8.9. Ситуационные игры
В слово «игра» вкладывается много значений:спортивные игры, военные тренировки, искусство (особенно его исполнительные формы). Игры имеют важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В общем случае игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра может выступать как разновидность общественной практики, состоящая в воспроизведении (моделировании) жизненных явлений, в которых участники ставят прямо противоположные задачи и добиваются осуществления своих целей различными путями. Играть в экономике - предпринимать действия, которые могут повлечь за собой серьезные последствия.
Теория игр- раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта, т. е. при явлении, в котором участвуют различные стороны, наделенные различными возможностями выбирать для них действия, в соответствии с их интересами. Схемы теории игр охватывают как собственно игры (шахматы, домино), так и различные ситуации, возникающие в экономических, военных и других вопросах.
Современная теория игр связана с именем крупнейшего математика американца венгерского происхождения Джона фон Неймана. Теория игр развивалась на основе изучения салонных игр, в частности, игры в покер. Такие игры, как, в рулетку или в кости, являются в отличие от покера не стратегическими, а механическими, в которых чистая случайность исхода каждой игры обеспечивает в силу законов теории вероятностей устойчивый доход игорному предприятию.Доказано, что не существует стратегии, использовав которую игрок мог бы выиграть в достаточно длинной серии партий. Однако, в течение недолгого времени результаты могут сложиться в пользу игрока.
Игры классифицируются:по числу игроков, по сумме выигрыша и проигрыша, на коалиционные (кооперативные) и бескоалиционные (некооперативные), с полной информацией (в которых все участники располагают полной информацией о сложившейся в игре ситуации в каждый момент времени) и с неполной информацией (в которых участники располагают неполной информацией о позициях, сложившихся в игре).
По числу игроков все игры делятся на три вида:с одним, двумя, тремя или большим числом участников.
Если игрок один, то он играет против природы. Он не должен беспокоиться, что его противник (природа) свободно принимает решения подобно ему самому. Если идет дождь, то он идет независимо от «желания» природы. Но игрок вычисляет, сколько миллиметров осадков выпало в году, в какое время года и каковы шансы или вероятность того, что снова будет дождь. Это игра случая, изучаемая методами теории вероятностей.
Наличие двух участников является минимально необходимым условием возникновения отношений людей и их взаимодействия. Если в игре участвуют три или большее число игроков, они могут образовывать группы или коалиции. Обозначим через J множество всех игроков. Обычно принято различать игроков по их номерам, т. е. считать, что J = {l, 2,..., п). Каждый игрок i € J имеет в своем распоряжении некоторое множество Si возможных действий, которые в теории игр называются стратегиями. Естественно считать, что каждый игрок имеет не менее двух различных стратегий. Если он располагает только одной стратегией, его действия оказываются заранее определенными, и он фактически в игре участия не принимает.
Процесс игры состоит в выборе каждым из игроков одной своей стратегии S.Таким образом, в результате каждой партии игры складываетсясистема стратегий
которая называется ситуацией. Множество всех ситуацийобозначается
В каждой ситуации Sигроки получают некоторые выигрыши.
Если игрок выбирает бескоалиционную игру,то тем самым он принимает одностороннюю точку зрения на перспективные взаимодействия. Он изучает используемые стратегии, ищет способы независимого поведения, приводящие к наилучшим результатам при любых действиях остальных участников игры.
Если он избирает коалиционный варианти может вступать в коалиции, то он попытается определить предпочтительность участия в возможных коалициях по сравнению с ценностью игры в одиночку. В карточных играх, обычно, игра ведется бескоалиционно. Политические игры - коалиционные.Экономические игры могут протекать по-разному, в зависимости от их правил, размеров ожидаемых выигрышей и наклонностей игроков.
Для игры характерна неопределенность. Различают два вида неопределенности: случайность и выбор.Сколько очков выпадет на игральной кости - совершенно иной вопрос, чем как может поступить игрок, если у него есть возможность выбора стратегии. В классическом покере имеются как случайности (при раздаче карт), так и выбор стратегии. Каждый игрок может повысить цену игры, но при этом совершенно неясна сила комбинации его карт, поскольку он их не показывает. Многие салонные игры имеют элементы случайности и дают возможность выбора. Большинство игр в реальной жизни также содержат оба вида неопределенности. Если предприниматель повысит или снизит цену, то вопрос о том, последует ли за ним конкурент, является стратегическим: конкурент может выбирать.
Различие между неопределенностью случая и выбором - важный момент в теории игр. Это приводит к выделению двух видов игроков: стратегических и нестратегических. Стратегический игрок имеет свободу выбора;нестратегический игрокне имеет другой возможности, кроме как принять или отказаться от чего-либо. Он участвует в игре и может получить выигрыш. В экономических играх типичными нестратёгическими игроками являются потребители, мелкие акционеры и т. д. Стратегические игроки, как правило, занимают решающие позиции при заключении сделок.
Если два лица ведут игру с нулевой суммой типа шахмат и так далее, то условия требуют независимых действий каждого, так как интересы этих игроков полностью противоположны. Они не могут образовывать коалицию. В игре трех участников с нулевой суммой их интересы противоположны, но не полностью. Любые два игрока могут объединиться в коалицию против третьего, как это часто бывает в политических играх.
Если два лица (например, покупатель и продавец) ведут игру не с нулевой суммой, то они имеют как общие, так и противоположные интересы. Общие - желание получить взаимную выгоду. Противоположные интересы - как ее поделить.
Правила игры- это абсолютные, не подлежащие обсуждению предписания. На практике правила игры можно критиковать и просто нарушать. Изменение правил - изменение самой игры.Существование игры подразумевает согласие участников с ее правилами. Игра состоит из последовательности ходов, а партия игры- из последовательности выборов. В ходе игры за каждым выбором, т. е. ходом, одного игрока следует выбор, или ход другого из числа имеющихся в его распоряжении возможностей. В некоторой точке игра прекращается, и оценивается ее результат.
Правила игр, развертывающихся в человеческой деятельности, менее точны, чем те, в которые играют люди, а тем более, чем правила абстрактных игр теоретиков.
В настоящее время в литературе встречаются много названий игр
деловые, операционные, ситуационные, транспортные и др. Классическим примером деловой игры может служить игра между фирмами «Форд» и «Дженерал моторс».
В 1921 г. фирма «Дженерал моторс» разработала модель игры между «Дженерал моторсом» и «Фордом». Цель - захват рынка дешевых автомобилей, который тогда полностью заполнил «Форд» своими знаменитыми автомобилями - «Моделью-Т». Корпорации, участвовавшие в этой игре, в настоящее время выглядят так - «Дженерал моторс» производит более половины автомобилей США, «Форд» - около трети. В 1921 г. это соотношение было иным. «Форд» производил более половины всех автомобилей, «Дженерал моторе» - десятую часть. Следует отметить, что «экономическая сила» корпораций была примерно одинакова (сумма продаж). «Форд» производил единственный вид дешевого автомобиля - «Модель-Т», а «Дженерал моторс» - несколько, от «Шевроле» - средней цены до «Кадиллака» - очень дорогого автомобиля. До 1921 г. «Дженерал моторе» не контактировала на рынке с «Фордом» и решила покончить с монополией «Форда» на рынке дешевых автомобилей.
Форд был самым выдающимся, в то время, бизнесменом в мире. Он был героем публики: платил высокую зарплату и дешево продавал автомобили. Его автомобиль стоил 415 долларов. Он продавал в год около 2 млн. автомобилей. При большом объеме производства он значительно снизил себестоимость производства и продавал автомобиль по самой низкой цене. Когда другой автомобиль приближался по цене к «Модели- Т», Форд еще более снижал цену. Никто не мог выдержать такой игры.
Форд рассматривал «Модель-Т» как «вечную» и не принимал мер к разработке другой модели.
Корпорация «Дженерал моторс» разработала модель всего рынка автомобилей, разделив его на 6 стоимостных групп: первый класс - от 450 до 600 долларов, второй - от 600 до 900, третий - от 900 до 1200, четвертый - от 1200 до 1700, пятый - от 1700 до 2500 и шестой - от 2500 до 3500 долларов. Эксперты фирмы отвергли предложение производить и продавать автомобили по цене «Форда». Они предложили спроектировать и поставить на рынок значительно лучший автомобиль по цене, максимальной для автомобилей первого класса или близкой к ней. По их мнению, такой автомобиль должен был изменить спрос на автомобили второго класса (покупатели, экономя 150 долларов, могут поступиться сравнительно небольшими преимуществами автомобиля более высокого класса). «Дженерал моторс» сформулировала свою основную цель: делать деньги, а не автомобили.
После принятия решения «Дженерал моторс» выпустила на рынок «Шевроле» с кузовом типа «фаэтон» за 820 долларов, создав новую ситуацию в классе дешевых автомобилей. Форд продавал свои автомобили по цене 415 долларов. Через несколько месяцев цена на «Шевроле» была снижена до 525 долларов, а на «Модель-Т» - до 355 долларов. «Дженерал моторс», продав за год около 70 тыс. автомобилей, теряла ежемесячно по миллиону долларов.
Форд понял, что ему брошен вызов и в 1922 г. снизил цену на свой автомобиль до 300 долларов. Однако «Дженерал моторе», продав в 1922 г. около 200 тыс. автомобилей и обеспечив себе тем самым безубыточное производство, решила цену на «Шевроле» не снижать. Таким образом, в 1922 г. Форд и «Дженерал моторе» поделили рынок дешевых автомобилей. Форд получил 87 %, «Дженерал моторе» - 13 %.
В 1925 году упали цены на закрытые автомобили и соответственно увеличился на них спрос. Фирма «Дженерал моторс», учитывая это, разработала новую модель «Шевроле», которая могла использовать как открытый, так и закрытый автомобиль. Форд остался со старой моделью. В 1926 г. «Дженерал моторс» продала 700 тыс. автомобилей, причем три четверти из них были с закрытыми кузовами.
Завоевав достаточный объем, «Дженерал моторс» снизила цены на свои закрытые автомобили до уровня Форда, став с ним «на равных». Не найдя подходящего ответа и осознав свое поражение, Форд закрыл в 1927 г. свои заводы и приступил к проектированию новой модели, назвав ее «Моделью-А», которая появилась на рынок в 1928 г. За это время «Дженерал моторс» уже прочно закрепилась на рынке дешевых автомобилей.
В настоящее время игры находят широкое применение в разрешении ситуаций хозяйственного управления.
В управленческих играх основным понятием является имитация. Имитация начинается с составления описания данной организации и ее положения, достаточно полного и точного, чтобы позволить группе посредников или ЭВМ определить логические методы принятых решений.
Всякая игра связана с исполнением ролей, так как участники должны «вжиться» в предписанную ситуацию. Игра содержит в себе ситуационный и послеигровой анализ.
Ситуационный анализ имеет несколько разновидностей.
Участнику игры предлагают исполнить роль директора предприятия и предпринять требуемые действия в связи с полученной им корреспонденцией (большим числом (не менее 10) писем, докладных записок или документов). Участнику требуется избрать определенный курс действий на основе данной информации. Руководитель игры или инструктор сообщает дополнительную информацию, только если ее запрашивают и др. Игра сопровождается послеигровыми комментариями, а также обсуждениями и спорами, порождаемыми самой игрой.
В реальной жизни большинство решений принимается в условиях неполноты, неточности и неопределенности информации. В играх с использованием ЭВМ, по самой их природе, необходима более точная информация. Ситуационный анализ также обычно дает точную, хотя и неполную информацию. Поэтому играющие команды, имеющие различные структуры и состав, по-разному воспринимают исходные данные и получают различные результаты.
На автомобильном транспорте игры применяются для решения возникающих ситуаций и прогнозирования производственных процессов, а также для повышения квалификации специалистов.
В настоящее время разработано несколько вариантов так называемой транспортной игры, цель которой заключается в прогнозировании перевозочного процесса с учетом реально возникающих ситуаций при организации перевозок.
В зависимости от поставленных задач игра может проводиться как с высокой, так с ограниченной достоверностью получаемых результатов. Игра должна воспроизводить модель действительности, упрощая или усложняя ее.
Однако моделирование реальных ситуаций даже в порядке эксперимента позволяет ближе познакомиться с сущностью изучаемого процесса по мере развертывания игры, а также проверить собственное знание дела и уровень профессиональной подготовки играющих. Необходимо только, чтобы предварительное планирование игры было достаточно детальным, но при этом оставалась также значительная свобода для перестройки по ходу дела.
Игры, используемые как способ приобретения опыта управления, ставят своими задачами:
выработать у хозяйственных руководителей навыки в решении конкретных управленческих ситуаций, с которыми они постоянно сталкиваются на практике;
совершенствовать навыки анализа, учить отделять нужное от ненужного, определять первостепенные задачи, отличать факты от мнений, ставить реальные задачи, оценивать их;
совершенствовать навыки общения с людьми, свой стиль работы, поведение.
В подготовке и проведении таких игр участвуют все специалисты предприятия. Специалисты, проявившие себя в ситуационных играх, зачисляются в резерв на выдвижение.
Темы игр:совершенствование работы пассажирского транспорта, повышение эффективности управления и воспитательная работа, совершенствование работы грузового транспорта, развитие технической службы управления и др.
Процесс подготовки ситуационной игры разбивается на несколько этапов.Прежде всего, определяется цель игры,затем - игровой комплекс:уровень, моделируемый в игре (служба, предприятие, объединение), уровень комплексности (круг проблем, задач и их взаимосвязь).
Далее намечается структура игры:число команд и их задачи, период подготовки и система предварительной оценки готовности, консультанты, эксперты и т. д. После этого разрабатывается черновой вариант игры,в ходе которого определяются и уточняются ее правила и документы. Каждая игра предназначается для определенного звена управленческих работников.
Порядок проведения ситуационной (деловой) игры:
ввод в игру;
формирование групп (команд);
работа групп над темой;
контроль предварительной готовности;
процесс игры;
подведение итогов.
На этапе «ввод в игру» руководством предприятия определяется тема игры, формулируются цели и задачи, подбирается кандидатура на роль руководителя игры. Задачами играющего начальника предприятия становятся: формирование играющего аппарата и подготовка сценария ситуационной игры. Для написания сценария назначается группа компетентных специалистов.
Сценарий включает следующие разделы:
структура игры (количество команд и их задачи);
регламент игры (время и периодичность выступления команд, продолжительность этапов и перерывов и т. п.);
организационное обеспечение;
общая технология игры (выступления, оппонирование, работа с залом, заключительный этап и т. д.).
Процесс игры.Команда докладывает о том новом, что ею предлагается для улучшения работы предприятия. Оппонент аргументированно соглашается или не соглашается с их предложениями. При необходимости команда представляет свои контраргументы. Атмосфера игры, когда руководитель службы один на один с играющей командой при полном зале слушателей анализирует результаты своей работы за ряд лет, обсуждает направления будущей деятельности, оказывается не для всех уютной. Некоторым приходится и краснеть, и открыто признавать свои промахи, и объективно оценивать рекомендации. В этой обстановке и проверяются личные качества руководителя и его соответствие должности. Такая игра - хорошая проверка не только резерва на выдвижение, но и руководящих кадров предприятий.
Подведение итогов.Оценка и обсуждение игры проходят когда присутствуют все члены всех команд. Это позволяет выслушать всех игроков и оптимизировать процесс вовлечения участников, как в саму оценку, так и в возникающее понимание проблем. Итоги подводят члены арбитражной комиссии. Это, как правило, начальник предприятия, объединения и его заместители. Они обращают внимание всех присутствующих на наиболее интересные предложения команд, оценивают их работу и определяют лучших. На основе предложений играющих составляется план мероприятий, который утверждается руководством предприятия.
Подобные игры целесообразно проводить на всех предприятиях не менее одного раза в год.
ВЫВОДЫ
1. Проблема повышения эффективности перевозок грузов связана с широким применением методов классической и современной математики для решения прикладных задач. По своему характеру все решаемые на транспорте задачи делятся на три класса: разработка технологических процессов перевозки грузов; оперативное планирование и управление перевозками; учет и статистика.
В настоящее время инженеру по организации перевозок и управлению на транспорте необходима математическая культура. Он должен иметь четкое представление о математическом аппарате решения организационно-управленческих задач и использования их на практике (уметь математически грамотно сформулировать задачу, составить математическую модель, понимать технику расчетов и полученные результаты).
Разработка технологических процессов перевозки грузов связана с линейным программированием: с определением кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети; составлением рациональных маршрутов при перевозке массовых грузов; с закреплением потребителей за поставщиками; с рациональным использованием различных моделей автомобилей на перевозках различных грузов и др.
При разработке технологических процессов перевозок грузов основное внимание должно уделяться на формулировку задач и технику расчетов (выбору критерия оптимальности, подготовке данных, технико-экономическому анализу полученных результатов, экономической интерпретации результатов решения).
Методы линейного программирования позволяют не только установить последовательность действий для нахождения кратчайших путей получения оптимальных численных значений управляемых переменных, но и знать, в каком интервале можно менять входные параметры без существенного отклонения от найденного оптимума и без значительного нарушения структуры базиса, формирующего оптимальное решение.
Процесс автомобильных перевозок грузов представляет собой систему массового обслуживания, для которой характерны следующие особенности: моменты прибытия отдельных единиц подвижного состава в пункты погрузки-разгрузки, как правило не могут быть абсолютно точно предсказаны; длительность их обслуживания в этих пунктах сильно меняется как от вида перевозимых грузов, так и от размещения перевозок по времени; погрузочно-разгрузочные посты имеют не одинаковую загрузку, и в результате сильно загруженные промежутки времени чередуются с промежутками слабой загрузки. Поэтому возникающие потери от этих факторов могут быть предсказаны с помощью математического аппарата теории массового обслуживания.
Математический аппарат теории вероятности и теории массового обслуживания широко используются в теории игр - разделе математики, в которых изучаются математические модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта. !
В реальной жизни большинство решений принимается в условиях неполноты, неточности и неопределенности информации. Поэтому моделирование возникающих ситуаций повышает достоверность протекания перевозочных процессов и способствует повышению их эффективности.
Вопросы для самоконтроля
Какие математические методы применяются в технологии, организации и управлении автомобильными перевозками грузов?
Охарактеризуйте сущность методов линейного программирования.
Сущность графоаналитического метода.
Какие критерии оптимизации применяются при решении классической транспортной задачи?
Какие вы знаете способы составления базисного плана? Сущность способа аппроксимации У. Фогеля?
Требования предъявляемые к базисному плану?
Решение транспортной задачи. Сущность метода потенциалов.
Какие дополнительные условия учитываются при решении транспортных задач?
Решение транспортной задачи в сетевой форме.
Методы оптимизации транспортной задачи (метод потенциалов, метод Хичкока, метод Креко).
Какие признаки указывают на наличие альтернативных решений при различных методах оптимизации транспортной задачи?
Решение открытых моделей транспортной задачи.
Методы решения задач маршрутизации мелкопартионных перевозок.
Решение задач маршрутизации домашинных отправок. Метод совмещенной матрицы.
Основные правила при решении задач симплексным методом.
Вычислительная процедура симплексного метода.
Определение исходного базиса при решении задач симплексным методом.
Анализ модели на «чувствительность»
Сущность двойственности задач линейного программирования.
Применение теории массового обслуживания при прогнозировании технологических процессов перевозок массовых грузов.
Какие основные правила применяются при построении сетевых графиков?
Назовите основные понятия при разработке сетевых моделей.
Классификация ситуационных игр и их использование на транспорте.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список