3.3. Тарифы
Транспортные тарифы - это цены перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты. Они являются составной частью государственной политики цен и их величина связана с уровнем цен на другие виды продукции народного хозяйства.
В основе построения грузовых тарифов на автомобильном транспорте лежат себестоимость перевозок грузов, накопления транспортной организации и дорожная составляющая. Особенностью построения тарифов является то, что основа тарифов - себестоимость перевозок на автомобильном транспорте в большей степени, чем на других видах транспорта, зависит от рельефа местности, состояния дорог, климатических и других условий.
На автомобильном транспорте тарифы были впервые введены в 1931 г. Тарифные ставки исчислялись на 1 т груза. Номенклатура грузов состояла из 5 групп и была построена в зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля.
С ростом автомобильных перевозок возникла необходимость в разработке тарифов, обеспечивающих рентабельность автомобильных перевозок и их дальнейшее развитие.
Уровень тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом стал определяться на основе плановой себестоимости перевозок с надбавками в виде отчислений на накопления и подготовку кадров автомобильного транспорта, а тарифные ставки стали рассчитывать на 1 т-км в зависимости от дальности перевозок. Номенклатура грузов расширилась и включила в 1933 г. восемь наименований.
В 1946 г. была введена раздельная плата при перевозке груза за т-км, и за простой автомобиля. Тарифная плата строилась в зависимости от типа подвижного состава, грузоподъемности автомобиля, расстояния перевозок и класса груза.
В последующих реформах тарифной системы (1949-1950 гг.), при сохранении основных принципов их построения, они были освобождены от налогов с нетоварных операций с одновременным снижением тарифной платы.
В 1952 г. были введены новые тарифы, сохранившие основные подходы до настоящего времени. Тарифы были построены независимо от типа подвижного состава, марки и грузоподъемности автомобилей. Величина тарифной ставки была установлена не за 1 т-км, а за одну тонну груза в зависимости от расстояния перевозки и класса перевозимого груза (существовавший до этого принцип создавал трудности для грузоотправителей и грузополучателей в планировании транспортных затрат, так как они не знали тип подвижного состава, который будет осуществлять перевозки).
В тарифах 1962 г. советам министров автономных республик, край- и облисполкомам было предоставлено право повышать до 20 процентов тарифы на перевозку грузов по грунтовым дорогам в период бездорожья.
Тарифы пересматривались в 1967 г., 1973-1974 гг., а также корректировались в последующие годы дополнениями и дополнительными прейскурантами.
Уровень сдельных тарифов, введенных в действие с 1 января 1986 г., определен с учетом технико-эксплуатационных показателей представленных в табл .3.11.
Границы изменения технико-эксплуатационных показателей
Таблица 3.11
Показатели | Значения показателей при изменении длины ездки с грузом, км | ||||
| 5 | 15 | 50 | 100 | 600 |
Номинальная грузоподъемность, т | 5,2 | 5,5 | 6,7 | 8,4 | 14,5 |
Коэффициент использования пробега | 0,5 | 0,56 | 0,64 | 0,68 | 0,82 |
Эксплуатационная скорость, км/ч | 8,7 | 15,1 | 23,8 | 28,8 | 38,0 |
Коэффициент использования парка | 0,65 | 0,66 | 0,67 | 0,68 | 0,71 |
Время в наряде, ч | 9,0 | 9,2 | 9,3 | 9,5 | 10,1 |
Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом, введенные с 1 января 1986 г., делятся на пять видов:
сдельные тарифы на перевозку грузов;
тарифы на перевозку грузов отправками массой до 5 т в междугородном и межреспубликанском сообщениях;
исключительные тарифы на перевозку массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами и думперами;
повременные тарифы;
тарифы из покилометрового расчета.
Взимание платы за фактическую массу в зависимости от расстояния перевозки груза и класса имеет много недостатков. Не учитывается тип дорожного покрытия (в настоящее время нет необходимых данных о влиянии дорожного покрытия на себестоимость перевозок).
Тарифный класс груза определен в зависимости от степени использования грузоподъемности универсального кузова (бортовой платформы). Удельная вместимость кузова-фургона в два-четыре раза больше.
В тарифах отсутствует инвестиционная составляющая на обновление подвижного состава и социальное развитие автотранспортных предприятий.
В себестоимость автомобильных перевозок не включены расходы по содержанию и ремонту автодорог. Финансирование этих расходов осуществляется в основном из бюджета, а не за счет тарифов. В тарифы включены лишь 2 процента отчисления на строительство дорог. Это делает структуру автомобильных тарифов несопоставимой со структурой тарифов на других видах транспорта.
Их недостатком является также весьма ограниченная дифференциация по степени использования грузоподъемности автомобилей.
Тарифы имеют территориальную дифференциацию путем введения поправочных коэффициентов для расчета провозных плат в определенных районах: от 0,8 - за перевозку грузов в пределах границ Москвы, до 3,0 - для предприятий в районах Якутии и Магаданской области, (однако эти различия не всегда соответствуют вариациям издержек).
Недостатком следует считать и отсутствие дифференциации их по направлениям перевозок (грузовом и порожнем). Это объясняется очень низким коэффициентом использования пробега (около 0,6). Для сокращения излишних порожних пробегов автомобилей применяются главным образом административные меры. Разработка специальных тарифных мероприятий по стимулированию загрузки подвижного состава, следующего порожняком, сдерживается большими трудностями, к которым относятся, с одной стороны, распыление АТП, а с другой - сложность определения в каждом конкретном случае порожнего направления по участкам автодорог.
Тарифы на перевозку грузов одноставочные, т. е. плата взимается по единой ставке за каждую тонну груза определенного класса в зависимости от расстояния перевозки. На других видах транспорта тарифы за перевозку грузов построены на двухставочной основе: одна ставка взимается за начально-конечные операции (погрузка, разгрузка, оформление документов и т. д.), а другая - за транспортирование груза. Погрузочно-разгрузочные операции в настоящее время выполняются, в основном, грузоотправителями и грузополучателями. Простой подвижного состава зависит от уровня механизации этих работ, их организации и других факторов и колеблется в весьма широких пределах. В тарифах время на начально-конечные операции усреднено, что приводит к различным показателям работы подвижного состава (при изменении длины перевозки и времени простоя).
Тарифы на перевозку грузов должны содействовать оптимальному размещению производительных сил, формированию рациональных транспортных связей и распределению перевозок между видами транспорта и должны рассматриваться как сложение двух векторов. С одной стороны - сокращение затрат грузовладельцев, с другой - обеспечение необходимого воспроизводства транспортной отрасли.
Многообразие различных факторов, влияющих на себестоимость автомобильных перевозок грузов, требуют проведения гибкой тарифной политики, состоящей в выработке правил отклонения от базовых ставок.
Тарифы нельзя формировать изолированно от цены товара, от ситуации на российских и мировых транспортных рынках, от экономического положения предприятий транспорта и всех участников процесса перевозки.
Одно из направлений - разработка и применение системы исключительных тарифов, учитывающих надбавки и скидки от базовых ставок.
К числу наиболее распространенных надбавок и скидок относятся.
Надбавки: за применение специализированного подвижного состава; за перевозку «точно в срок»; за работу в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу и др.
Скидки: за больший объем и постоянный заказ на перевозку; за обеспечение обратной загрузки подвижного состава; за обеспечение использования грузоподъемности подвижного состава и др.
Направление совершенствования тарифов основывается на общих задачах, которые предусматривают во все большей степени приближение цен к общественно необходимым затратам труда, обеспечение ими возмещения издержек производства и обращения, а также получение необходимой прибыли каждым нормально работающим предприятием, систематическое экономически обоснованное снижение цен на базе роста производительности труда и снижения себестоимости продукции.
ВЫВОДЫ
1. В настоящее время общая номенклатура потребляемых в производстве сырья, материалов и готовой продукции превышает 20 млн. конкретных типосорторазмеров. Чтобы правильно обращаться в процессе перевозки с такой номенклатурой грузов они классифицируются: по способу погрузки и выгрузки; по условиям перевозки и хранения; по возможности использования грузоподъемности подвижного состава; по их сохранности при перевозке и по степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортирование.
На груз в процессе перемещения и хранения влияют три группы внешних воздействий: механические, климатические и биологические. Для повышения сохранности грузы должны предъявляться к перевозке в исправной таре и упаковке. С целью обеспечения особых правил предосторожности в процессе транспортирования, погрузки, разгрузки и хранения грузы маркируются согласно ГОСТ 14192-96.
Факторы влияющие на сохранность груза делятся на три группы:
агрессивные - воздействие на груз температуры, влажности среды,
механических сил, биологическое и химическое воздействие;
противостоящие - защитные функции тары, упаковки, консервация грузов;
защитно-профилактические - вентиляция, рефрижерация, амортизация кузова.
Расхождение между весом принятого к перевозке и сданного получателю товара может возникнуть в результате неисправности весов и гирь у одной из сторон, либо в результате естественной убыли.
Перевозчик не несет ответственности за недостачу груза в пределах погрешности весов ±0,1 %, и за недостачу в пределах действующих норм естественной убыли и боя.
Под транспортной продукцией понимается количество товаров в тоннах, доставленных от места производства до места их потребления.
Для более точного соответствия показателей «объем перевозок» и «транспортная продукция» необходимо перейти от показателя «объем перевозок - отправления» к показателю «объем перевозок - доставки груза потребителю».
Тарифы на перевозку грузов необходимо рассматривать как сложение двух факторов. С одной стороны - сокращение затрат грузовладельцев, с другой - обеспечение необходимого воспроизводства транспортной отрасли.
Многообразие различных факторов, влияющих на себестоимость автомобильных перевозок грузов, требуют проведения гибкой тарифной политики, состоящей в выработке правил отклонения от базовых ставок, учитывающих ситуацию на российских и мировых транспортных рынках, цены товаров, экономическое положение предприятий транспорта и участников процесса перевозки и др.
Вопросы для самоконтроля
Что называется грузом?
Назначение классификации и основные факторы, учитываемые при классификации грузов.
Назначение и содержание транспортной маркировки грузов.
Назначение тары и упаковки.
Объемно-массовые характеристики грузов.
Общие принципы обеспечения сохранности грузов.
Факторы, влияющие на сохранность грузов при перевозке.
Измерители процесса перевозки: транспортная продукция, транспортный путь, транспортное время.
Объем перевозок: неравномерность объема перевозок, партионность, грузопоток.
Виды тарифов на грузовые перевозки.
Система построения тарифов на грузовые перевозки: преимущества и недостатки.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список