е. 150.
Задача 8.2. Определить необходимое число автомобилей для работы в комплексе с экскаватором, обеспечивающих минимальные затраты, связанные с перемещением материала.
Чем больше автомобилей будет участвовать в перевозке, тем будет ниже производительность каждого автомобиля из-за увеличения времени простоя под погрузкой, в связи с простоями в очереди при ожидании погрузки, и выше себестоимость транспортирования. С другой стороны, с увеличением числа работающих автомобилей улучшается использование экскаватора и снижается себестоимость погрузки фунта. Математическая формулировка задачи будет иметь вид:
где: Сэ - стоимость машино-часа экскаватора, руб./ч;
Са - стоимость автомобиле-часа, руб./ч;
λ - интенсивность входящего потока автомобилей;
Аэ - число автомобилей, работающих с экскаватором;
μ0 - интенсивность обслуживания;
ρ - приведенная плотность потока автомобилей;
D{t0) - дисперсия времени обслуживания, ч.
Аналитическими методами расчетов могут решаться задачи по взаимодействию подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов, по определению рациональной грузоподъемности подвижного состава автомобильного транспорта, по определению рациональной партионности перевозимого груза и др. Однако этими методами можно решать задачи, когда известны оптимизирующие функции и имеется незначительное число оптимизирующих переменных. При большом числе переменных применение аналитических методов становится затруднительным. Аналитический поиск экстремума целевой непрерывной функции
где: (x1, х2,..., хп) - независимые переменные, сводится к решению системы из уравнений, полученной приравниванием частных производных к нулю
Для решения сложных задач, связанных с перевозкой грузов, когда непосредственное сравнение вариантов с целью выбора оптимального оказывается трудновыполнимым, применяется линейное программирование.
Решение задач методами линейного программирования связано с разработкой математической модели. Понятие модель в настоящее время одно из самых популярных. А. И. Ракитов дает следующее определение модели. Объект А будем называть моделью объекта 5, если А является объектом - заместителем по отношению к В и если А в некотором отношении проще, удобнее, компактнее или обладает иными преимуществами по отношению к В и, кроме того, существует такая зависимость между А и В, что, манипулируя А, мы получаем знания, которые могут быть непосредственно или с некоторыми поправками отнесены к В.
Физическая модель с давних пор используется для эксперимента, для проверки разнообразных идей. Экономические явления столь сложны, столь многофакторны, что их практическая проверка бывает трудно осуществима. И здесь используются экономико-математические модели.
Модель может состоять лишь из списка рекомендаций, а может содержать и абстрактные математические построения. В любом случае модель следует рассматривать как определенную формализацию проблемы, что облегчает получение решения.
Методы линейного программирования позволяют найти решение не путем перебора и сравнения всех возможных вариантов, а путем применения определенного математического расчета, который рядом последовательных приближений приводит к оптимальному решению. Слово «программирование» показывает, что эти методы применяются для проектирования (планирования), а слово «линейное» определяет математическую природу этих методов, которая заключается в том, что задачи решаются на основе системы линейных уравнений, т. е. уравнений, содержащих неизвестные в первой степени. Система из двух уравнений с двумя неизвестными
имеет единственное решение X1 = 1, Х2 = 2 .
Уравнение Х1+2Х2=10 (8.6)
имеет бесчисленное множество решений:
Если переменные будут принимать только не отрицательные значения, т. е. Х1≥ 0 и Х2 ≥ 0, то
Наложение дополнительного ограничения на переменные уравнения (8.6) хотя и не привело к единственности решения этого уравнения, но значительно сузило область их определения. Таким образом, условие неотрицательности переменных является обязательным требованием в задачах линейного программирования.
Второе условие нахождения решений неопределенных систем линейных уравнений состоит в приведении их к системам, содержащим уже столько неизвестных, сколько и уравнений, т. е. к определенным системам. Это достигается приравниванием соответствующего числа переменных к нулю. Например, неопределенная система
имеет три следующих решения:
Если уравнения (8.8) описывают условия задачи линейного программирования, то необходимо рассматривать только два первых неотрицательных решения.
Общая задача программирования связана с некоторыми целевыми установками, т. е. отысканием либо максимума, либо минимума целевой функции. Если в качестве целевой функции (модели) будет выражение
X1 + X2 + X3, (8.10)
то когда требуется обеспечить ее максимальное значение, из двух решений оптимальным будет Х1 =21/5, Х2 =0, Х3 =8/5. Когда необходимообеспечить минимальное значения целевой функции (8.10), то оптимальным будет вариант X1 = 0, Х2 = 3, Х3 =1.
Преимущество линейного программирования перед другими методами заключается не только в том, что оно дает самый короткий из возможных путей нахождения лучшего варианта решения из всех возможных, но и в том, что его практическое применение основано на четырех действиях арифметики. Это позволяет легко осуществить механизацию расчетов, применяя при решении относительно несложных задач простые счетные приборы, а при сложных задачах ЭВМ.
В настоящее время известно несколько различных методов линейного программирования. Наиболее широкое применение при разработке технологических проектов перевозки грузов находят графоаналитический метод, метод потенциалов, методы с разрешающими элементами и симплексный метод.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список