logo search
Вельможин Грузовые перевозки

Что такое организация?

На автомобильном транспорте основной задачей является своевре­менное, качественное и полное удовлетворение потребностей народ­ного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эф­фективности его работы. Производственный процесс на транспорте представляет собой формы движения транспортного потока от начального пункта до конечного (от пункта производства до пункта потребления груза).

Это движение может осуществляться медленно, с непроизводствен­ными остановками и так далее, что приводит к возникновению перерывов в движении и расстройству транспортного потока. Поэтому для повыше­ния эффективности перевозок транспортный поток должен быть надле­жащим образом организован и постоянно управляем.

При организации перевозок грузов иногда бывает сложно опреде­лить, где кончается технология и начинается организация. Еще сложнее - где граница между организацией и управлением. Связь между организа­цией и управлением можно представить как сообщающиеся сосуды. Чем больше уделено внимания организации перевозочного процесса, тем лег­че и проще им управлять и наоборот. При этом, в каждом конкретном случае, необходимо находить рациональные затраты и трудоемкость, связанные с осуществлением организации и управления перевозочным процессом.

Организация - целенаправленное расчленение и эффективная связь между звеньями некоторого процесса. Термин «организация» имеет несколько смысловых значений.

Организация это:

внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обуслов­ленные его строением;

совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и со­вершенствованию взаимосвязей между частями целого;

объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Другими словами под организацией в зависимости от контекста по­нимается либо деятельность по организации, либо созданная в результате такой деятельности система зависимостей сложного объекта, либо сам таким образом организованный объект.

Встречаются и другие определения организации.

Организация - объединение людей, которые хотят действовать со­вместно.

Организация - институционное образование, в котором для многих отдельно взятых людей существует общая цель.

Организация - некое взаимосвязанное множество элементов, которые находятся в динамических отношениях между собой.

Организация - есть целое, которое больше суммы своих частей, т. е-

Если в результате проведенных мероприятий

то создана не организация, а нейтральный комплекс.

И, наконец, если

т. е. компоненты стали работать хуже, то создана дезорганизация, что очень часто случается в практической деятельности.

Повышение эффективности функционирования отдельных компо­нентов, объединенных в организацию, происходит за счет следующих факторов.

Во-первых, сама совместность работы действует на нервную систему работника оживляющим, ободряющим образом и тем повыша­ет интенсивность труда. «Психическое» влияние сотрудничества отно­сится к внутренним сопротивлениям организма. При труде в одиночку работник все действия предпринимает и выполняет за cчет собственной инициативы и собственных стимулов. Для каждого нового акта ему приходится вполне самостоятельно настраивать соответствующим образом свой нервно-мускульный аппарат. В совместной работе зна­чительная доля этого процесса приспособления идет за счет подража­ния, т. е. более механическим, более автоматическим путем, при кото­ром для подражающего внутренние сопротивления организма значи­тельно меньше.

Во-вторых, соединение, например, двух сил позволяет преодоле­вать препятствие, причем каждая из этих сил в отдельности превышает усилие одного работника. Некоторые препятствия могут и не превышать усилия одного работника, но при совместном выполнении эта работа вы­полняется гораздо быстрее.

В-третьих, возбуждающее действие видимой согласованной работы также сводится к уменьшению внутренних сопротивлений.

Однако не каждое соединение отдельных компонентов в группу при­водит к организации. Если в результате соединения компонентов их сум­марное усилие не увеличилось, то вместо организованного комплекса создан нейтральный комплекс. Комплекс, составленный из нескольких компонентов, не связанных никаким сотрудничеством, но и не враждеб­ных друг другу, из компонентов взаимно нейтральных, обладает таким количеством активностей, которое равно сумме активностей отдельных компонентов. Это нейтральный комплекс.

Иногда случается, что в результате соединения отдельных компонен­тов их суммарное усилие не увеличилось, а, наоборот, уменьшилось. В этом случае получили не организованный комплекс, а дезорганизован­ный. Дезорганизованное целое практически меньше суммы своих частей.

Полной, идеальной организованности в природе не бывает. К ней всегда примешана, в той или иной мере, дезорганизация. Так, даже наи­лучше устроенное сотрудничество не может быть свободно от всяких, хотя бы минимальных, внутренних помех и несогласованностей, а хоро­шо сконструированная машина - от вредных трений и т. п.

Первичным моментом, или основой формирующего организационно­го механизма, является объединение компонентов. Результатами объеди­нения компонентов могут быть следующие варианты.

Активности одного компонента и активности другого соединяются так, что не делаются «сопротивлениями» одни для других. Это опти­мальный случай.

Следующий вариант объединения прямо противоположный. Активности одного компонента становятся сопротивлениями для активностей другого, полностью парализуют их или парализуются ими.

Два компонента объединяются таким образом, что часть их актив­ностей взаимно складываются, часть являются взаимными сопротив­лениями. Например, увеличение числа автомобилей перевозочного ком­плекса, выполняющего одну и ту же работу по перевозке груза, увеличи­вает его провозную возможность, но одновременно приводит к сниже­нию производительности каждой единицы подвижного состава за счет увеличения простоев в ожидании погрузочных работ.

Любая производственная система состоит из «скелета», функциони­рующих подсистем, связей между подсистемами и центрального органа. В производственных организациях функцию «скелета» выполняет так на­зываемая «формальная» их сторона (официальные программы, уставы, технические и тактические директивы, правила распорядка). На автомо­бильном транспорте таким документом является Устав автомобильного транспорта.

Функционирующие подсистемы определяются исходя из технологи­ческой схемы организации перевозок. Обычно ими являются этапы пере­возочного процесса. По законам построения системы в нее включается конечное число компонентов, которое необходимо для функционирова­ния системы, обеспечивающей достижение цели.

Функцию связи между подсистемами в перевозочном комплексе вы­полняет общая цель. Общая цель - это декларация о требуемых ре­зультатах функционирования перевозочного комплекса. Организован­ность достигается постольку, поскольку направление активности, выра­жаемое целью, тождественно для всех компонентов. Один из классиков научного управления Анри Файоль отмечал, что в государстве общий ин­терес, общая цель - вещь столь сложная, столь обширная, столь отдален­ная, что о нем не всегда имеется отчетливое представление. Если идея об этом общем интересе не оживляется беспрерывно высшей властью, то она постепенно беднеет, слабеет и каждое учреждение начинает считать себя как бы самоцелью, забывая, что оно является лишь колесом в ог­ромной машине, все части которой должны двигаться согласованно. Оно изолируется, замыкается и признает лишь одну иерархическую колею.

О важности центрального органа говорит то, что устранение руково­дящего элемента влечет за собой больше отрицательных последствий, чем устранение какого-либо другого его элемента.