logo search
Функциональные системы- 2 семестр

2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение

Программно-технический комплекс.

Организационная структура системы ДИСПАРК включает вычис­лительные центры — сетевой (ИРЦ), дорожный (ИВЦ) и линейный (АРМ на базе ПЭВМ). Последний базируется также на действующих АСУ сортировочных, грузовых и других станций, АСУ СПВ, АРМ ТВК, операторов ВЧД, ППС, ППВ, ПТО. В гашем слечае линейным уровнем должен стать линейный район.

Внедрение системы пономерного учета вагонных парков ДИС­ПАРК требует наличия полной и достоверной информации, наличия мощной базы данных, а также современных средств технического и программного обеспечения. Реализация этой задачи фактически ме­няет всю технологию работы информационных систем. Для обеспече­ния эффективной работы подобной автоматизированной системы требуется постоянное совершенствование программно-технической среды вычислительных центров железных дорог России.

Сегодня в ИРЦ и ИВЦ дорог созданы современные программно-технические комплексы, работающие в режиме применяемых в миро­вой практике информационных стандартов. В ИРЦ эксплуатируется более 100 систем и за­дач. В их числе крупнейшие и важнейшие системы ДИСПАРК, ЕКИОДВ, АИС ЭДВ (автоматизированная информационная система ор­ганизации перевозки грузов по безбумажной технологии), взаиморас­четы за пользование вагонами в странах СНГ и многие другие.

Мощность мейнфреймов ИРЦ составляет 210 и в ближайшее время достигнет 280 мипс. Общий объем памяти превышает 1 терабайт. Программно-технический комплекс ИРЦ включает в себя не только современную вычислительную технику, но и современную операци­онную систему OS/390.

Рост числа прикладных задач, решаемых на мейнфреймах, обусло­вил принятие решения о закупке машин IВМ 9672. ЭВМ этого по­коления обладает высокой производительностью и характеризуется простотой наращивания мощностей. Это многопроцессорный сервер нового поколения, обладающий высокими техническими возможностями.

С внедрением ОS/390 будет задействован смонтированный и установленный робот-хранилище большого объема. Реализуется новая стратегия хранения данных, принятая в мировой практике построения систем внешней памяти. Это инфор­мационная среда, предназначенная для поддержки принятия управленческих решений, позволяющая проводить эффективный поиск и анализ информации из разнообразных оперативных баз данных. Для реализации информационного хранилища выбран пакет программ, широко использующийся в мировой практике для созда­ния крупных статистико-аналитических систем. Хранилище станет единым источником информации для всей отрасли, и его данными смогут пользоваться руководители и аналитики министерства и всех железных дорог России.

Система ДИСПАРК через свои АРМ входит в комплексную ин­формационно-вычислительную сеть МПС (КИВС), построенную на основе новейших сетевых технологий и представляющую собой ком­плекс технических средств и интегрированных кабельных коммуни­каций локальной вычислительной сети зданий МПС и Главного вычислительного центра.

Предусмотрена возможность подключения 2000 пользователей (в настоящее время подключено 658 пользователей). В рамках КИВС для обслуживания пользователей развивайте web-технологии. В настоящее время на WWW-сервер помещены 722 готовые выходные таблицы системы оперативной отчетности ДИСКОР а также АРМ ДИСПАРК. Для реализации функций системы используется также электронная почта МПС. Она станет основой систем безбумажного документооборота. В настоящее время все до­рожные центры и ИРЦ выполняют рабочее проектирование узлов СПД. Завершается монтаж ее оборудования.

Для создания проектной документации информационной среды инфраструктуры железнодорожного транспорта использовались реля­ционная СУБД DВ/2 и инструментальные средства автоматизированно­го проектирования. Для эффективного взаимодействия с существую­щей информационной средой использована новая технология «Элек­тронная карта железных дорог», которая позволяет интегрировать раз­нородные базы данных, и представляет собой лучшее инструментальное средство обработки и визуального отображения пространственно-вре­менных данных и их анализа. Карта реализована по двухзвенной архи­тектуре на языке программирования Borland C++ .

Накопленный потенциал программно-технических решений вы­числительных центров не только обеспечивает собственно производ­ственный процесс, но является отличной технической базой для пере­подготовки кадров и повышения квалификации железнодорожников в области новых информационных технологий.

Организационно-технологическое обеспечение.

Несмотря на высокие достижения в области программно-техниче­ских решений, сегодня сложилась ситуация, когда организационная структура построения системы ДИСПАРК и создание мощной про­граммно-технической базы не в полной мере способны обеспечить эффективность эксплуатации.

Накопился ряд проблем, препятствующих ее дальнейшему разви­тию и снижающих возможный эффект от внедрения. В частности, медленно реализуются комплексные технологии управления вагон­ным парком в условиях пономерного учета, не решается на должном уровне вопрос обеспечения полноты и качества информации об опе­рациях с вагонами, ряд разработок линейного уровня АСУ железных дорог не адаптирован к требованиям системы ДИСПАРК и др. Недостаточно скоординирована работа департаментов и управлений МПС России в решении комплексных вопросов перехода на пономерной учет вагонов. Отсутствует единая сетевая организационная структура, управляющая разработкой и внедрением системы. На разных дорогах этими вопросами занимаются разные отделы, отсутствует диспетчер­ская служба по контролю за качеством информации.

В связи с этим министром путей сообщения издан ряд специаль­ных указаний «О внедрении и развитии автоматизированной системы пономерного учета, контроля дислокации, анализа работы и регули­рования вагонного парка (ДИСПАРК)», утвержден рабочий план-гра­фик реализации системы, определены первостепенные задачи и тех­нологии оперативного управления вагонным парком.

Согласно этому необходимо было обеспечить полный переход на по­номерной автоматизированный учет вагонных парков средствами систе­мы ДИСПАРК. Организована рабочая группа в составе МПС, обеспечи­вающая координацию действий по разработке и внедрению системы.

Специалистами МПС, ВНИИЖТ, ВНИИАС и ИРЦ сформулиро­ван подход к решению проблемы достижения 100 %-ной достоверно­сти информации. В МПС и на дорогах созданы технологические и диспетчерские группы, основной задачей которых является управле­ние внедрением в промышленную эксплуатацию задач системы ДИС ПАРК на сети железных дорог. Схема взаимодействия служб, технологических и диспетчерских групп приведена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1– Схема взаимодействия служб и диспетчерских групп

Технологические группы дорог по разработке и внедрению системы ДИСПАРК формируются из специалистов служб перевозок вагонного хозяйства, грузовой и коммерческой работы, статистики экономического анализа, информатизации и связи, вычислительного центра и ДЦФТО, освобожденных от других обязанностей, и возглав­ляются, как правило, заместителем главного инженера дороги. Работа группы организуется по планам, утвержденным первым заместителем начальника дороги. Специалисты группы работают в тесном взаимо­действии с филиалами и линейными подразделениями ИВЦ, служба­ми дорог и ИРЦ МПС.

Задачи технологической группы:

В настоящее время создана технологическая группа в ИРЦ и в перспективе — создание технологической группы в ЦД МПС.

На дорожном уровне диспетчерская группа является структурным подразделением службы Д и ИВЦ и подчиняется непосредственно на­чальнику службы Д и начальнику ИВЦ соответственно. Работу групп координируют заместитель начальника службы Д по АСУ и замести­тель начальника ИВЦ по производственным вопросам.

Основной задачей диспетчерских групп является оперативное управ­ление внедрением в промышленную эксплуатацию задач системы диспарк на железной дороге. Взаимодействие со службами В, М, НЧ, ДЦФТО диспетчерские группы осуществляют через технологи­ческую группу дороги, а также диспетчерские службы ИРЦ МПС и ЦД.

Диспетчерская группа обеспечивает: полноту и качество информа­ции, поступающей в систему ДИСПАРК; оперативный анализ и срав­нение на идентичность поступающей информации по задачам для различных систем (ДИСКОР, ДИСПАРК, ВМД, АСОУП); оператив­ное взаимодействие с диспетчерским и командным аппаратом дороги, отделений, линейных предприятий, сменными специалиста­ми ИВЦ, ИРЦ МПС и ЦД по устранению выявленных расхождений в различных системах; прием и систематизацию замечаний и предложе­нии от пользователей системы ДИСПАРК по задачам и формам от­четности; слежение за работоспособностью системы ДИСПАРК на дороге, состоянием оборудования, связанного с приемом и передачей информации, анализ сбоев работы технических средств; контроль за подключением новых версий программного обеспечения; разработку предложений по совершенствованию аналитических форм и доку­ментов для всех уровней управления перевозочным процессом; оказа­ние практической помощи отделению дороги и линейным предприя­тиям по вводу первичной информации.

Созданная структура технологических и диспетчерских групп уже работает. В круглосуточном режиме отрабатываются вопросы по лик­видации отклонений между производственным процессом и инфор­мационными потоками.

Создание системы ДИСПАРК — реальность сегодняшнего дня. С ее внедрением решатся многие важнейшие прикладные задачи по организации эксплуатационной работы, появятся дополнительные погрузочные ресурсы для удовлетворения запросов грузовладельцев.