Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
Потребность в измерении возрастала по мере развития и совершенствования автомобильных грузовых перевозок. Чем больше расширялся круг измеряемых физических величин, тем больше становилось единиц измерений. В настоящее время грузы характеризуются линейными размерами, массой, объемной массой, плотностью и удельным объемом.
Плотностью вещества называется физическая величина, равная отношению массы т - груза к его объему V .
Единицу плотности рг определяют
где: m- масса однородного груза, кг;
V - объем этого груза, м3.
За единицу плотности груза принят кг/м или т/м .
Относительной плотностью груза называется отношение его плотности к плотности «стандартного вещества» при определенных физических условиях. Таким стандартным веществом является вода при 4 °С и нормальном атмосферном давлении.
Для определения относительной плотности газов в качестве «стандартного» вещества принимается сухой воздух при 20 °С и нормальном атмосферном давлении.
Относительная плотность находится по формуле
где: рг - плотность груза, кг/м ;
р0г - плотность стандартного груза, кг/м3 .
Относительная плотность - величина безразмерная.
Расчет плотности нефтепродуктов при изменении температуры определяется по формуле
где: р'н, р°н - соответственно плотность жидкости при температуре t и t0 ;
Δ - средняя температурная поправка, кг/(м3 ° С) .
При организации перевозок навалочных и насыпных грузов их плотность характеризуется объемной массой.
Под объемной массой груза понимается величина, равная отношению массы груза т к занимаемому объему V
объемная масса насыпного и навалочного груза зависит от его влажности, способа формирования штабеля, сроков и условий хранения и других факторов. Коэффициент, учитывающий уплотнение от статической нагрузки при хранении удобрений: для азотосодержащих удобрений 0,004- 0,021; суперфосфатов 0,002-0,014; калийных удобрений 0,006-0,016.
Удельным объемом груза называется величина, равная отношению объема V груза, к его массе т и определяется
За единицу удельного объема принимается удельный объем такого однородного вещества, 1 кг массы которого занимает объем 1 м3.
Под грузовместимостью автомобиля понимается наибольшее количество грузов, которое может единовременно перевозиться, определяемое его прочностью и размерами кузова. Для грузового автомобиля грузовместимость зачастую называют грузоподъемностью. Грузоподъемность автомобиля зависит от объемной массы перевозимого груза, внутренних размеров кузова и от особенностей его устройства. Поэтому грузовместимость автомобиля оценивается следующими измерителями: грузоподъемностью, удельной объемной грузоподъемностью и коэффициентом грузовместимости.
Полная масса автомобиля складывается из его собственной массы в снаряженном состоянии, массы водителя и грузоподъемности. Грузоподъемность является фактором определяющим размеры основных узлов и деталей автомобиля, мощность двигателя, размер колес и шин и т. д.
Номинальной принято называть полезную грузоподъемность базовой модели с кузовом бортовая платформа. В начальный период развития автомобильного транспорта, когда автомобили предназначались для работы в различных дорожных условиях, заводы изготовители рекомендовали различную грузоподъемность для одной и той же модели. В настоящее время каждая разновидность грузового автомобиля имеет единую величину грузоподъемности.
Удельная объемная грузоподъемность определяется отношением номинальной грузоподъемности к внутреннему объему кузова.
(3.6) |
где q уд - удельная объемная грузоподъемность, т/м3;
q - номинальная грузоподъемность, т; а - внутренняя ширина кузова, м;
b - внутренняя длина кузова, м;
h - внутренняя высота кузова, м;
h' - расстояние от верхнего края борта платформы до допустимого уровня загрузки груза в кузов, м.
Величина h' учитывает фактически используемый объем кузова. Уровень навалочных грузов должен быть ниже края бортов платформы, чтобы предотвратить их потери при перевозке из-за неровностей дороги, уклонов и т. д. Погрузка штучных грузов может производиться выше уровня бортов платформы.
Показатель удельная объемная грузоподъемность показывает при каких значениях объемной массы груза номинальная грузоподъемность автомобиля будет использоваться полностью, а при каких нет.
Использование грузоподъемности оценивается коэффициентом статического использования грузоподъемности
где ус - коэффициент статического использования грузоподъемности;
qф - масса фактически перевозимого груза.
Невозможность использования полного объема кузова может иметь место по следующим причинам:
при перевозке в кузове открытого типа навалочных грузов - зерно, картофель, свекла и т. д.;
недоиспользование верхней части закрытого кузова-фургона из-за трудности загрузки;
из-за отсутствия кратности размеров штучного груза (тары) и размеров кузова автомобилей и др. На рис. 3.7 показано использование площади пола кузова при перевозке штучных грузов
Рис. 3.7. Использование площади пола кузова при перевозке штучных грузов, в зависимости от способа укладки: а - мешков и кулей; б - бочек и рулонов; в - ящиков и кип; г - бревен, брусков и дров (черным показана неиспользованная площадь).
Грузовместимость автомобиля или автопоезда при перевозке грузов с различной объемной массой может оцениваться графическим методом. Для этой цели строят график, рис. 3.8, на котором по оси ординат откладывают грузоподъемность, а по оси абсцисс - объемную массу груза.
Каждой модели автомобиля на графике соответствует ломаная линия, состоящая из наклонного и горизонтального участков.
Точки наклонной линии, выходящей из начала системы координат, показывают неполное использование грузоподъемности, а горизонтальный участок - объемную массу грузов, при которой полностью используется номинальная грузоподъемность.
На рис. 3.9 показана зависимость изменения удельной объемной грузоподъемности от номинальной грузоподъемности отечественных автомобилей. Из графика видно, что объем кузова многих моделей не отвечает требованиям ГОСТа. Это привело к тому, что на перевозке многих грузов, особенно сельскохозяйственной продукции, их грузоподъемность полностью не используется.
Степень возможного использования грузоподъемности автомобиля зависит от соотношения между внутренними геометрическими размерами кузова, объемной массы груза и его особенностей, а также конструкции кузова
где ήv - коэффициент использования объема кузова.
Для штучных грузов значение коэффициента использования объема кузова находится в следующих приделах:
ящики, кипы 0,60 - 0,95;
мешки, кули 0,90 - 1,00;
бочки, рулоны 0,40 - 0,70;
бревна, брусья, дрова 0,70 - 1,00.
При возможности использования погрузки груза выше уровня бортов кузова значение коэффициента использования объема кузова может быть больше единицы.
Для повышения использования грузоподъемности автомобиля-самосвала необходимо учитывать, что практически все сыпучие грузы грузятся с «шапкой», т. е. при механизированной погрузке образуется пирамидальное возвышение от бортов к центру кузова (рис. 3.10). Высота «шапки» зависит от угла естественного откоса перевозимого груза.
Возможный объем груза, перевозимый автомобилем-самосвалом
где Vг - объем перевозимого груза, м3;
q - номинальная грузоподъемность автомобиля, т;
рг - объемная масса груза, т/м3; Ур - рабочий объем кузова, м3;
Vш - объем «шапки» груза, м3.
Если принять, что в основании пирамиды («шапки») лежит квадрат со стороной, равной внутренней ширине кузова а, то
где S - площадь пола платформы, м2
Учитывая, что величина h' в зависимости от вида груза и дорожных условий принимается в пределах 0,05-0,15 м, то рабочий объем кузова будет определяться
Расчеты показывают, что для грузов, у которых естественный откос равен 30°, фактический объем груза может быть больше геометрического объема кузова на 20-25 %.
В табл. 3.4 и табл. 3.5 представлены соответственно углы естественного откоса насыпных и навалочных строительных грузов и коэффициенты грузовместимости базовых отечественных автомобилей при перевозке некоторых навалочных и насыпных грузов.
Углы естественного откоса насыпных и навалочных строительных грузов
Таблица 3.4
Наименование груза | При движении автомобиля | В состоянии покоя |
Булыжник | - | 38 |
Грунт глинистый: |
|
|
сухой | - | 40-45 |
влажный | - | 35 |
мокрый | - | 15-20 |
Гравий | 30 | 45 |
Земля: |
|
|
сухая | - | 40 |
влажная | - | 35 |
мокрая | - | 25 |
Известь гашеная | - | 25 |
Песок | 30 | 45 |
Цемент | - | 40 |
Шлак | 35 | 50 |
Щебень | 35 | 45 |
Коэффициенты грузовместимости базовых отечественных автомобилей при перевозке некоторых навалочных и насыпных грузов
Таблица 3.5
Наименование груза | Объемная масса, т/м3 | Расстояние уровня груза от верхнего борта, мм | Коэффициенты грузовместимости | |||
ГАЗ-52-ОЗ | ГАЗ-5ЭА | ЗИЛ-130 | КамАЗ- 5320 | |||
Арбузы | 0,60 | 0 | 0,98 | 0,83 | 0,71 | 0,48 |
Гравий, щебень | 1,60 | 0 | 2,87 | 2,20 | 1,89 | 1,60 |
Дрова лиственных пород | 0,55 | 0 | 0,95 | 0,76 | 0,65 | 0,55 |
Земля сухая | 1,20 | 0 | 2,15 | 1,65 | 1,41 | 1,20 |
Земля влажная | 1,70 | 0 | 3,04 | 2,70 | 2,04 | 1,70 |
Картофель | 0,70 | -50 | 1,17 | 0,90 | 0,78 | 0,65 |
Капуста свежая | 0,24 | 0 | 0,44 | 0,33 | 0,28 | 0,24 |
Комбикорма | 0,45 | -50 | 0,75 | 0,58 | 0,50 | 0,42 |
Огурцы | 0,40 | -50 | 0,72 | 0,51 | 0,44 | 0,37 |
Пшеница | 0,76 | -50 | 1,27 | 0,98 | 0,84 | 0,71 |
Свекла | 0,65 | -50 | 1,08 | 0,83 | 0,72 | 0,60 |
Силос | 0,80 | 0 | 1,43 | 1,10 | 0,94 | 0,80 |
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список