7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
Управлением перевозочным процессом занимаются в АТП все звенья от диспетчера до начальника АТП. Нечеткое разграничение обязанностей на разных уровнях управления, несоответствие прав и обязанностей, переплетение функций руководящего персонала приводит к нерациональной и неравномерной загрузке работников АТП и отвлечению руководителей высшего ранга на выяснение мелких вопросов.
Структура управленческого аппарата зависит от объема информации, количества и качества решаемых задач. При небольшом объеме информации создается так называемая линейная структура управления, когда руководителю последовательно подчиняются все нижеследующие руководители и исполнители.
При большом объеме информации создается линейно-штабная система, т. е. у руководителя образуется штаб, состоящий из отдельных подразделений (отдел, бюро и др.) и исполнителей. Структура аппарата управления строится уже по вертикали и горизонтали.
Имеется несколько основных правил, которые должны учитываться для получения более эффективной организационной структуры управления.
Обеспечение распределения обязанностей с небольшим или вовсе без дублирования. Особая ясность должна быть у помощников, а также, например, у диспетчера и старшего диспетчера.
Наличие наиболее короткой вертикальной линии управления. В интересах эффективности организации управления надо избегать применения длинной цепи, как средства для передачи информации и инструктажа. Использование большого числа ИТР и помощников должно быть сведено до минимума, до тех пор пока не будет полной ясности в обязанностях между ИТР и аппаратом.
Содержание минимального числа людей под ответственность одному лицу. Считается, что наиболее эффективная организация может быть в случае, когда одному лицу подчиняется не более 10-12 человек (среднее число человеческих умов, которыми один человеческий ум может эффективно управлять).
Подбор кадров при выборе организационной структуры управления. Теоретически, конечно, организация управления должна быть построена так, чтобы она была средством для максимально эффективной работы, имея ввиду, что люди, которые работают, отвечают всем необходимым условиям. Однако иногда бывает необходимым, чтобы организацию управления службой эксплуатации приспособить не только к условиям, но и к людям.
Президент компании «Крайслер» Ли Якока писал, что ключ к успеху заключается в работе с людьми: «Поэтому для заполнения высших управленческих постов я подыскиваю лишь неутомимых работяг. Это те самые работники, которые стремятся делать больше, чем от них требуется».
Учет и контроль за качеством выполнения перевозок (срок перевозки, сохранность груза и др.).
Эффективность управления связана с понятием «иерархическая колея».
Изначально словом «иерархия» обозначали управленческую структуру церкви, где священнослужители имели разные ранги. Ныне иерархию представляет собой любая организация, в которой работники или служащие занимают разное положение соответственно их чинам, должностям, разрядам. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими.
Иерархическая колея - этот тот путь, по которому - проходя все ступени - следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей (рис. 7.4). Этот путь диктуется одновременно необходимостью обеспеченности передачи и единства распорядительства. Но он не всегда самый скорый; иногда он даже губительно длителен в очень крупных предприятиях. Для совмещения уважения к иерархической колее и быстрого передвижения информации пользуются, например, следующим приемом. |
Допустим, что в имеющейся структуре необходимо установить связь между подсистемами Д и О (например, в строительной организации между диспетчером АТП и диспетчером бетонного завода. То же на крупном заводе - между цехами и т. д.).
Следуя по иерархической колее, необходимо подняться от Д до А и спуститься от А до О, останавливаясь на каждой ступени, затем вновь подняться от О до А и спуститься от А до Д чтобы вернуться к отправному пункту. Гораздо проще и быстрее пройти прямо из Д в О, пользуясь мостом Д-О. Чаще всего так и поступают.
Иерархический принцип будет соблюден, если начальствующие лица Г и Н уполномочат своих подчиненных Д и О вступить в непосредственные взаимоотношения. Положение будет вполне урегулировано, если Д и О будут непосредственно осведомлять своих начальников о том, что они сделали по общему согласию.
Поскольку действия Д и О остаются согласованными и одобряются их непосредственным начальством, постольку их прямые взаимоотношения могут продолжаться. С момента, когда согласованность нарушается или действия не одобряются начальством, - прекращаются, и эти взаимоотношения вновь устанавливаются по иерархической колее.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список