11.2 Этапы создания экспертных систем
Экспертные системы - это интерактивные автоматизированные системы управления, способные вести активный диалог с пользователем и не только отвечать на поставленные вопросы, но и анализировать ситуацию, комментировать и пополнять знания, вырабатывать решения. Эти решения должны быть не хуже заключений квалифицированного эксперта в данной области знаний. Практический и теоретический интерес к ЭС объясняется тем, что они позволяют решать задачи оперативно-технологического класса, не поддающиеся формализации. Кроме того, нередко реализовать оптимизационные решения практически невозможно из-за многих допущений, которые приходится принимать при постановке задач, и ограниченности временных ресурсов и мощности технических средств.
ЭС получают широкое распространение в самых различных сферах деятельности - в медицине, строительстве, геологии, при планировании производства и на транспорте. В области планирования и оперативного управления выделяют три типа интеллектуальных систем, составляющих основу ЭС:
вопросо-ответные системы, взаимодействующие с базами данных на ограниченном естественном языке;
расчетно-логические системы, позволяющие, автоматически выбирать методы решения задач и формировать программу в предметной области;
ЭС, позволяющие обобщать, хранить, использовать знания и опыт, накопленные высококвалифицированными специалистами. Специалисты считают, что ЭС могут применяться при конструировании и проектировании, особенно на стадии предпроектного анализа для предварительного определения преимуществ техники других технических и технологических структур.
При проектировании ЭС получал признание принцип быстрого прототипа, когда разработчики системы сразу не ставят целью выдать конечный продукт. Такой прототип должен продемонстрировать пригодность разработок инженера по знаниям. Рассмотрим краткое содержание отдельных этапов.
На этапе идентификации определяются участки проектирования и их роли: идентифицируется проблема, характеризуется проблемная область - объект управления, уточняются ресурсы и цели; устанавливаются источники знаний, осуществляется содержательное описание проблемы, например планирование и управление маневровой работой на грузовой станции. При создании ЭС типичными ресурсами являются источники знаний (технологические процессы, инструкции, указания вышестоящих органов управления), время разработки, модели вычислительной техники, объемы финансирования. Задача идентификации целей состоит в формулировании стратегической цели. Все перечисленные вопросы должны получить развитие в Техническом задании.
На стадии концептуализации эксперт, инженер по знаниям эксплицирует ключевые понятия, отношения между объектами и характеристики. На этой стадии устанавливаются: типы доступных данных; содержание выходных результатов, в частности структура плана для маневрового диспетчера; идентификация подпроблем общей проблемы; стратегии и гипотезы; характер взаимодействия между объектами предметной области (маневровыми средствами, автомобильными и железнодорожными грузовыми фронтами, станционными путями); виды отношений (наличие иерархической зависимости между подпроцессами и объектами, действие "причина - следствие", "часть -целое" и т. д.); характер ограничений и состав знаний.
На этом этапе целесообразно составить протокол действий эксперта хотя бы для одной задачи. При этом, как считают специалисты, не нужно добиваться полноты и корректности разрабатываемой проблемы.
На этапе формализации ключевые понятия и отношения, введенные на этапе концептуализации выражаются на некотором формальном языке, например на языке исчисления предикатов, теории графов. Завершает этап описание процесса решения рассматриваемой проблемы на предложенном формальном языке - определяются состав и способы представления знаний.
В процессе формализации знаний выполняется построение модели исследуемой проблемы, например построение плана маневровой работы с использованием графа раскрытия вершин знаний и задач.
На этапе выполнения создается один или несколько прототипов ЭС. Обычная ошибка разработчиков при создании прототипа, считают специалисты, состоит в том, что процесс приобретения знаний откладывают до полного завершения программирования. Необходимо начинать приобретение знаний, как только составлены программы, позволяющие работать в простейшем представлении знаний. Здесь не ставится цель немедленно добиться высокой эффективности системы, а реализуется простейшая процедура вывода. После завершения первого прототипа необходимо расширить круг задач для разработки следующей версии ЭС, расширить базу знаний, которые необходимо структурировать.
При тестировании осуществляется оценка выбранного способа представления знаний на всей ЭС. Выявляются ошибки и недостатки функционирования при вводе-выводе, правил вывода, управляющих стратегий. Тестирование осуществляется в лабораторных условиях.
В процессе опытной эксплуатации определяется пригодность системы для конечного пользователя. Система занимается решением всех задач, указанных в Техническом задании не на стенде, а на одной из станций. С точки зрения пользователя проверяются удобство, гибкость, устойчивость к ошибкам. После опытной эксплуатации может потребоваться не только модификация (программы, данные), но и изменение устройства ввода-вывода.
Модификация связана с переформированием понятий и требований, реконструированием представлений и усовершенствованием прототипа. На этом этапе осуществляется возврат от этапа тестирования к этапу формализации. Объясняется это необходимостью изменения системы представления знаний. Возврат на этапы идентификации и концептуализации связан с переформулированием решаемых задач.
На железнодорожном транспорте в рамках АСУЖТ создаются АСУ такими транспортными объектами, как грузовые и сортировочные станции, подъездные пути промышленных предприятий и т. д. Помимо информационно-справочных задач, при разработке АСУС предусматривается решение оперативно-технологических задач. К ним относятся планирование работы маневровых локомотивов, ПРМ, распределение вагонов по грузовым пунктам и т. д. На основе АСУС ставится задача составления сменно-суточного плана работы станции с прогнозированием ситуации на ближайшую перспективу и достоверным планированием основных технико-экономических показателей - объемов погрузки и выгрузки грузов, времени обслуживания вагонов и автомобилей, статической нагрузки транспортных средств, объемов работы по формированию и расформированию поездов и др. Эффективным инструментом для решения перечисленных задач являются ЭС, так как многие из этих задач не поддаются формализации.
Результаты решения оперативно-технологических задач необходимы руководителям станции - диспетчеру, начальнику и дежурному по станции (лицам, принимающим решение). Известно, что научной основой построения ЭС является быстро развивающаяся теория искусственного интеллекта. Применение ЭС для решения некоторой оперативно-технологической задачи в конечном счете сводится к построению ее компьютерной модели с использованием, как указано выше, базы данных и базы знаний, содержащихся в памяти ЭВМ. База знаний - это основной специфический элемент ЭС. "Ядром" базы знаний являются процедуральные знания, которые собираются опросом специалистов в данной предметной области. Образует базу знаний продукционная система, представляющая собой множество продукций - правил решения задач. В свою очередь система продукций в ЭС - это метод организации программ в виде базы данных, списка порождающих правил, которые применяются при формировании ответов ЭС, а также методы выбора этих правил.
Ключевым понятием представления знаний в ЭС является фрейм. Фрейм - система знаний для представления некоторых стандартных стереотипных ситуаций, в том числе, модулей - процедур. Фреймы из базы знаний вызываются по соответствию текущей информации о состоянии транспортного объекта. Системы фреймов образуют интегрированную модель - поисковую информационную сеть. Фрейм рассматривается как модуль представления знаний. Незаполненные части фреймов - слоты. Наличие слотов придает свойство адаптивности модели.
В зависимости от содержания и физической природы управляемого технологического процесса различают различные виды фреймов. Например, фрейм "назначение" описывает производственный цикл -процесс подачи и уборки вагонов на грузовом фронте или адресование грузов на складе; фрейм "распределение" - расформирование состава вагонов; фрейм "закон" моделирует процесс расчета или реализации некоторых аналитических зависимостей и т. д. При поиске решения с помощью прямой или обратной цепочки рассуждений строят логическую последовательность правил - продукций, каждая из которых состоит из первой условной части "если" и второй части логического вывода "то". В условной части также могут быть поставлены вопросы "как", "почему" и т. д. При построении дерева решения они модифицируются в виде логических процедур - конъюнкций "и" и дизъюнкций "или".
12 АСУ СС
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки