logo search
Вельможин Грузовые перевозки

Производительность грузового автомобиля

Под производительностью грузового автомобиля понимается количество перевезенного груза в тоннах за единицу време­ни. Производительность, отнесенная к одному часу работы авто­мобиля, называется часовой производительностью. Количество циклов транспортного процесса за один час работы одного автомобиля определится (при перевозке грузов цикл транспортного процесса называют также ездкой с грузом):

где: Zц - число циклов транспортного процесса;

Ze - число ездок с грузом;

tц - продолжительность цикла транспортного процесса, ч.

Если автомобиль работает с постоянной нагрузкой qф = const, то его производительность за один час работы

где: Wач - часовая производительность автомобиля, т/ч;

qф - фактическая загрузка автомобиля, т.

Так как продолжительность цикла транспортного процесса складыва­ется из времени движения автомобиля и времени простоя под погрузкой и разгрузкой, то, учитывая технико-эксплуатационные условия организа­ции перевозки, время, затрачиваемое на один транс­портный цикл, определяется выражением

где: tц- время движения автомобиля, за один цикл, ч;

tпр - время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой,за один цикл, ч;

Ler - длина ездки с грузом, км;

βе - коэффициент использования пробега;

VT - техническая скорость, км/ч.

Учитывая, что за каждую ездку перевозится qФ= c тонн груза, про­изводительность автомобиля:

где: q - номинальная грузоподъемность автомобиля, т;

γс - статический коэффициент использования грузоподъемности.

Часто подвижной состав выполняет перевозки по маршруту. Мар­шруты бывают маятниковые и кольцевые. На маятниковом мар­шруте подвижной состав проходит все погрузочно-разгрузочные пунк­ты при движении по одной трассе в прямом и обратном направлениях. Прямым называется направление, по которому следует больший грузопо­ток, обратным - меньший грузопоток. Маятниковые маршруты бывают с использование пробега только прямого направления (рис. 4.7, а), с пол­ным использованием пробега (рис. 4.7, б), с неполным использованием пробега прямого, или обратного, или обоих направлений (рис. 4.7, в).

На кольцевом маршруте подвижной состав проходит после­довательно все погрузочно-разгрузочные пункты при движении по замк­нутому контуру (рис. 4.8). Разновидностью этого маршрута является сборный маршрут (рис. 4.9), на котором подвижной состав, проходя по­следовательно погрузочные пункты, постепенно загружается и завозит груз в один пункт, и развозочный маршрут, на котором загруженный подвижной состав развозит груз партиями по пунктам, постепенно раз­гружаясь.

Другой разновидностью кольцевого маршрута является сборно-развозочный маршрут, когда одновременно развозится один груз и со­бирается другой. Например, развозка сырья, сбор готовой продукции; развозка торговых грузов, сбор тары и др.

Время оборота (ездки) подвижного состава на кольцевом маршруте

где: LM - общая длина кольцевого маршрута, км;

tпрi - простой под погрузкой-разгрузкой в каждом пункте, ч;

n - число пунктов на маршруте.

При работе подвижного состава на сборном (развозочном) мар­шруте за один оборот выполняется одна ездка, при этом на каждый заезд в последующие пункты маршрута добавляется дополнительное время на маневрирование, оформление документов и прием (сдачу) грузов.

Время оборота подвижного состава на сборном (развозочном) маршруте

где: LM - длина маршрута, км;

tпр - время на погрузку-разгрузку, ч;

t3 - время на каждый заезд, ч;

n3 - число заездов.

Число оборотов за один час работы на маршруте