Партионность перевозок
При массовых перевозках величина грузопотока зависит от объема партии перевозимого груза и продолжительности перевозки этого объема. В свою очередь объем партии перевозимого груза зависит от величины (объема) заказа потребителя на данный груз и мощности погрузочного пункта.
Под партией груза понимается совокупность однородных грузовых единиц, одновременно перемещаемых по одному общему маршруту. В этой ясной, на первый взгляд, формулировке нет однозначного понятия выражения «одновременно перемещаемых по одному маршруту». Это привело к тому, что понятия «объем партии груза» и «грузоподъемность подвижного состава, на котором перевозится груз», отождествлены. Например, считается, что увеличению партионности перевозок способствует рост грузоподъемности транспортных средств.
В табл. 3.10 приведены данные НИИАТа о распределении размеров партии грузов в различных отраслях народного хозяйства.
Результаты, приведенные в табл. 3.10, получены на основе статистической обработки данных об использовании подвижного состава различной грузоподъемности в различных отраслях народного хозяйства, без учета реальной величины перевозимых партий грузов.
Удельный вес объема перевозок по размерам партий грузов
Таблица 3.10
размер партии грузов, т | Промышленность | Строительство | Торговля | Все остальные отрасли |
До 0,5 (включительно) | - | - | 5,3 | 0,4 |
Свыше 0,5 до 1,0 | 0,5 | - | 27,1 | 2,3 |
Свыше 1,0 до 1,5 | 3,0 | 0,2 | 16,0 | 4,2 |
Свыше 1,5 до 3,0 | 17,3 | 11,9 | 36,5 | 13,7 |
Свыше 3,0 до 5,0 | 15,3 | 16,7 | 7,9 | 18,5 |
Свыше 5,0 до 8,0 | 30,8 | 31,8 | 4,4 | 20,1 |
Свыше 8,0 до 12,0 | 20,1 | 25,0 | 1,9 | 22,9 |
Свыше 12,0 до 25,0 | 12,4 | 11,5 | 0,9 | 14,5 |
Свыше 25,0 | 0,6 | 2,9 | - | 3,4 |
Результаты, приведенные в табл. 3.10, получены на основе статистической обработки данных об использовании подвижного состава различной грузоподъемности в различных отраслях народного хозяйства, без учета реальной величины перевозимых партий грузов.
В настоящее время имеются необходимые статистические данные о распределении производительности грузообразующих пунктов в течение года, о распределении провозной возможности подвижного состава автотранспортных предприятий, а данных о распределении потребностей предприятий получателей груза нет, что затрудняет определение реальной величины объема партий перевозимых грузов.
Сегодня известно, что необходимой предпосылкой обеспечения нормального производственного процесса любого промышленного предприятия является образование материальных запасов, основное назначение которых состоит в необходимости обеспечения точного соответствия в каждый момент между поступлением сырья и потребностью при некотором разобщении темпов поступления сырья и потребности в нем. Чтобы процесс производства протекал непрерывно, необходимо на месте производства постоянно иметь в наличии определенный запас сырья. Величина запаса материалов зависит от различных условий, которые сводятся к большей скорости, регулярности и надежности, с которыми может быть поставлена масса сырья, необходимая для того, чтобы никогда не произошло перерыва в процессе производства.
Под понятием запас, в общем случае, понимаются материальные ценности, которые находятся на складах поставщиков в виде готовой продукции, на промежуточных складах и базах снабженческо-сбытовых организаций, в процессе транспортирования и на складах потребителей. (В течение всего промежутка времени между процессом производства, из которого продукт выходит, и процессом потребления, в который он входит, продукт образует товарный запас).
Для обеспечения бесперебойного производственного процесса предприятию выделяются так называемые оборотные средства. До последнего времени более 85 % оборотных средств расходовались на содержание производственных запасов (сырье, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и горючее, тара и тарные материалы, инструменты и др.). Структура оборотных производственных фондов в различных отраслях промышленности зависит от характера производимой продукции, длительности производственного цикла, технологических особенностей производства и т. п.
При нормировании запасов различают максимально допустимый запас и минимально допустимую величину запаса. Максимально допустимый запас - это такой объем запаса, больше которого появляется затоваренность предприятия - сверхнормативные запасы. При определении объема запасов стремятся к тому, чтобы затраты на ведение складского хозяйства были бы минимальными. Наличие незначительных материальных запасов повышает опасность того, что их объем может оказаться недостаточным для своевременного удовлетворения промышленного производства. Под дефицитом понимаются потребности в материальных ресурсах, которые не могут быть удовлетворены в нужный момент времени. Наличие дефицита ведет к нарушению процесса материального обеспечения производства. Величина затрат, связанных с дефицитом, зависит от характера и вида вызываемых нарушений производственного процесса.
Затраты, связанные с материальным запасом, делятся на три группы: затраты на хранение, затраты дефицита и затраты заготовки. Конкретное содержание элементов каждой группы определяется конкретными производственными условиями. Величина этих затрат зависит от большого числа факторов. Существующая система учета и отчетности не позволяет выявить ни необходимый объем затрат в целом, ни значение их отдельных элементов.
Таким образом, в сфере производства между поставщиком и потребителем должны существовать запасы сырья и материалов, а задача транспорта заключается в обеспечении поддержания на определенном уровне запасов на складе потребителя.
Один из основных вопросов управления запасами сводится к выявлению, в какое время и в каком объеме производить пополнение запаса, а задача определения величины грузопотока - выбрать такие решения, которые обеспечивали бы минимальные хозяйственные затраты, связанные с перевозками.
Рассмотрим наиболее простую, идеализированную модель, когда поставщик обслуживает одного потребителя. Обозначим:
G - производительность предприятия, поставляющего материал, т/год;
Q - потребность в материале, т/год. Потребность постоянна и непрерывна. Весь спрос удовлетворяется;
δr - стоимость материала, руб./т. Цена материала постоянна. Рассматривается только один вид материала;
Sx - себестоимость хранения запаса, руб./т. Себестоимость хранения материала в течение года постоянна;
Wn - объем перевозимой партии груза, т. Поступление происходит, как только уровень запаса становится равным нулю;
Сзп - постоянные затраты, руб./партия. Постоянные расходы (организационные издержки), связанные с оформлением получения материалов, с подготовительно-заключительными операциями при подаче заявок и поступлении материалов и др. Расходы не зависят от размера партии;
ΔСа - затраты транспортной организации, связанные с переключением подвижного состава на перевозку другого груза, руб./партия;
S - себестоимость транспортирования, руб./т;
Sпр - себестоимость выполнения погрузочно-разгрузочных работ, руб./т.
Чтобы полностью удовлетворить годовую потребность в данном материале Q , при размере поставки, равном Wn, необходимо за год сделать Q/Wn поставок. Уравнение затрат, связанных с запасом, сделанным в течение года, определится:
С = С1+С2+Сз+С4+С5+С6, (3.20)
где С - затраты, связанные с запасом, руб.;
С1 - затраты, связанные с организацией запаса, руб.; - стоимость материала, руб.;
С2 – стоимость материала, руб
С3 - затраты, связанные с хранением запаса, руб.;
С4 - затраты, связанные с недоиспользованием провозной возможности подвижного состава, руб.;
С5 - затраты, связанные с транспортированием, руб.;
С6- затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, руб.
Затраты, связанные с организацией запаса, определяются умножением постоянных затрат на число поставок, сделанных в течение года
где n - число поставок материала в течение года.
Стоимость материала определяется:
Затраты, связанные с хранением запаса, определяются умножением себестоимости хранения запаса на средний уровень запаса. Средний уровень запаса в течение года будет равен половине максимального запаса, тогда
Затраты, связанные с недоиспользованием провозной возможности подвижного состава, будут определяться
Затраты, связанные с транспортированием, определяются
Затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ
Окончательно
Первая производная от суммарных годовых затрат, связанных с заготовкой и содержанием запаса, будет иметь вид:
Оптимальный размер поступающей партии материала определится:
где W(t) - грузопоток, т/ч;
G' - часовая производительность пункта, поставляющего материал, т/ч.
Анализ формулы (3.29) показывает, что если G почти равняется Q , то Wn становится очень большим, приближаясь к бесконечности по мере того, как разница между G и Q приближается к нулю. На практике это означает, что в случае, когда уровень спроса равняется объему производства, процесс перевозки должен быть непрерывным.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список