12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
АСУ СС представляет собой вычислительную сеть, объединяющую каналами связи локальную вычислительную сеть поста горочной автоматической централизации (ГАЦ), вычислительные узлы архивации и станционной отчетности, «местной» работы, учета осмотра и ремонта вагонов, а также дополнительные терминалы (автоматизированные рабочие места), предназначенные для одностороннего либо двухстороннего обмена информацией с сервером базы данных АСУ СС.
Локальная вычислительная сеть охватывает автоматизированные рабочие места на базе ПЭВМ с процессором Pentium и выше:
АРМ ДСП (оператора при дежурном по станции по прибытию);
АРМ ТКП (оператора технической конторы (СТЦ) по прибытию);
АРМ ДСПГ (дежурного по горке);
АРМ ДСПП (дежурного по парку);
АРМ ДСЦМ (диспетчера по местной работе станции);
АРМ ТКО (оператор технической конторы (СТЦ) по отправлению);
АРМ НДСЦ (накопитель и маневровый диспетчер);
АРМ составителя (принт-сервер).
Все АРМы работают с единой базой данных оперативного управления АСУ СС на сервере базы данных. Схема АСУ СС «АГАТ» приведена на рисунке 3.1.
Рисунок 12.1
В ЛВС также включается вычислительный узел архивации и станционной отчетности (ВУАС), состоящий из архива станции на сервере базы данных и АРМ ОСО (АРМ оператора сведениста - балансиста).
В качестве самостоятельных вычислительных узлов с собственными базами данных в вычислительную сеть включаются:
узел местной работы (АРМ ДСЦМ);
узел учета и осмотра вагонов, состоящий из двух АРМ ПТО (постов технического осмотра парков прибытия и отправления) и АРМ ППВ (пункта подготовки вагонов).
Кроме того, в вычислительную сеть АСУ СС могут быть включены:
АРМ ПСВ (поста списывания);
АРМ начальника охраны на базе АРМ НДСЦ с правами доступа только по чтению информации;
АРМ руководителя (актовый стол), оснащенный модулем доступа к архиву станции и оперативной информации АСУ СС;
устройство вывода (принт-сервер).
Входной информацией для АСУ СС со стороны АСОУП является сообщения:
902 – модифицированный натурный лист поезда;
102 – время нахождения на дороге «чужих» вагонов;
1042 – информация по локомотиву;
204 – картотечные данные о вагонах в поезде;
497 – диагностическое сообщение АСОУП о результатах обмена АСУ СС и АСОУП.
Сообщения, передаваемые АСУ СС в адрес АСОУП:
200 – отправление поезда со станции;
201 – прибытие поезда на станцию;
202 – сообщение о проследовании поездом станции;
203 – расформирование поезда;
204 – временное оставление («бросание») поезда на станции;
209 – изменение индекса поезда;
333 – отмена информации, ранее переданной в АСОУП;
902 (02) – телеграмма-натурный лист поезда;
09 – корректировка сведений о составе поезда;
1353 – зачисление грузового вагона в группу неисправных;
1354 – уведомление о приемке вагонов из ремонта.
Информационная основа базы данных АСУ СС строится на сведениях, содержащихся: в телеграмме-натурном листе поезда (сообщение 902) и дополненных нормативно-справочной информацией.
В АСУ СС кроме специальных массивов НСИ, настроенных на станцию внедрения, применяется также периодически обновляемая нормативно - справочная информация сетевого уровня (справочники описаний типов вагонов, классификаторы грузов, ЕСР и др.) из состава АСОУП.
В системе предусмотрена возможность доступа к информации АСОУП с любого АРМ системы через встроенные абонентские пункты. Также имеется режим автономной работы на время отсутствия канала связи с АСОУП.
База данных АСУ СС построена на основе вагонной модели, охватывающей все парки и пути станции. На базе вагонной модели станции строится весь технологический процесс обработки поездов в АСУ СС, а также формируются следующие документы (экранные формы):
справки о поездах на путях парков;
сортировочный листок на роспуск состава;
накопительная ведомость (предварительный план накопления на сортировочных путях);
перечень вагонов, находящихся на любом пути любого парка с указанием реквизитов в объеме ТГНЛ;
различные справки о длине составов, их весе, родах вагонов, наличии грузов;
натурные листы на отправляемые поезда и справки машинисту;
отчетные данные за любой промежуток времени о работе станции, сортировочной горки;
перечень дополнительных документов и справок уточняется на этапе внедрения системы.
Кроме того, для удобства работы предусматривается режим графического отображения состояния путей парков станции как в основном режиме, так и в режиме имитации роспуска составов.
Последовательность операций технологического процесса обработки поездов обеспечивается взаимоувязанной системой признаков, характеризующих состояние поезда (стадию обработки по технологическому процессу):
ТГНЛ – наличие ТГНЛ в базе данных;
ПРИБ – прибыл поезд на станцию;
ГОТР – проверен технической конторой и готов к маневровой работе;
РОСП – находится в режиме роспуска;
РАСФ – расформирован;
РППР – завершена прицепка вагонов;
РПОТ – завершена отцепка вагонов;
ФОРМ – стадия формирования натурного листа;
НЛСФ – сформирован натурный лист и передан в АСОУП;
ГОТО – готов к отправлению;
ОТПР – отправлен;
БРОС – брошен.
Отслеживание всех перемещений вагонов в модели парков и путей станции, связанных с маневровой работой ДСЦ, обеспечивает возможность формирования состава без дополнительного списывания инвентарных номеров вагонов, хотя и предусматривается сопряжение с постом списывания для автоматизированной корректировки состава на АРМ ТКО (ТКП).
Информация в виде ТГНЛ о поездах и локомотивах, следующих в направлении АСУ СС, выдается из АСОУП как в регламенте с выделенных станций, так и по запросу с АСУ СС (сообщение 213). И та, и другая информация обрабатывается программным комплексом РЕГЛАМЕНТ.
После разложения поступившей информации по полям базы данных и дополнения ее всеми необходимыми данными из состава НСИ сообщение о получении в виде надписи ТГНЛ выдается всем операторам в соответствующем поле прогноза прибытия поездов. Если этого поезда не было в прогнозе, то информация о нем включается принудительно. Обновление информации в БД программным комплексом РЕГЛАМЕНТ происходит по каждому поступлению ТГНЛ (сообщение 02) до момента прибытия поезда на станцию (появление сообщения об изменении состояния поезда ПРИБ и любого другого, отличного от ТГНЛ).
Хранящаяся информация о прибывающем поезде может быть использована для предварительного анализа и моделирования:
дежурным по станции (ДСП) – для принятия решения о выборе пути приема из анализа длины, веса и негабаритности состава;
маневровым диспетчером (ДСЦ) – для выбора порядка выполнения технологических операций на основании данных размеченной ТГНЛ и предварительного сортировочного листка об объеме предстоящей работы по обработке состава (отцепка-прицепка при обработке транзитного поезда); имитации очередности роспуска, выбора необходимой специализации путей сортировочного парка; вызова таблицы разложения составов по назначениям плана формирования.
Информация о поезде в состоянии ТГНЛ может быть исключена из прогноза прибытия поездов и, при необходимости, уничтожена в БД.
В АСУ СС предусмотрена возможность ручного ввода натурного листа пришедшего на станцию поезда (при отсутствии на него ТГНЛ), а также внутристанционной передачи, предназначенных для обработки и сортировки на станции (без регистрации в журнале ДУ-3 и выдачи сообщения 201 в адрес АСОУП) с АРМ ТКП.
Введенная информация преобразуется в сообщение 02 (ТГНЛ) и обрабатывается программным комплексом РЕГЛАМЕНТ.
Дальнейшая обработка поезда (состава) идет стандартным образом. После привязки поезда к пути и автоматической регистрации в журнале ДУ-3 и в архиве станции (ВУАС) информация о поезде с признаком ПРИБ поступает для корректировки в техническую контору по прибытию (АРМ ТКП).
После выверки документов и выдачи соответствующих корректировочных сообщений (сообщение 09) в адрес АСОУП информация о поезде с признаком ГОТР поступает в ведение маневрового диспетчера, повторно регистрируясь в архиве из-за возможных корректировок.
На основании натурного листа, «размеченного» в АРМ ТКП, АРМ ПТО, формируется сортировочный лист согласно плану формирования станции, а также регулировочному заданию на порожние вагоны, учитывающему специфику работы с порожними вагонами (собственник, время нахождения на дороге, род и прочие условия).
Маневровому диспетчеру предоставлена возможность гибкого изменения специализации сортировочных путей и внесение изменений в сортировочный лист. Сортировочный лист выдается на горку, и по результатам роспуска производится корректировка базы данных: состояние РАСФ, выдача сообщения 203 в АСОУП и регистрация факта роспуска в архиве.
Накопитель при маневровом диспетчере собирает вагоны в состав по накопительной ведомости, присваивает индекс и включает в прогноз отправления с признаком ФОРМ.
Оператор АРМ ТКО после получения в прогнозе отправления признака ФОРМ вызывает уже сформированный натурный лист на отправляемый поезд для возможной корректировки. После выверки натурного листа, корректировки по результатам списывания и согласования с АСОУП по положительной заверке появляется в прогнозе отправления признак НЛСФ.
Для предварительного подбора документов на АРМ ТКО предоставляется возможность вызова накопительной ведомости.
Оператор при ДСП, отвечающий за отправление поездов при появлении признака НЛСФ в прогнозе отправления, как на местный, так и на транзитный поезд, производит привязку поезда к нитке графика, прицепку локомотива и отправляет поезд с выдачей сообщения 200 в архиве станции.
Вычислительный узел архивации и станционной отчетности включает в себя сервер архива станции (ВУАС) и АРМ ОСО (АРМ оператора-сведенис-та), где происходит фиксация всех операций по прибытию и отправлению вагонов, а также их внутристанционным изменениям с расчетом и выдачей отчетных форм ДУ-4, ДО-2, ДУ-8, полученных номерным способом учета.
Получение учетных и отчетных форм, а также ввод информации об отстановке и изъятии вагонов резерва и запаса согласно требованиям системы Диспарк-Е, осуществляется с участием оператора-сведениста. Все остальные операции фиксируются в автоматическом режиме.
С АРМ ОСО можно получить информацию из архива об операциях, проводимых с вагонами с глубиной поиска 7 лет.
АРМ ДСЦМ предназначено для обеспечения ведения номерного учета вагонного парка, а также организации «местной» работы. Оно обеспечивает работу с «местными» вагонами (подачу и уборку вагонов на грузовые фронты, выгрузку, погрузку, сортировку, задержку, переадресовку) и ввод информации в архив станции для учета грузовых операций.
Информация о «местных» вагонах поступает на АРМ ДСЦМ с момента поступления регламентного сообщения от АСОУП для предварительного оповещения грузополучателей и уточняется по ходу обработки состава, после чего производится «разметка» вагонов для подачи под грузовые операции.
С момента подачи «местных» вагонов под грузовые операции они изымаются из оперативной базы данных АСУ СС, обрабатываются на вычислительном узле ДСЦМ. После завершения грузовых операций по моменту уборки вагонов на станцию они вновь поступают в оперативную базу данных АСУ СС, но уже с новыми данными по вагонам в объеме натурного листа. Это устраняет повторный ввод информации о «местных» вагонах в АСУ СС на АРМ ТКП. Обеспечивается доступ маневровому диспетчеру к информации о состоянии грузовых фронтов.
Маневровый диспетчер имеет возможность в любой момент получить сведения о вагонах, находящихся под грузовыми операциями с целью своевременной их уборки на станцию.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки