logo search
Вельможин Грузовые перевозки

6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей

Грузы добывающих отраслей оказывают большое влияние на эконо­мику промышленного производства. К грузам добывающих отраслей относятся различные виды сырья и материалов, непосредст­венно данные природой и изымаемые из природной среды человеческим трудом. По своему происхождению сырье, используемое в промыш­ленном производстве, делится на промышленное (70 %) и сельскохо­зяйственное (30 %).

Добываемое природное сырье можно разделить на три группы: животного происхождения (продукция рыбной промышленности и охотничьего промысла);

растительного происхождения (древесина, дикорастущие ягоды и грибы);

минерального происхождения. К этой группе относятся природные минеральные вещества органического и неорганического происхожде­ния, которые содержатся в земной коре и которые при данном уровне развития науки и техники могут быть достаточно эффективно извлечены из нее и использованы в промышленном производстве. Они получили на­звание полезных ископаемых. В настоящее время промышленностью используется более 200 видов минерального сырья, которые могут быть объединены в следующие группы:

топливно-энергетическое сырье - твердое (уголь, торф, горючие сланцы), жидкое (нефть), газообразное (природный газ);

металлургическое рудное сырье - руды черных и леги­рующих металлов (железо, марганец, хром, титан, ванадий, никель, вольфрам, молибден, ниобий), руды цветных металлов (алюминий, медь, свинец, никель, олово, висмут, ртуть, сурьма, литий, бериллий), благо­родных металлов (золото, серебро, платина), руды радиоактивных метал­лов (уран, стронций, кобальт);

нерудное минеральное сырье - химическое минеральное сырье (калийные соли, фосфориты, апатиты, пириты, бор, сера, бром, йод, плавиковый шпат), минеральное сырье для строительных материа­лов (известняк, мел, глина, песок, строительные камни, гравий, ас­бест), техническое минеральное нерудное сырье (доломит, хромит, гра­фит, магнезит, кварц, корунд, фенолит, пьезокварц), драгоценные, полу­драгоценные и поделочные камни (алмаз, топаз, аметист, изумруд, сапфир, малахит, родонит, яшма, мрамор, гранит и др.).

Характерными примерами организации перевозок грузов добываю­щих отраслей могут быть перевозки, выполняемые в Нерюнгринском угольном карьере.

Нерюнгринский угольный карьер мощностью 13 млн. т угля в год. В сложных условиях вечной мерзлоты, горного рельефа к району до­бычи угля подведена 146-километровая железная дорога Тында- Беркатит-Угольная, получившая название Малый БАМ.

Технологический процесс предусматривает при разработке вскрышных пород применение отечественных экскаваторов ЭКГ-20 с ковшом емко­стью 20 м3 и фирмы «Марион» (США) 204М с такой же вместимостью ковша. Транспортирование - автомобилями-самосвалами БелАЗ-752 и М- 200 (США), те и другие грузоподъемностью по 180 т. Для добычи угля предусмотрено использование отечественных экскаваторов ЭКГ-12,5 и погрузчиков Дарт Д-600 (США).

На рис. 6.10 показана погрузка вскрышных пород.

Особенности работы транспорта на открытых разработках:

вследствие ограниченных размеров площади карьеров, при их значи­тельной глубине необходимо пользоваться транспортными путями с крутыми уклонами и малыми радиусами закруглений;

так как фронт вскрышных и добычных работ непрерывно перемеща­ется, приходится периодически прокладывать новые дорожные трассы;

вследствие тяжелых условий работы в карьерах повышаются тре­бования к транспортному оборудованию в отношении прочности и на­дежности в работе.

Преимущества автомобильного транспорта:

большая гибкость, подвижность и маневренность в работе, позво­ляющая наиболее полно извлекать полезное ископаемое, производить разработку залежей неправильного контура, осуществлять селективную выемку полезного ископаемого и удобно дорабатывать экскаваторные заходки;

допустимость уклонов дорог при выездах из карьеров: в грузовом на­правлении 7-10 %, в порожняковом до 12-15 %, т.е. в 2,5-3 раза больше, чем при железнодорожном транспорте;

допустимость радиусов закругления 15-20 м, что в 10-12 раз меньше, чем при железнодорожном транспорте;

возможность сокращения длины заездов в карьер и общей длины пе­ревозки по сравнению с железнодорожным транспортом в 2-2,5 раза, за счет больших уклонов и меньших радиусов закруглений дорожных трасс;

меньшая, примерно в 1,5-2 раза, трудоемкость устройства и переме­щения дорожных трасс по сравнению с железнодорожными путями;

снижение капитальных затрат на строительство карьеров на 20-25 % по сравнению с затратами при строительстве карьеров с железнодорож­ным транспортом за счет сокращения объемов горнокапитальных работ;

меньшая в 4-5 раз, чем при железнодорожном транспорте, трудоем­кость отвалообразования, удешевление стоимости отвальных работ и облегчение ведения их в зимнее время, возможность отсыпки отвалов произвольной конфигурации на любой свободной территории в непо­средственной близости от разработок;

ускорение ввода карьера в эксплуатацию (примерно в 2-2,5 раза) за счет проходки временных заездов в начальный период строительства, что облегчает ведение вскрышных работ;

увеличение производительности экскаваторов на 20-25 % по срав­нению с производительностью железнодорожного транспорта, благодаря значительному сокращению простоев экскаваторов из-за ожидания пода­чи транспортных средств и производства маневров;

возможность легко и быстро переносить места погрузки в карьере; отсутствие зависимости работы всего карьера от аварий с одним из транспортных агрегатов, работающих в карьере или на данном участке работ;

простота устройств для хранения автомобилей, особенно в период строительства карьеров, когда предоставляется возможность ограничить­ся открытыми стоянками, и др.

Недостатки автомобильного транспорта:

зависимость работы транспорта, а следовательно, и всего карьера, от привозного жидкого топлива и снабжения им карьера;

большой расход авторезины вследствие ее износа, особенно при ра­боте автомобилей на скальных грунтах;

большое количество кадров водителей и ремонтных рабочих, превы­шающее в 1,2-3 раза кадры при железнодорожном транспорте, и необходимость их высокой квалификации;

большая стоимость содержания и ремонта автомобилей, достигаю­щая 33-35 % себестоимости транспортирования;

необходимость строительства больших и хорошо оснащенных гара­жей и мастерских;

большая сложность организации топливного и смазочного хозяй­ства;

небольшие экономически выгодные расстояния транспортирования обыкновенно до 3 км и редко до 7 км;

сложность эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями в зимнее время;

зависимость работы автомобилей от климатических условий, труд­ность работы при снегопадах, гололедице, дождях.

Недостатки по сравнению с железнодорожным транспортом: значительно меньшее количество горной массы, которое можно од­новременно транспортировать автомобильными агрегатами;

более высокая удельная мощность двигателя на 1 т грузоподъемно­сти;

высокие амортизационные отчисления на одну тонну перевозимой горной массы;

сравнительно высокая стоимость автомобильных перевозок.