6 «Экспресс-3»
В мае 1972 г., на Московской дороге начала работать первая на транспорте опытная система реального времени обслуживания пассажиров «Экспресс-1». Типовая система «Экспресс-2» продажи билетов функционирует на дорогах с 1982 г. В свое время она позволила решить целый ряд проблем, связанных с автоматизацией продажи билетов и резервирования мест в поездах. Возросла производительность труда билетных кассиров, в 5 - 6 раз сократилась трудоемкость операций по ведению учета и составлению отчетности о перевозках пассажиров. Была создана вычислительная сеть системы «Экспресс-2» стран СНГ по обслуживанию пассажиров, включающая 29 региональных систем, 16 из которых функционируют на российских железных дорогах. В 1992 г. эта вычислительная сеть была соединена с аналогичной западноевропейской сетью обслуживания пассажиров ИРИС, включающей в себя 17 электронных систем резервирования мест и продажи билетов. Таким образом, на железных дорогах Европы и Азии взаимодействуют между собой в общей сложности 46 систем продажи и резервирования мест.
На современном этапе реформирования железнодорожного транспорта и перехода к рыночным условиям работы решающая роль отводится информатизации и внедрению передовых технологий во все сферы деятельности транспорта. В области пассажирских перевозок носителем новейших информационных технологий стала автоматизированная система управления пассажирскими перевозками АСУ «Экспресс-3», которая с января 2001 года начала функционировать на Московской дороге.
Эта система разрабатывалась в соответствии с требованиями железных дорог СНГ. Она базируется на современных ЭВМ типа IBM-9672 моделей R36 и R37. В разработке системы «Экспресс-3» принимали участие коллективы специалистов ВНИИЖТа, ВНИИУ-Па, ИВЦ Московской и Октябрьской дорог, накопившие огромный опыт работы в области создания систем коллективного пользования, обслуживающих пассажиров в реальном масштабе времени.
При этом ставились цели повышения эффективности перевозочного процесса за счет организации оперативного управления перевозочным процессом, роста рентабельности пассажирских перевозок и производительности труда работников железных дорог, повышения уровня обслуживания и предоставления разнообразных услуг пассажирам. В числе других важных задач - создание механизма автоматизации взаиморасчетов за пассажирские перевозки между дорогами и государствами и формирование информационной базы для маркетинговой деятельности и гибкой тарифной политики в целях увеличения доходов от пассажирских перевозок и автоматического получения основных показателей по перевозкам.
АСУ «Экспресс-3» представляет собой человеко-машинную систему коллективного пользования, включающую в себя совокупность административных, технологических средств. Они позволяют в режиме реального времени обслуживать пассажиров и в отличие от системы «Экспресс-2» управлять пассажирскими перевозками. Система разрабатывалась как инструмент, с помощью которого командный состав железных дорог может разрешать разнообразные проблемы, возникающие в сфере пассажирских перевозок. Функциональные возможности системы «Экспресс-3» могут развиваться в различных направлениях, превращая ее в многофункциональный комплекс, сфера действия которого через сети связи охватывает все железные дороги, включая взаимодействие с системами других видов транспорта. Это дает возможность сосредоточить все наиболее важные нити централизованного управления пассажирскими перевозками, используя развитую вычислительную сеть связи. В соответствии с концепцией информатизации железнодорожного транспорта России система «Экспресс-3» по своим выполняемым функциям входит в комплексы информационных технологий (КИТ) управления перевозочным процессом (КИТ-1), управления маркетингом, экономикой и финансами (КИТ-2), управления инфраструктурой железнодорожного транспорта (КИТ-3).
Она базируется на использовали современных средств вычислительной техники, СУБД и баз данных пассажирских перевозок с применением перспективных инструментальных средств разработки программного обеспечения. Система предусматривает автоматизированное взаимодействие с другими системами же-леэныж дорог и разных видов транспорта и организаций и ее функционирование основывается на использовании средств телекоммуникации и передачи данных с защитой информации от несанкционированного доступа. Объектами автоматизации «Экспресс-3» являются пассажирское и финансовое хозяйство по их основным информационно-технологическим направлениям в разрезе пассажирских перевозок.
Для оперативного управления перевозками в рамках московской системы «Экспресс-3» создана аналитическая база данных. В ней посредством автоматического сбора информации с еще действующих старых систем «Экспресс-2» фиксируются все перевозки пассажиров на железных дорогах. Наличие такой аналитической базы данных дает возможность всем другим железным дорогам уже сегодня, не дожидаясь внедрения у себя АСУ «Экспресс-3», получать через сеть передачи данных РЖД из московской системы необходимую информацию для управления перевозками на своих дорогах.
В 2002 г. «Экспресс-3» введен в строй на Октябрьской и Северо-Кавказской дорогах. К 2004 г. заменены все старые системы «Экспресс-2» новыми. Это позволит перейти к более широкому развитию функциональных возможностей системы.
Московская система «Экспресс-3» является головной и наиболее производительной по объемам перевозок и организации работы с аналитической базой пассажирских перевозок дорог России. Она обеспечивает среднее время реакции на запрос не более 10 с в 95 % случаев, позволяет развернуть на каждой дороге до 999 абонементных пунктов продажи, причем в каждом пункте может быть до 99 абонентов (терминалов и АРМов). Во всех видах сообщений может обслуживаться до 10000 поездов с резервирования мест в поездах за период до 63 суток.
В функциональном отношении АСУ «Экспресс-3» включает в себя ряд подсистем, предназначенных для информатизации основных технологических процессов пассажирского хозяйства. В настоящее время в системе функционирует девять подсистем.
Подсистема планирования и управления пассажирскими перевозками основывается на аналитической базе исходных данных всех перевозок пассажиров, осуществляемых на сети российских железных дорог. Для пользования этой подсистемой на дорогах (в управлениях, службах, линейных участках) устанавливаются специализированные АРМы системы «Экспресс-3», которые подключаются к сети передачи данных.
Каждый АРМ имеет специальный ключ доступа, на основании которого ведется обслуживание абонента системой. Абонентами, как правило, должны быть командный состав дорог и МПС. Состав и содержание выдаваемой информации определяется самим абонентом по сайту системы «Экспресс-3» в зависимости от организации его заказа. Она может содержать разнообразные сведения о поездах, эффективности их работы, корреспонденциях пассажиров, их отправлении, получаемых доходах, бесплатных перевозках, динамике использования подвижного состава и др. На основании этой информации командный состав дорог и МПС осуществляют регулирование пассажирских перевозок в рамках своих дорог. Общесетевые АРМы установлены в МПС. Группы устанавливаемых АРМов могут образовывать диспетчерские центры управления (АДЦУ) на дорогах.
Подсистема продажи и учета проездных документов во всех видах сообщений. Ее основная, отличительная от «Экспресс-2», особенность заключается в том, что она включает в себя и обслуживание пригородных пассажирских перевозок совместно с системой АСУКУПЭ. При этом ведется учет пассажиров как при продаже билетов, так и при проходе их через турникеты. Это позволяет отслеживать почасовые потоки отправления пассажиров по всем направлениям, а также иметь детальную информацию о контингенте перевозимых пассажиров в пригородном сообщении и о доходах, получаемых от их перевозок.
В дальнем пассажирском сообщении предусмотрена продажа билетов с указанием номеров мест на станциях по всему ходу поезда. Однако при этом должна быть исключена пересадка пассажиров проводниками и внесено соответствующее изменение в пятое тарифное руководство. Практически на сети будут курсировать поезда как с указанием номеров мест по ходу поезда, так и без них. Такое положение будет сохраняться до полной замены всех систем «Экслресс-2».
Для совершенствования контроля учета бланков проездных документов, исключения финансовых злоупотреблений при оформлении проездных документов и их учета в поездах проводниками в системе «Экспресс-3» введены новые трехслойные бланки проездных документов со штрих-кодами. Эти бланки можно использовать и в системе «Экспресс-2». Однако при этом необходимо использовать билетопечатающие устройства, работающие со штрих-кодами «Экспресс-3». Накопленный опыт использования новых бланков показал их высокую эффективность в защите от злоупотреблений.
Подсистема комплексного справочно-информационного обслуживания пассажиров (ЭКА-СИС) позволяет пассажирам, в отличие от системы «Экспресс-2», получать широкую гамму информационных справок во всех видах сообщений, на всех пунктах продажи, в офисах и в домашних условиях при обращении через Интернет к системе «Экспресс-3». При получении информации об опозданиях поездов (от поездных диспетчеров) она может выдаваться на табло и платформенные указатели.
Для обслуживания пассажиров по телефону в агентствах крупных городов с большим числом операторов (Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других) устанавливаются специальные серверы, связанные с системой «Экспресс-3». Через них операторы выдают справки населению по телефону.
В случае небольших справочных потоков заказы могут обслуживаться без серверов, поступая непосредственно в систему «Экспресс-3». В пунктах продажи на станциях, вокзалах, в агентствах пассажиры имеют возможность сами получать необходимые справки через специализированные устройства (киоски, справочные устройства и др.)
Подсистема управления багажной работой (АСУБР) осуществляет оформление и учет багажа, грузобагажа, погрузку, выгрузку, хранение, розыск багажа и составление плана формирования багажных перевозок. С ее помощью осуществляется регулирование багажных перевозок путем назначения, отмены и изменения маршрутов следования багажных вагонов и поездов для получения наибольшего эффекта от перевозок.
Подсистема управления парком пассажирских вагонов (АСУ ПВ) автоматизирует все основные технологические процессы, связанные с эксплуатацией и ремонтом пассажирских вагонов, и дает возможность командному составу дорог видеть состояние подвижного состава, включая его дислокацию, на различных уровнях управления (МПС, дорог и линейных подразделений).
Для работы с этой подсистемой специализированные АРМы устанавливаются в Департаменте пассажирских сообщений МПС, пассажирских службах дорог и на линейном уровне у руководителей вагонных групп, диспетчеров пунктов формирования поездов и других руководителей. АРМы АСУ ПФ позволяют следить за безопасностью движения путем автоматического учета пробега каждого вагона, получать разнообразную статистическую и оперативную отчетность, планировать ремонт вагонов и анализировать его результаты, учитывать все случаи брака и характеристики каждого вагона, а также их использование и подготавливать составы в рейс с учетом работы поездных бригад.
Подсистема финансового и статистического учета пассажирских перевозок (АФИС) позволяет получать всю финансовую и статистическую отчетность по пассажирским перевозкам в различных разрезах (ежесуточно, по месяцам, декадам и т.п.). Она осуществляет взаиморасчеты за пассажирские перевозки между железными дорогами России и других государств. Подсистема ведет учет и контроль финансовой деятельности билетных и багажных кассиров, а также поступления на дороги бланков строгого учета проездных и перевозочных документов, включая их расход каждым кассиром.
Подсистема сервисного обслуживания пассажиров (СЕРВИС) предоставляет разнообразные сервисные услуги пассажирам как в железнодорожном, так и в смешанном сообщении путем взаимодействия с автоматизированными системами на других видах транспорта, а также с системами, обслуживающими гостиницы, такси, театры и другие организации.
Подсистема «Расписание» обеспечивает подготовку, ввод и хранение всей необходимой нормативно-справочной информации в АСУ «Экспресс-3». Она ведет в реальном масштабе времени учет прохождения по расписанию всех поездов, включая их опоздания, с выдачей необходимой информации о поездах на табло, платформенные указатели, на печать для изготовления служебных расписаний движения поездов дальнего и пригородного сообщения.
Подсистема взаимодействия с другими АСУ обеспечивает совместную работу с различными автоматизированными системами, функционирующими на железнодорожном и других видах транспорта, включая другие системы различных организаций и предприятий.
Перспективы внедрения системы «Экспресс-3» на сети железных дорог определяются в основном готовностью дорог к переходу на использование новой техники. Одновременно оперативно заменить сразу на всей сети дорог действующие системы «Экспресс-2» практически невозможно. Сложность проблемы усугубляется тем, что в процессе замены системы должно обеспечиваться непрерывное обслуживание пассажиров в соответствии с действующими расписаниями поездов. Для внедрения новой системы разработан поэтапный переход к системе «Экспресс-3» с обеспечением на дорогах совместного функционирования на переходный период старой и новой систем.
Все эти проблемы решены на Московской дороге. Система «Экспресс-3» работает со старыми и новыми терминалами по разным протоколам, используя оборудование старой системы «Экспресс-2» в качестве шлюза для преобразования протоколов.
Проведенный технике-экономический расчет использования системы «Экспресс-3» на российских железных дорогах показывает, что система окупается за 4,3 года, а экономический эффект от ее внедрения составляет 1,4 млрд. руб. в год.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки