Двойственность задач линейного программирования
В теории линейного программирования существует понятие двойственности, которое позволяет унифицированным образом устанавливать взаимосвязи для всех приемов и методов анализа моделей на чувствительность. Рассмотрим понятие «двойственность» на двух следующих задачах:
максимизировать
при ограничениях
минимизировать
при ограничениях
Условно назовем первую задачу исходной, а вторую двойственной (по отношению к первой). Рассмотрим это на примере.
Исходная задача:
максимизировать
Z= 6X1+5X2+3X3→max, (8.101)
при ограничениях
Двойственная задача:
минимизировать
Z= 10Y1+ 20У2 →min, (8/103)
при ограничениях
Образно говоря, двойственная задача - это на 90 градусов повернутая исходная задача:
j-й столбец, составленный из коэффициентов, фигурирующих в ограничениях исходной модели, совпадает сj-й строкой, составленной из коэффициентов, фигурирующих в ограничениях двойственной модели;
строка, составленная из коэффициентов в выражении для целевой функции, совпадает со столбцом, составленным из констант, фигурирующих в правых частях ограничений двойственной модели;
столбец, составленный из констант, фигурирующих в правых частях ограничений исходной модели, совпадает со строкой, составленной из коэффициентов в выражении для целевой функции двойственной модели;
направление знаков неравенства в исходной модели противоположно направлению знаков неравенства в двойственной модели. Требование максимизации в исходной задаче заменено требованием минимизации в двойственной задаче.
Теорема двойственности:
а) если исходная и двойственная ей задача имеют допустимые решения, то: существует оптимальное решение Xj* (j= 1,2,..., п)исходной задачи; существует оптимальное решение Yi*(i =1,2,..., т)двойственной задачи;
имеет место следующее соотношение:
б) если исходная (двойственная) задача допускает оптимальное решение, для которого значение целевой функции ограничено, то соответствующая ей двойственная (исходная) задача допускает оптимальное решение при том же значении целевой функции.
Если существует допустимое решение двойственной задачи, для которого значение целевой функции совпадает со значением целевой функции исходной задачи, то решения обеих задач являются оптимальными.
Решение двойственной задачи
В качестве примера рассмотрим ранее решенную Задачу о распределении ресурсов:
максимизировать Z= 4Х1 +5Х2 + 9Х3+ 11Х4→mах,
Двойственная задача будет формироваться следующим образом:
минимизировать Z= 15Y1+ 120У2+ 100Y3→min, (8.108)
при ограничениях
Оптимальные значения переменных двойственной задачи:
а) коэффициенты при свободных переменных в строке 0 на последней симплекс-итерации при решении задачи максимизации совпадают с оптимальными значениями переменных двойственной задачи;
б) коэффициент при X jв строке 0 на последней симплекс-итерации
представляет собой разность между левой и правой частями j-го ограничения двойственной задачи, соответствующую оптимальному решению последней.
Рассмотрим коэффициенты при трех свободных переменных в строке 0 на заключительной симплекс-итерации (см. формулу (8.87)). Согласно утверждению, приведенному выше, оптимальными значениями переменных двойственной задачи являются следующие:
Убедимся, что выполняются условия (8.105)
а также то, что значение целевой функции двойственной задачи совпадает со значением целевой функции исходной задачи
Решение (8.106) должно быть оптимальным, поскольку удовлетворяются все ограничения и, кроме того, значения целевых функций исходной и двойственной задач совпадают. Наконец, вычислим разность между левыми и правыми частями соотношений (8.107)
т. е. получаем значения коэффициентов при Х2и Х4в строке 0 системы уравнений (К), что согласуется с отверждением, сформулированным выше.
Таким образом, симплексный метод можно рассматривать как способ получения пробных решений двойственной задачи путем определения допустимых решений исходной задачи. Как только удается найти допустимое решение этих двух задач, процесс итерации заканчивается.
Продолжение анализа на чувствительность.
Выше говорилось о том, что теорема двойственности позволит лучше разобраться в анализе линейных моделей на чувствительность.
Обращаясь к примеру, рассмотренному выше, разберем уравнение
Если коэффициент при Х2в выражении для целевой функции положить равным 5 + δ, то в правой части соотношения (8.110) также будет стоять 5 + δ. Подставив в (8/110) оптимальные значения двойственной задачи (8.106), получим, (с учетом замены (5 + δ)):
Таким образом, решение двойственной задачи остается допустимым, если δ не превышает 3/7. Если же δ принимает значение, превышающее значение 3/7, то это решение не является более допустимым и, следовательно, рассматриваемое решение исходной задачи не является более оптимальным.
В каких случаях в базис можно вводить новую переменную?Предположим, что в нашу задачу вводится дополнительная переменная, причем дополнения к строкам имеют следующий вид:
Пусть при переменной Х8в выражении для целевой функции стоит коэффициент С8. При каком значенииCgцелесообразно ввести в базис переменную Х8? Соответствующее соотношение двойственной задачи имеет вид:
Подставив сюда полученные оптимальные значения переменных двойственной задачи, получим
Значит при С8≥14 переменную нужно включать в базис. Оптимальное значение каждой переменной двойственной задачи определяет положительное или отрицательное приращение значения целевой функции за счет единичного приращения (положительного или отрицательного) значения константы в правой части соответствующего ограничения при условии, что рассматриваемый базис остается допустимым.
Оптимальное значение переменных двойственной задачи называют скрытыми доходами. Почему в нашей задаче увеличение объема материала типа А не приводит к увеличению прибыли? Это объясняется тем, что запас материала типа А превышает имеющиеся в нем потребности, что видно из того обстоятельства, что свободная переменная Xg входит
в оптимальный базис. Увеличение заведомо избыточного ресурса не может увеличить прибыль.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список