2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
Сложность и динамичность деятельности по доставке грузов и пассажиров предполагает решение многих проблем взаимодействия ее элементов с внешней средой, равно как и режимов функционирования элементов материального и функционального содержания в самой транспортной сфере. Для осуществления рационального управления такой деятельностью целесообразно использовать системный подход. Система, прежде всего - это объект изучения, обладающий целостностью или рассматриваемый как целое.
Система(греч.systema- целое, составленное из частей) —совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке элементов (частей) какого-то целостного образования.
Система- это объект, представляющий собой некоторое множество элементов, находящихся в рациональных отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство, границы которого задаются пределами управления.
Любую открытую системуможно схематически представить в виде«черного ящика». Входы,или ресурсы системы, представляют собой компоненты, передаваемые системе из среды. При помощи входов осуществляется влияние среды на систему.
Выходы,или конечный продукт системы - это компоненты, передаваемые системой окружающей среде. Посредством выходов система может оказывать влияние на среду.
Процессорвключает в себя правила преобразования входов в выходы. средства этого преобразования, его исполнителей, катализатор (способствующий ускорению преобразования) и время. То, что подлежит преобразованию (в нашем случае материальный поток), не рассматривается как часть процессора. Он считается частью входов системы. (В принципе любой компонент системы или «материал» для его построения должен быть поданным на входы и лишь потом превратиться в неотъемлемую часть системы).
Рис. 2.1. Система как процессор | Средства преобразования и его исполнители, рассматриваемые как части процессора, тоже проходят через входы системы. Правила преобразования (технология) задается системе извне. |
Внутрисистемные и межсистемные взаимоотношения -содружество, содействие, сотрудничество - позволяют повышать функционирование систем и способствуют образованию метасистемиз взаимодействующих систем. С другой стороны - противоборство, конфликты, конкуренция, приводящие к непредсказуемости, неустойчивости, случайности и иррациональности отношений и связей между компонентами и системами приводят к разрушению целостности систем и метасистем.
Рыночная система хозяйствования делает все производственные, в том числе и транспортные системы неустойчивыми, закрытыми и слабоорганизованными.Действие каждого участника закрытой перевозочной системы в какой-то момент времени можно представить в виде вектора в многомерном пространстве целей (рис. 2.2).
Каждый компонент системы имеет свои определенные интересы, создает определенную информацию, которые сталкиваются с интересами других компонентов.
Под действием внешних возмущений система приобретает новую структуру (объединение компонентов, образование новых связей или трансформация компонентов -приобретение компонентами новых свойств) отличающуюся устойчивостью. Получается сложнейшая система векторовперекрещивающихся интересов, что приводит к усилению или ослаблениюобщего вектора интересов.
Рис. 2.2. Распределение интересов участников в закрытой перевозочной системе | При взаимодействии между собойони рождают равнодействующую, определяющую провозные возможностии другие показатели функционирования системы. В результате внешнего воздействия участникам системы навязывается изменение направления целей. |
Рис. 2.3. Соединение интересов участников в открытой перевозочной системе | Системный эффектпроявляется тогда, когда интересы одного компонента начинают совпадать с интересами другого. В результате происходит усиление их функционирования (рис. 2.3). В общей теории систем качественно различные процессы в экономике, физике, |
биологии описываются одними и теми же математическими закономерностями.
Это приводит к более высокой степени абстракции, а также к единообразию и сравнимости описания технических, экономических, физических и других процессов. Трудноописываемые сложные процессы стремятся разложить на возможно более простые и слабо связанные между собой подсистемы (этапы), анализ и математическое описание которых, как правило, уже не представляет существенных затруднений.
Основной концепцией системного подхода к организации как процессу является взаимосвязь частей или подсистем предприятия.Такой подход предусматривает установление целей и сосредоточение внимания на построении целого в отличие от построения компонентов, этапов или подсистем. Организационные системы строятся таким образом, чтобы достигнуть одновременного функционирования отдельных, но взаимосвязанных частей, обеспечивающих более высокую эффективность, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности.
Под производственным процессомпонимается комплекс разнообразных по характеру трудовых и машинных операций, выполняемых в определенной последовательности и взаимосвязи для осуществления той или иной производственной функции. (Для транспортной сферы материального производства - это перемещение груза от места производства до места его потребления.) Операция- часть производственного процесса, выполняемая работником на его рабочем месте (стационарном или подвижном).
В организованных системах постоянно идет процесс преобразования, в ходе которого технологические элементы изменяют состояние предмета.
Степень сложности процесса перевозки грузов может варьироваться в весьма широких пределах (от перевозки, например, зерна от комбайна на ток до смешанных перевозок штучных грузов из одного государства в другое). В процессе перевозки груза выполняется большое число различных процедур. Однако независимо от их характера технологический процесс может успешно протекать лишь при условиях, что создана производственная система для его выполнения и этим процессом в той или иной форме управляют.
Перевозочная системав ее первичном звене может рассматриваться как группа механизмов (автомобилей, погрузчиков и т. п.), обслуживаемых операторами (водители, экскаваторщики, крановщики и т. д.). Каждый механизм и его оператор представляет собой систему «человек - машина» из двух взаимодействующих и взаимозависимых единиц. Если идти по пути интеграции, то придем к перевозочному комплексу - сложной системе, состоящей из основных и вспомогательных рабочих, основного и вспомогательного оборудования, системе со сложным комплексом взаимосвязей, взаимоотношений и интересов, обладающей сложной структурой и организацией.
Любая система -это совокупность взаимодействующих компонентов, каждый из которых можно рассматривать в качестве самостоятельной системы, включающей в себя более простые компоненты (элементы).
Системыразличаются своими целями (погрузочные и разгрузочные работы, транспортирование грузов и т. д.).
Системный подходпозволяет соединить в одно целое куски разобщенногоперевозочного процесса и достичь упорядоченности последнего.Составнымичастями каждой системы являются компоненты,которые виерархииподсистем существуют на самом нижнем уровне. Компонентысистемыобладают определенными свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование системы, ее быстродействие,надежность, провозную возможность и т. д. При организации перевозочных систем приходится делать выбор между человеком и машиной, между различными типами подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и людьми на основе характеристик и затрат, связанных с их использованием.
Перевозочная система(перевозочный комплекс) - это частично самоуправляемая система, наделенная следующими характеристиками:
является системой типа «человек-машина»;
способна выбирать направление деятельности, ответственность за которую может быть распределена между компонентами системы на основе их функций (подготовка груза к перевозке, погрузка, транспортирование
и т. д.);
задачи и соответствующие направления деятельности должны распределить между собой участники (компоненты).
Для решения поставленных задачпо организации перевозок грузов могут быть организованы как хорошие, так и плохие перевозочные системы.Например, уборочно-транспортный комплекс, организованный для перевозки урожая, может оказаться плохой системой, если в отдельные дни будут простаивать комбайны из-за отсутствия автомобилей, в другие - простаивать автомобили из-за плохой работы комбайнов. Конкретная перевозочная система будет считаться хорошей только в том случае, если она функционирует так, что определенный набор переменных остается все время в заданных пределах.
Автомобильный концерн Volkswagenтолько в пределах Германии имеет потребность в перевозках более 11 млн. т грузов в год. Планирование и управление всеми перевозочными процессами возложено на его Дочернее предприятиеV.A.G.T. Главная задача этого предприятия состоит в обеспечении материально-технического снабжения производства и поставок продукции концерна на рынки на основе следующих критериев: надежность, быстрота, экономичность. При перевозках больших количеств грузов на расстояние более 150 км используется железнодорожный транспорт.
Сначала 1970-х годов на предприятиях Японии был внедрен прогрессивный метод перевозкитоваров по принципу «точно в назначенное время»(just-in-time). На этой основе был разработан метод управления «Канбан»,позволяющий минимизировать складские запасы, но предполагающий согласованную с процессом производства работу транспорта как внутрипроизводственного, так и общего пользования. В других зарубежных странах эта система получила названиеS.D.P(планируемая программа доставки).
В настоящее время перевозочные системы обладают недостаточной эффективностью, поскольку им не удается связать части или этапы (функции) в единый механизм. Как правило, функции подготовки груза к перевозке осуществляются без должной координации с погрузочными работами, а последние с потребностями получателей и т. д. Выделение отдельных функций в самостоятельные производства и неспособность связать части в единое целое обусловлены различными причинами. Это и узость взглядов специалистов, недостатки в организационной структуре и другие факторы.
При системном подходе к организации перевозочной системы необходимо получить ответы на следующие вопросы.Сколько различных элементов включает данная система? Какова причинно-следственная взаимосвязь между этими элементами? Какие функции должны быть осуществлены в каждом отдельном случае? Какой необходим взаимообмен между имеющимися ресурсами?
Системный анализ перевозочных системисходит из многообразия систем и условий их определяющих и включает в себя:
изучениеперевозочных систем как социально-экономических единиц, предпосылок и результатов их деятельности, изучение связей и отношений к другим социально-экономическим системами, а также их управляемость;
рассмотрениеперевозочных систем как особых технологических систем,прежде всего в отношении рационального использования производительных сил, а также отношение эффективного управления и развития такого производственного процесса;
анализ отдельных процессов,происходящих внутри отдельных перевозочных систем с целью определения оптимальных технико-экономических параметров этих процессов.
Поскольку при системном подходе сосредотачивается внимание на построении целого, все компоненты рассматриваются в их взаимосвязи до того, как уточняется их сущность.
Системный подход начинается с установления целей для системы в целом. Затем разрабатываются различные организационные структуры и компоненты,соответствующие друг другу в рамках системы. Критерии для выбора всей совокупности компонентов составляют основу для выбора отдельных из них.
Системный подход находит применение:
при проектированииновых процессов и систем;
при перестройкесуществующей системы, а также сравнении и проверке относительных достоинств различных планов;
при рассмотрениивзаимозависимостей некоторой частной задачи с внешними условиями, равно как и при выделении факторов и переменных, которые оказывают воздействие на ситуации в данных условиях;
при разработкеопределенной схемы, с помощью которой могут быть оценены показатели работы различных подсистем и системы в целом;
при выявлениинепоследовательности и противоречия целей отдельных исполнителей, принимающих участие в программе одной и той же системы.
В производственных системах организационную функциювыполняет общая цепь.Слово «общая» означает не сходство, а совпадение. (У двух конкурентов цели «одинаковые», но не общие.) Организованность достигается постольку, поскольку направление активности участников системы, выражаемое целью, тождественно для всех сотрудников.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список