12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
Автоматизированная система управления сортировочной станцией (АСУ СС) является составной частью широко используемой на железных дорогах стран СНГ и Балтии автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом.
Процесс оперативного управления работой сортировочной станции, как и любой другой процесс управления, является процессом установления заданий, получения информации об их исполнении и выдачи последующих команд. Сложная динамическая система, какой является сортировочная станция, имеет в общем случае многоцелевые критерии функционирования, а принятие решений в ряде случаев осуществляется в условиях отсутствия достоверных детерминированных данных.
Разработка АСУ СС ведется с условием создания системы, обеспечивающей на базе применения современных вычислительных средств, локальной вычислительной сети (ЛВС), распределенной базы данных обработки технологических документов по приему, роспуску, формированию, отправке поездов, выбор наиболее оптимальных режимов обработки составов, снижение внутристанционных простоев.
Объектом автоматизации является сортировочная станция с типовыми организационной структурой и технологическим процессом работы, в которой автоматизированы функции, выполняемые работниками станции.
АСУ СС создаются для решения следующих задач:
сбора и обработки оперативных сообщений о составах поездов, характеристиках вагонов и перевозимых грузов, об операциях, выполняемых с поездами, вагонами и грузами;
обеспечения контроля полноты и достоверности информации, поступающей и передаваемой со станции;
формирования и ведения на основе оперативной информации динамической модели текущего состояния парков станции;
решения на основе данных динамической модели комплекса прикладных задач управления.
В функциональный состав комплекса прикладных задач входят: обработка информации о прибывшем в расформирование поезде, о формируемом поезде; информационно-справочная система; анализ, учет и отчетность о работе станции; планирование работы станции; взаимодействие с ГВЦ.
Обработка информации о прибывшем в расформирование поезде заключается в получении телеграммы-натурного листа (сообщение 902) из ГВЦ дороги, корректировки ТГНЛ по результатам натурной проверки прибывшего состава, разметке ТГНЛ по назначениям и путям сортировочного парка, составлении сортировочного листва.
На формируемый поезд составляется накопительная ведомость и заготавливается натурный лист, корректируемый затем по результатам проверки выставленного в парк отправления состава. В комплект документов, выдаваемый АСУ СС на каждый сформированный состав, кроме натурного листа входят: справка для заполнения маршрута машиниста, итоговая часть натурного листа, справка для поездного диспетчера и т. д.
Информационно-справочная система АСУ СС включает в себя: расчет и выдачу информации о состоянии путей парков станции, сведений о вагонах на путях станции, данных о грузах, требующих охраны, о наличии и подходе вагонов с местным грузом и т. д.
Планирование работы станции предусматривает составление планов поездной и маневровой работы на нескольких часов, выработку рекомендаций по оптимальной очередности расформирования составов и формированию поездов повышенной транзитности.
Определенную сложность представляет автоматизации ввода в АСУ СС оперативных сведений о дислокации поездов и вагонов на путях парков станции для ведения вагонной модели. Накопительная ведомость и заготовка натурного листа не учитывают реальностей процесса расформирования поездов: появления «чужаков», нерасцепа вагонов, перестановок вагонов при окончании формирования и т. д. Одним из решений данной проблемы может служить использование бесконтактных путевых датчиков, регистрирующих прохождение осей по рельсам в составе реверсивных контрольных точек. Оборудование стрелок станции подобными устройствами позволит в автоматическом режиме распознавать направление и число проследовавших через стрелку вагонов.
Еще более эффективным решением является сопряжение АСУ СС с системой автоматической идентификации подвижного состава (САИПС), которая активно разрабатывается и внедряется на железных дорогах стан СНГ. Суть ее заключается в том, что каждый вагон оснащается датчиком, содержащим информацию о характеристиках вагона, его номере, дате постройки и т. д. В горловинах парков устанавливаются считывающие устройства. При прохождении вагона мимо устройства считывания информации происходит съем данных с подвижного состава, и информация в автоматическом режиме передается в вагонную модель станции.
АСУ СС позволяет достаточно просто решать вопросы расширения круга пользователей информации.
В АСУ СС предусматривается возможность изменения конфигурации системы, что позволяет включать дополнительные АРМы, выполняющие новые, ранее не предусмотренные функции или совмещение функций нескольких АРМов на одном рабочем месте.
Рабочие места оперативного персонала станции должны оборудоваться видеотерминальными устройствами (мониторами, мнемосхемами, табло и т. д.), с помощью которых ведется диалоговое взаимодействие с АСУ. Так же на них должно быть предусмотрено (при необходимости) наличие печатающих устройств для получение бумажных копий документов.
Большинство крупных сортировочных станций сети железных дорог оснащается в настоящее время АСУ СС с установкой комплекса средств автоматизации непосредственно на станции. Состав комплекса технических средств и функциональный состав АСУ СС при этом напрямую зависят от масштабов станции и видов технологических операций, выполняемых на ней.
Системой, удовлетворяющей практически всем вышеописанным требованиям, является АСУ СС разработки НПО «АГАТ». Именно ее мы и будем рассматривать в дальнейшем в данном пособии.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки