logo search
Вельможин Грузовые перевозки

7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками

До экономической реформы организационная структура автотранс­порта общего пользования (АТОП) России была следующей:

Минавтотранс;

главные управления;

территориальные производственные объединения;

автотранспортные предприятия.

Высшим звеном управления являлось Минавтотранс, средним - тер­риториальные управления и низшим (первичным звеном) - автотранспортные предприятия.

В хозяйственной практике отношения структурных звеньев регла­ментировались документами: «Положение о социалистическом госу­дарственном производственном предприятии» и «Общее положение о Министерствах СССР».

В результате экономических преобразований достаточно стройная и эффективная система управления, которая была в Минтрансе РСФСР практически прекратила свое существование. На федеральном уровне соз­дано 11 коммерческих структур: АК «Росавтотранспорт», АО «Совтрансавто», АО «Совинтеравтосервис», АО «Автокадры», АК «Росавтосер- вис», АО «Аврон», АО «Авторесурс», хозяйственные ассоциации «Гаро» и «Автожилпромстрой», совместное предприятие концерн «Союзвнеш- транс», концерн «Росгорэлектротранспорт».

На федеральном уровне были организованы четыре добровольных объединения: ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), ассоциация ТЭО населения «Ространссервис», ассоциация «Горэлектротранспорт», всероссийское общество автолюбителей (BOA). В 1999 г. было создано еще одно добровольное общество - Российский автотранспортный союз (РАС).

Во многих регионах России функции государственного управления деятельности автотранспорта осуществляются по многовариантной сис­теме административно-отраслевыми государственными органами и тер­риториальными отраслевыми хозяйственными организациями, наделен­ными соответствующими полномочиями органами исполнительной власти субъектов Федерации. Отдельные специальные функции выполняются как федеральным департаментом, так территориальными отделениями Рос­сийской транспортной инспекции (ДРТИ, РТИ) Минтранса РФ.

Так в Кемеровской, Ульяновской, Московской областях и Красно­дарском крае в качестве уполномоченных органов по регулированию и управлению автотранспортом региона задействованы акционерные об­щества (бывшие территориальные производственные объединения), которые учреждены значительным числом автопредприятий (рис. 7.1). Им администрация региона своим постановлением передала определен­ные полномочия по управлению автотранспортной деятельностью на территории региона.

В Саратовской, Тамбовской, Кировской, Псковской областях для управления транспортом созданы хозяйственные структуры - государст­венные унитарные предприятия (рис. 7.2). Такое предприятие учреждает­ся Минтрансом РФ совместно с администрацией региона или самостоя­тельно администрацией региона. Основной задачей государственных унитарных предприятий является выполнение функций по координа­ции и регулированию автотранспортной деятельности в пределах ре­гиона.

В городах Москве и С-Петербурге, Иркутской и Магаданской облас­тях и республиках Дагестан, Кабардино-Балкария,

Карачаево-Черкессия и Марий-Эл созданы административно-управленческие подразделения при органах администрации региона (рис. 7.3). Такой государственный орган управления и регулирования работой автотранспорта, не завися­щий ни от каких коммерческих и хозяйственных структур, по своему замыслу действительно должен являться эффективным государствен­ным органом управления. На практике, в некоторых регионах, получили недееспособные, формальные органы управления, так как штатный состав составил один-два сотрудника.

В Белгородской области автотранспортное подразделение, которое занимается управлением и регулированием деятельности автотранс­порта области, организовано в составе дорожной службы, за счет отчис­лений от территориального дорожного фонда.

В Астраханской области управление по регулированию автотранс­портной деятельности организовано в составе отделения Российской транспортной инспекции (РТИ). Дееспособных органов управления и регулирования региональной автотранспортной деятельностью созда­но только в 55-60% регионах. В 20 регионах практически никакого управления нет.

В настоящее время определилась острая необходимость государствен­ного регулирования автотранспортной деятельности. Разрабатываемая сис­тема государственного управления и регулирования автотранспортной деятельности должна учитывать особенности функционирования авто­транспортного комплекса страны.

К основным особенностям, оказываю­щим влияние на отраслевую систему управления, относятся:

многочисленность и многообразие субъектов управления на автомо­бильном транспорте. В результате разгосударствления, демонополиза­ции, акционирования и приватизации на начало 1996 г. на рынке транс­портных услуг действовали 532 тыс. субъектов хозяйствования, в том числе: 115 тыс. - частных предприятий, 112,6 тыс. - предприятий со смешанной формой собственности, 156 тыс. - индивидуальных предпри­нимателей. Число индивидуальных предпринимателей к началу 1997 г. сократилось до 120 тыс.;

каждое грузовое автотранспортное предприятие обслуживает 50-60 клиентов различных отраслей. Автобусами ежедневно перевозится 50-60 млн., человек;

автотранспорт является объектом повышенного риска. Это предъ­являет высокие требования к квалификации персонала, как рабочих, так и руководителей, а также соблюдению режима труда, отдыха, экологиче­ских требований и выполнению правил дорожного движения. Поэтому в автотранспортных предприятиях необходимо проведение единой техни­ческой политики, введение единых правил перевозок и т. д.;

автомобильный транспорт играет очень важную роль при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в системе обороны страны;

государственное регулирование автотранспортной деятельности вы­зывается также необходимостью обеспечения своевременности пере­возок пассажиров, социально значимых грузов, содержанием номерных автоколонн и др.

Эффективная система управления требует четкого разграничения управленческих функций как между федеральным и региональным уров­нями, так и между региональным уровнем и автотранспортным предпри­ятием.