5.5 Аспекты экономической эффективности
Микропроцессорные ДЦ позволяют:
автоматизировать и максимально упростить операции по управлению движением поездов;
улучшить условия труда персонала за счет уменьшения объема рутинных операций;
снизить загрузку поездных диспетчеров;
сократить численность обслуживающего персонала;
гибко изменять границы диспетчерских кругов.
Кроме того, микропроцессорные ДЦ позволяют снизить капитальные вложения за счет сокращения занимаемых аппаратурой производственных площадей, сокращения объемов и сроков поведения проектных, строительно-монтажных и лусконаладочтшх работ; значительно уменьшить материале - и энергоемкость оборудования; снизить эксплуатационные расходы на обеспечение процесса перевозок за счет повьппения надежности системы относительно существующих, автоматизации функции управления с реализацией, в том числе и функций прогнозирования.
Опыт эксплуатации микропроцессорных систем показал, что они обладают высокими показателями надежности, гибкости, открытости, энергосбережения, ориентированы на перспективу развития средств автоматизации, полностью удовлетворяют требованиям Правил технической эксплуатации Белорусской железной дороги, эксплуатационно-техническим требованиям к системам ДЦ и обладают практически неограниченными возможностями в аспекте расширения своих функциональных характеристик, не требуя для этого значительных материальных затрат.
По отзывам эксплуатирующего персонала, аппаратно-программные средства, удобны в эксплуатации, полностью отвечают современным требованиям по эргономике технической эстетике, обладают развитыми средствами диагностики, что позволяет в кратчайшие сроки выявить и устранить неисправность. Кроме того, значительно сокращаются требуемые производственные площади для размещения аппаратных средств и требуемое количество обслуживающего персонала. Система не требует доработки в случае изменения путевого развития
Микропроцессорные ДЦ имеет ряд преимуществ по сравнению, например, с ДЦ «Минск»: уменьшение в 10-15 раз производственных площадей; уменьшение в 4-6 раз потребляемой мощности; сокращение в 305 раз обслуживающего персонала при построении диспетчерских центров управления; сокращение в 2 раза поездных диспетчеров при объединении участков управления, а также с учетом сменной и сезонной работы.
К преимуществам также относятся: полное автоматическое резервирование; протоколирование работы системы; ведение графика исполненного движения в электронном виде, отказ от рутинных ручных операций и увеличение участка управления обслуживания одним поездным диспетчером; возможность просмотра поездным диспетчером поездного положения смежных участков
Переход на микропроцессорные ЛП решает одновременно несколько задач, которые невозможно решить при использовании устаревших релейных систем. Среди них: многократное повышение показателей надежности, живучести, быстродействия и информативности системы ДЦ, сокращение сроков проектирования и отсутствие необходимости строительства новых зданий и сооружений; уменьшение трудовых затрат при эксплуатации.
Системы диспетчерской централизации
Существующие системы
В настоящее время диспетчерские круги отделений дороги оснащены системой диспетчерской централизации (ДЦ) «Минск» и «Нева».
На рабочем месте поездной диспетчер использует:
ЭВМ ЕС -7929-01, которая служит для запроса и вывода на дисплей диспетчером телеграммы - натурного листа поезда;
селекторная связь - для получения и передачи поездным диспетчером сообщений;
радиосвязь - для передачи сообщения машинистам локомотивов, находящихся на участке в составе поезда;
печатающее устройство - для вывода информации для поездного диспетчера из ИВЦ.
Традиционно системы ДЦ выполнялись как обычные устройства электромеханики, не выполняющие логических и управляющих функций, а лишь связывающие пульт и табло ДНЦ с устройствами ЭЦ.
Преимущества современных систем ДЦ
Система ДЦ «Неман» позволяет обеспечить повышение производительности и улучшение условий труда поездных диспетчеров и электромехаников поста ДЦ за счёт:
обеспечения возможности заблаговременного принятия поездным диспетчером решений на основе высокого качества контроля поездной ситуации;
автоматизации операций по управлению движением поездов;
управления состоянием напольных объектов на раздельных пунктах и перегонах для реализации планового графика движения поездов;
осуществления управления движением поездов при отклонениях от планового графика путём его оперативной корректировки с использованием резерва-пропускной способности
повышения безотказности движения поездов,
повышения пропускной способности
уменьшения эксплуатационных расходов благодаря увеличению надёжности, безопасности работы технических средств и применению диагностики технического состояния устройств.
Диспетчерская централизация «НЕМАН»
Автоматизированная система диспетчерской централизации «НЕМАН» предназначена для дистанционного контроля , управления и выявления предотказного состояния объектов:
энергоснабжения и жизнеобеспечения зданий и сооружений.
сигнализации, централизации, блокировки и связи на железнодорожном транспорте.
Система ДЦ "Неман" предназначена для управления движением поездов на одно-, двух- и многопутных участках железнодорожных линий.
Систему отличают:
малое время реакции на внешние события,
минимальные требования к линиям связи,
многовариантность исполнения аппаратных средств, высокая устойчивость к воздействиям внешней среды,
возможность расширения функций с ориентацией на перспективу развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики, что расширяет регионы и сферы применения системы.
Система позволяет организовывать рабочие места ДНЦ, ДНЦУ, ШЧД, ЭЧЦ. Система представляет собой набор линейных пунктов, устанавливаемых на станциях, соединенных между собой выделенной 2-х проводной линией связи и центрального поста (светодиодное табло либо ПЭВМ).
Центральный пост может быть организован в любом месте участка ДЦ. Если какие-либо станции участка оборудованы ДЦ "Нева", то центральный пост может обслуживать и эти станции.
Возможен режим работы как с генерацией сигнала "ЦС", так и в режиме прослушивания. Для сопряжения с ДЦ "Нева" разработан адаптер связи АС-15.
Структура
Представляет собой сеть передачи данных, организованную на базе типовых устройств (модемы, маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы) и специализированных (блоки телеуправления и телесигнализации, устройства сопряжения, табло и т.д.).
Абонентами этой сети являются линейные пункты, оборудованные на железнодорожных станциях, и диспетчерский центр.
На любой станции может быть оборудовано автоматизированное рабочее место диспетчера опорной станции (АРМ ДНЦО), позволяющее контролировать работу прилегающих станций.
В диспетчерском центре может быть организовано необходимое количество рабочих мест. Зона обслуживания для любого диспетчера техническими средствами не ограничена.
Организация рабочего места узлового, поездного диспетчера, дежурного по станции в системе ДЦ «НЕМАН»
Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера (АРМ ДНЦ)
АРМ ДНЦ предназначен для планирования и организации движения поездов на диспетчерском участке и обеспечивает визуальный контроль объектов железнодорожной автоматики и централизованное управление ими.
Информация о состоянии объектов представлена в графической форме на дисплеях рабочего места, либо в виде схемы участка на светодиодном табло.
Управляющие команды формируются на алфавитно-цифровой клавиатуре, либо с помощью манипулятора типа «мышь».
Система автоматизации нормативного и исполненного графика движения поездов
Центральный пост системы ДЦ «НЕМАН»
Функции центрального поста:
Прием таблиц телесигнализации и телеуправления обслуживаемой зоны;
Обеспечение транзита информационных потоков данных ;
Формирование базы данных состояния контролируемых объектов и обеспечение доступа к ней.
Автоматическое формирование исполненного графика движения;
Формирование управляющих команд;
Хранение данных телесигнализации и телеуправления, исполненного графика движения, сведений о поездах, предупреждений за заданный промежуток времени.
Взаимодействие с АСОУП.
Взаимодействие с прочими автоматизированными рабочими местами, включенными в сеть
Основные технические данные ДЦ "Неман"
Количество линейных пунктов в системе - 256 (возможно увеличение до 65535)
Способ передачи данных телесигнализации - циклический
Способ передачи команд телеуправления - спорадический с квитированием (подтверждением)
Скорость передачи данных телесигнализации по одной линии связи - 10000 тс/сек.
Скорость передачи данных телеуправления по одной линии связи - 500 ту/сек.
Максимальное расстояние между соседними станциями (только для физических линий) : - для кабельной линии связи - 60 км, - для воздушной линии связи - 100 км.
Центральный пост системы ДЦ «НЕМАН»
Оборудование центрального поста:
Линейный пункт системы ДЦ «НЕМАН»
Функции линейного пункта:
сбор данных с первичных контроллеров и передача данных на них;
формирование таблиц телесигнализации и телеуправления;
передача таблиц ТУ, ТС в заданных направлениях;
функция логического контроллера, определяемая проектом данной станции (например реализация маршрутного набора);
транзит потоков с возможной конвертацией протокола.
Состав линейного комплекта:
Оборудование связи (модемы) – применяется при работе по выделенным каналам связи, либо при организации сети передачи данных по каналам тональной частоты;
Сетевой адаптер - применяется при наличии на станции «Ethernet» - окончания ;
ПЭВМ в промышленном исполнении – применяется в качестве вычислительной платформы;
Первичные контроллеры (блоки телеуправления ТУ-16, телесигнализации ТС-32, ответственных команд ТУ8-Б);
Источники бесперебойного питания:
Дополнительные средства грозозащиты типа «ProtectNet».
19-дюймовый шкаф - используется для компактного размещения линейного оборудования;
Специализированные технические средства из состава ПАК ДЦ «НЕМАН»
Для возможности работы с линейными пунктами системы диспетчерской централизации «НЕВА» , «МИНСК» разработан адаптер АС-15
Специализированные технические средства из состава ПАК ДЦ «НЕМАН»
Блок ТС-32 предназначен для считывания данных сигнализации непосредственно с контролируемых объектов и последовательной передачи их в ПЭВМ.
Каждый из 32-х входов блока ТС-32 оптически изолирован и имеет индивидуальный вход подключения.
Входное сопротивление - 5 кОм.
Входное напряжение - 24В.
Контролируемое напряжение может быть постоянного и переменного тока.
Специализированные технические средства из состава ПАК ДЦ «НЕМАН»
Блок ТУ-16 предназначен для управления 16-ю исполнительными устройствами по командам с ПЭВМ.
Каждый из 16-ти выходов блока представляет собой электронный ключ с оптическим управлением.
Архитектура ДЦ «НЕМАН»
Сеть передачи данных проектируется таким образом, что бы данные между линейным пунктом и центром управления могли доставляться по двум разным маршрутам.
Для повышения надежности и достоверности используется циклический способ передачи данных телесигнализации (период от 1 до 5 секунд).
В центре на обслуживание каждой зоны (30-100 станций) устанавливается один сервер.
Автоматизированное рабочее место диспетчера дистанции сигнализации и связи (АРМ ШЧД)
АРМ ШЧД предназначен для обеспечения централизованного контроля работоспособности оборудования ДЦ, ЭЦ, связи.
АРМ ЩЧД отображает :
поездную ситуацию в реальном масштабе времени;
таблицы распределения сигналов ТС и команд ТУ;
просмотр архивов ТС, ТУ;
просмотр кодовых групп по каждой станции;
просмотр кодовых групп по каналу, регистрацию сбоев кодовых линий;
выдачу команд «ОК» и «ВК» на выбранный линейный пункт.
Автоматизированное рабочее место энергодиспетчера (АРМЭЧЦ)
АРМ ЭЧЦ предназначен для автоматизации
следующих процессов:
Работа по заявкам с последующим оформлением документов;
Контроль безопасности работ по состоянию объектов управления;
Процесс производства переключений;
Работа с нормативно-справочной документацией.
АРМ ЭЧЦ обеспечивает выполнение следующих
функций:
Автоматическое ведение модели энергодиспетчерского круга;
Хранение в памяти заявок, приказов, предупреждений, уведомлений;
Ведение диспетчерского журнала;
Анализ данных диспетчерского журнала;
Отображение поездной ситуации и состояния всех объектов контроля;
Ведение протокола работоспособности технических и программных средств;
Перевод на резервный комплект технических средств АРМ ЭЧЦ
Отображение плана электроснабжения;
Просмотр схем линий автоблокировки и продольных линий электропередач;
Просмотр схем тяговых подстанций.
Автоматизированное рабочее место энергодиспетчера (АРМЭЧЦ)
Этапы разработки и внедрения ДЦ «Неман»
1992 год – АРМ ДНЦ в системе ДЦ «Минск».
1993 год – система нормативного графика движения на базе программного обеспечения АРМ ДНЦ. Применяется на Белорусской железной дороге.
1995 год – ПАК ДК Минского узла. Белорусская железная дорога.
1996 год – ПАК ДК Харьковского узла и прилегающих участков. Южная железная дорога, Украина.
1996 год – центральный пост участка Осиповичи-Жлобин с организацией рабочих мест ДНЦ И ЭЧЦ. Белорусская железная дорога.
1997 год – ПАК ДК Барановичского узла. Белорусская железная дорога.
1998 год – обрудование станций Одесского узла, прилегающих участков и участка до Котовска специализированными техническими средствами из состава ПАК ДЦ для центральных постов ДЦ «Сетунь». Одесская железная дорога. Украина.
1998 год – обрудование 5-ти опорных станций специализированными техническими средствами из состава ДЦ «НЕМАН» (120 блоков ТУ-ТС) для центральных постов ДЦ «Сетунь» в целях обеспечения ведения графика исполненного движения. Приволжская железная дорога. ОАО «РЖД».
1999 год – центральный пост участка Калинковичи-Словечно с организацией рабочих мест ДНЦ И ЭЧЦ. Белорусская железная дорога.
2000 год – ПАК на базе ДЦ «Неман» по контролю и управлению объектами энергоснабжения Минского железнодорожного вокзала. Белорусская железная дорога.
2000 год – центральный пост участка Жабинка-Лунинец с организацией рабочих мест ДНЦ И ЭЧЦ. Белорусская железная дорога.
2001- 2006 годы – ДЦ «Неман» на 7 укрупненных диспетчерских кругах Казахстанских железных дорогах. Республика Казахстан.
2004 год – центральный пост участка Кричев-Белынковичи, Кричев-Орша. Белорусская железная дорога.
2005 год – ДЦ «Неман» участка Витебск-Полоцк и Полоцк-Бигосово. Белорусская железная дорога.
Выполнены проекты для внедрения ДЦ «Неман» и ее составных частей:
участка Гавья-Лида-Мосты, Барановичи-Бигосово;
Гомельского узла;
Жлобинского узла и участка Жлобин-Гомель;
Витебского узла;
ЦП Полоцкого узла и участков Полоцк-Крулевщизна, Полоцк-Алеща;
Барановичского узла;
ЦП участка Негорелое-Борисов;
ЦП участка Брест-Лесная.
Разрабатываются проекты ДЦ «Неман» для организации ЦУП Белорусской железной дороги и отделенческих центров по организации и управлению местной работой:
Оршанского узла;
участка Минск-Орша;
участка Минск-Брест;
Минского узла;
Молодеченского узла и участков Молодечно-Гудогай, Молодечно-Парафьянов, Молодечно-Гутно;
участка Молодечно-Осиповичи.
Эффект от внедрения микропроцессорных систем ДЦ
уменьшение в 10-15 раз производственных площадей;
уменьшение в 4-6 раз потребляемой мощности;
сокращение в 305 раз обслуживающего персонала при построении диспетчерских центров управления;
сокращение в 2 раза поездных диспетчеров при объединении участков управления, а также с учетом сменной и сезонной работы.
Функциональные подсистемы АРМ ДНЦ
Функция «Отображение поездной ситуаций и состояния объектов управления и контроля» включает:
схематический план участка с отображением всех элементов, находящихся под диспетчерским контролем (участки приближения и удаления, станционные пути,станционные поездные светофоры и т.д.), с указанием их состояния на данный момент;
задаваемые и заданные маршруты движения по станциям с указанием направления (при том же условии);
местоположения поездов на участке с указанием их номера;
ограничения скорости движения поездов, действующие на участке ДНЦ;
участки пути, закрытые для движения и другие технологические ограничения
Функция «Документирование диспетчерского журнала» обеспечивает:
вывод на исполненный график движения поездов различных графических и текстовых пометок для случаев задержек поездов по вине причастных отраслевых служб и другим причинам;
вывод на исполненный график движения поездов в графическом виде жёлтого цвета «окон» на перегоне и белого цвета «окон» на станциях по капитальному, среднему и текущему ремонту устройств пути;
систему блокировки, исключающую любую попытку поездного диспетчера на посылку управляющей команды по приготовлению маршрута на путь или участок пути в случае его закрытия для движения поездов, выключения из централизации, а также при следовании поезда по неправильному пути;
вывод на исполненный график движения поездов графических и текстовых пометок, отражающих хронологию событий по отцепке и прицепке вагонов к поезду на промежуточных станциях и всей истории работы с поездом в целом;
систему подвязки в пунктах оборота локомотивов и бригад, отражающая время прибытия локомотива, его простой в пункте оборота, отправление с поездом или резервом, депо приписки, техническое состояние локомотива, фамилию машиниста, время окончания его отдыха и явки на работу;
систему отражения на экране монитора временно оставляемых на станционных путях составов поездов, групп или отдельных вагонов, порядка их закрепления и указания количества тормозных башмаков;
нормативно-справочная информация по полезной длине станционных путей, условиям пропуска негабаритных грузов, фамилиям, именам, отчествам, местам проживания, рабочим и домашним телефонам начальников станций, дорожных мастеров и бригадиров пути, электромехаников и устройств СЦБ и связи;
вывод на экране монитора всех без исключения форм регистрируемых приказов ДНЦ, регламентирующих порядок обеспечения безопасности движения при нарушении нормальной работы устройств СЦБ:
вывода на экран монитора приложения к исполненному графику движения поездов, отражающего данные по номеру поезда, его индексу, весу, номеру локомотива, фамилии машиниста, количеству и роду подвижного состава, разрядными и негабаритными грузами и другую информацию эксплуатационного характера широкого спектра.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки