Особенности организации перевозок опасных грузов
Перевозка опасных грузов представляет собой серьезную проблему, связанную с безопасностью дорожного движения. За последние 10 лет отмечается постоянный рост в стране дорожно-транспортных происшествий, число которых достигло в 2002 г. 184 тыс., в которых пострадало (убито и ранено) почти 250 тыс. чел.
При перевозке опасных грузов диапазон потерь возрастает еще больше. В книге рекордов Гиннеса как самое крупное дорожно-транспортное происшествие отмечен инцидент, связанный с перевозкой опасного груза: 2 ноября 1982 г. в Афганистане, в тоннеле Саланг, взорвался бензовоз, погибли 176 человек.
Перечень опасных веществ перевозимых автомобильным транспортом уже составляет около 3 тыс. наименований и постоянно увеличивается. В России ежегодно перевозится более 500 млн. т опасных грузов.
Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами и видами опасности при транспортировании разделяют согласно ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» на подклассы приведенные в табл. 6.9.
Таблица 6.9
Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности
Номер класса | Наименование класса | Номер подкласса | Наименование подкласса |
|
| 1.1 | Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой |
|
| 1.2 | Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой |
| Взрывоопасные материалы (ВМ) | 1.3 | Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой |
1 | 1.4 | Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности | |
|
| 1.5 | Очень нечувствительные взрывчатые материалы |
|
| 1.6 | Изделия чрезвычайно низкой чувствительности |
|
| 2.1 | Не воспламеняющиеся неядовитые газы |
2 | Газы сжатые, сжиженные и растворимые под давлением | 2.2 | Ядовитые газы |
2.3 | Воспламеняющиеся (горючие) газы | ||
|
| 2.4 | Ядовитые и воспламеняющиеся газы |
3 | Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) | 3.1 | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18°С в закрытом тигле |
3.2 | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее минус 18°С, но менее 23°С в закрытом тигле | ||
3.3 | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 23°С, но не более 51 °С, в закрытом тигле | ||
4 | Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТВ), самовозгорающиеся вещества (СВ) и вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой | 4.1 | Легковоспламеняющиеся твердые вещества |
4.2 | Самовозгорающиеся вещества | ||
4.3 | Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой | ||
5 | Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП) | 5.1 | Окисляющие вещества |
5.2 | Органические пероксиды | ||
6 | Ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ) | 6.1 | Ядовитые вещества |
6.2 | Инфекционные вещества | ||
7 | Радиоактивные материалы (РМ) |
| Радиоактивные материалы на подклассы не разделены |
8 | Едкие и коррозионные вещества (ЕК) | 8.1 | Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами |
8.2 | Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными свойствами | ||
8.3 | Разные едкие и (или) коррозионные вещества | ||
9 | Прочие опасные вещества | 9.1 | Грузы, не отнесенные к классам 1-8 |
9.2 | Грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность только при их транспортировании навалом водным транспортом |
При организации перевозок опасных грузов необходимо учитывать положения и нормы, действующих законодательных и нормативно- правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспортной деятельности и перевозку опасных грузов в Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации; Устав автомобильного транспорта, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г., № 12; Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации в 1995 г.; Правила дорожного движения утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г., № 595; требования международных конвенций и соглашений, участником которых является Россия, в частности, Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и системы информации об опасности (СИО); ГОСТ 19433-88 - «Грузы опасные. Классификация и маркировка».
Основные требования к организации безопасной перевозки опасных грузов заключаются в следующем.
Для грузов, представляющих повышенную степень опасности, автотранспортному предприятию необходимо выбирать и согласовывать с ГИБДД наиболее безопасный маршрут перевозки. Критерием выбора маршрута является удаленность от населенных пунктов и мест скопления людей.
Безопасная организация передвижения транспортных средств включает:
соблюдение определенной дистанции от 50 до 300 м, в зависимости от конкретного рельефа местности;
запрещение перевозки при ограничении видимости; по возможности обеспечение следования транспортных средств с легковоспламеняющимися или взрывоопасными грузами без дозаправки в пути;
обеспечение определенного порядка остановок и стоянок транспортных средств;
обеспечение автомобилей прикрытия и резервного транспортного средства при перевозке взрывчатых, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ колонной транспортных средств.
Дополнительные требования к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, состоят в следующем:
перевозки опасных грузов должны осуществляться специализированными или специально приспособленными транспортными средствами (приспособления касаются выпускной трубы, топливного бака, электрооборудования, прочности и вентиляции кузова и др.);
транспортные средства должны быть укомплектованы дополнительным оборудованием (набором инструментов, огнетушителем, при перевозке ГСМ - двумя огнетушителями, противооткатным упором, при необходимости средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества, средствами индивидуальной защиты, знаками «Въезд запрещен», информационными таблицами системы информации об опасности, двумя фонарями со шнурами по 10 м), проблесковым маячком при перевозке ГСМ;
транспортные средства должны регулярно - дважды в год, представляться в ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения) для осмотра на предмет соответствия инструкциям завода-изготовителя, ПДД (Правила дорожного движения), и условиям безопасной перевозки;
на транспортные средства, перевозящие опасные грузы, необходимо специальное разрешение ГИБДД.
К водителям транспортных средств, предъявляются следующие дополнительные требования:
водители должны иметь стаж работы не менее 3 лет, пройти обучение и инструктаж;
иметь при себе необходимые документы;
обязаны выполнять все предписания маршрута перевозки, осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, креплением груза, сохранностью маркировки;
в случае вынужденной остановки или поломки автомобиля должны принять необходимые меры;
в случае ДТП (дорожно-транспортных происшествий) должны выполнить необходимые специальные действия в соответствии с аварийной карточкой;
в случае ДТП с повреждением тары или упаковки обязаны обозначить место вынужденной остановки двумя знаками «Въезд запрещен», по возможности не допускать посторонних лиц и по прибытии представителей органов внутренних дел и других должностных лиц - проинформировать об опасности, принятых мерах и предъявить документы на перевозимый груз.
Водителю запрещается: нарушать установленный маршрут движения; резко трогать с места и тормозить транспортное средство; двигаться с выключенным сцеплением, коробкой передач и двигателем;
курить в кабине;
обгонять транспортные средства, движущиеся со скоростью более 30 км/ч;
разводить oгонь ближе 100 м от автомобиля;
совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы.
За подбор водителей и лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.
В обязанность ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит:
сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения; инструктаж сотрудников охраны и водителей автомобилей;
внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза; наблюдение за погрузкой и креплением груза;
соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей;
организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку и общественной безопасности;
сдача грузов по прибытии на место назначения.
Важным звеном организации перевозок опасных грузов является применение транспортных элементов системы информации об опасности (СИО). Основным назначением элементов системы информации об опасности является предупреждение водителей других транспортных средств о необходимости повышенного внимания при разъезде с автомобилями, перевозящими опасные грузы, и работников органов ГИБДД, ГАИ, осуществляющих контроль за техническим состоянием транспортных средств и соблюдением маршрутов перевозки.
Система информации об опасности состоит из:
информационных таблиц для транспортных средств; аварийной карточки для определения мероприятий по ликвидации последствий инцидента;
информационной карточки для расшифровки кода экстренных мер (КЭМ);
специальной окраски и надписей на транспортных средствах.
Информационные таблицы СИО изготавливают предприятия, производящие опасные вещества, и представляют автотранспортной организации для установки спереди и сзади транспортного средства перпендикулярно его продольной оси, но не перекрывая номерных знаков и внешних световых приборов и не выступая за габариты транспортного средства. Изготавливают из огнестойких материалов. Информационная таблица СИО представляет собой прямоугольник размером 300x690 мм, разделенный на 3 части.
В левую часть заносится знак опасности по ГОСТ 19433-88, правая верхняя часть несет информацию о коде экстренных мер, а правая нижняя о номере вещества по списку ООН. Фон левой час-ти белый, двух других - оранжевый. Рамка таблицы, линии разделения частей, цифры и буквы текста выполняются черным цветом, рис. 6.37. |
Аварийная карточка СИО заполняется грузоотправителями или грузополучателями на основании условий безопасной перевозки по единой форме, прилагается к путевому листу и, находясь у водителя или сопровождающего лица, обеспечивает принятие правильных экстренных мер при возникновении аварийной ситуации, а также возможность расследования причин аварии.
Аварийная карточка включает в себя следующие положения:
техническое наименование опасного вещества;
другие наименования (синонимы);
класс и подкласс опасного вещества;
код экстренных мер (КЭМ);
присвоенный веществу номер по списку ООН;
максимальная масса вещества брутто или масса одной упаковки и их максимальное количество, которое можно перевозить на одном транспортом средстве;
ограниченное количество вещества брутто или количество упаковок на одном транспортном средстве, которые можно перевозить как неопасный груз;
взрывоопасность вещества;
пожароопасность вещества;
опасность для живых организмов;
огнегасительные средства, рекомендуемые при пожаре;
индивидуальные средства защиты: органов дыхания, глаз, кожи;
меры первой помощи: при вдыхании, при остановке дыхания, при попадании в глаза и на кожу, при проглатывании;
действия в случае повреждения тары (упаковки) и других возможных аварийных ситуаций;
способы и средства обезвреживания; действия в случае дорожно-транспортного происшествия; действия в случае поломки транспортного средства; организация, ответственная за перевозку; ответственное за перевозку лицо.
Информационная карточка СИО изготавливается из плотной бумаги размером 130 мм на 60 мм. На лицевой стороне карточки дается расшифровка информационных таблиц, а на оборотной стороне приведены образцы знаков опасности по ГОСТ 19433-88 (см табл. 6.10).
Таблица 6.10
Порядок заполнения и описания знаков опасности (ГОСТ 19433-88)
Код экстренных мер (КЭМ) состоит из цифр и букв. Цифрами обозначаются меры при пожаре и утечке, а также информация о степени опасности попадания вещества в сточные воды и водоемы:
- воду не применять! Применять сухие огнетушащие средства!;
- применять водяные струи;
- применять распыленную воду;
- применять пену или составы на основе хладонов;
- предотвращать попадание веществ в сточные воды и водоемы.
Буквами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при защите людей.
Выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных слов применяемого кода:
Д - необходимы дыхательный аппарат и защитные перчатки;
П - необходимы дыхательный аппарат и защитные перчатки только при пожаре;
К - необходимы полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат;
Э - необходима эвакуация людей.
Написание буквенно-цифрового кода экстренных мер производится в любом порядке цифр и букв.
В случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в аварийной карточке, или коду экстренных мер по информационной таблице СИО.
Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице и аварийной карточке системы информации об опасности.
Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета, и иметь соответствующие надписи:
при перевозке метанола транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет с черной полосой и оранжевой надписью по обечайке «Метанол - яд!»;
при перевозке аммиака цвет транспортного средства любой и надпись «Аммиачная вода. Огнеопасно»;
при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносится надпись «Огнеопасно»;
при перевозке самовозгорающихся веществ нижняя часть транспортного средства (цистерна) окрашивается в красный цвет, верхняя - в белый и наносится надпись черного цвета «Огнеопасно»;
при перевозке легковоспламеняющихся веществ транспортное средство окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись «Огнеопасно»;
при перевозке веществ, поддерживающих горение, транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет и наносится двойная надпись:
«Огнеопасно»
«Едкое вещество»
при перевозке едких веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет с черной полосой по обечайке, на которую наносится надпись желтым цветом «Едкое вещество».
В странах ЕС, согласно правилам ДОПОГ, транспортное средство маркируется предупредительной таблицей, имеющей размеры 300x400 мм. Таблица разделена на две равные части. Фон таблицы оранжевый, окантовка, поперечная полоса и цифры - черного цвета, толщиной линии 15 мм.
В верхней части таблицы ставится идентификационный номер опасности (2 или 3 цифры). Идентификационный номер опасности аналогичен классу опасности груза по ГОСТ 19433-88. В нижней части таблицы указывается номер опасного вещества по списку ООН.
Удвоенные цифры обозначают усиление соответствующего вида опасности.
Если опасность, с которой связано то или иное вещество может быть достаточно точно охарактеризована одной цифрой после этой цифры проставляется ноль. На рис. 6.38 приведены образцы информационных таблиц при перевозке бензина и дизельного топлива |
Если перед идентификационным номером вида опасности стоит буква «X», то это означает, что данное вещество вступает в опасную реакцию с водой.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список