logo search
Вельможин Грузовые перевозки

3.1. Грузы Классификация грузов

Предметом грузовых перевозок является многономенклатурная про­дукция народного хозяйства - грузы. Все транспортируемые товары и разного рода живность с момента приемки к перевозке до момента сда­чи получателю называются грузом. В мире, в котором мы живем, нас ок­ружает гигантское разнообразие вещей, явлений. Для того чтобы ориен­тироваться, мы сознательно или бессознательно группируем или отбира­ем вещи и явления, используя признаки, благодаря которым металлические вилки, фарфоровые чашки, хрустальные бокалы и дере­вянные ложки можно объединить в одну группу - посуда, а электриче­ские поезда, океанские лайнеры и реактивные самолеты вместе с до­потопными баржами и цыганскими кибитками - в другую: транспорт­ное средство.

Классификация - это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов дру­гих родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе оп­ределенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы.

Важное значение классификация имеет при организации перевозок грузов. В настоящее время общая развернутая номенклатура потребляе­мых в производстве сырья, материалов и изделий превышает 20 млн. конкретных типосорторазмеров. Чтобы правильно обращаться в процессе перевозки с такой многочисленной номенклатурой грузов, классифика­ционные признаки должны отражать условия, предъявляемые к их транс­портированию, промежуточному хранению и выполнению погрузочно-разгрузочных работ. Для выполнения этих условий необходимо в качест­ве основания для деления грузов на классы брать наиболее существенные и важные в практическом отношении признаки.

С точки зрения транспортника цвет груза не влияет на технические условия и технологию его перевозки. Основные факторы, которые учи­тываются при классификации грузов.

      1. способ погрузки и выгрузки;

      2. условия перевозки и хранения;

      3. возможность использования грузоподъемности подвижного со­става;

      4. их сохранность при перевозке;

      5. степень опасности при погрузке, выгрузке и транспортирова­нии.

        1. По способу погрузки-выгрузки грузы делятся на штучные, нава­лочные и наливные.

Штучные грузы характеризуются габаритными размерами, массой и формой. Они принимаются к перевозке и сдаются получателю по объе­му и массе.

Навалочные грузы допускают погрузку и выгрузку навалом, т. е. выдерживают падение с высоты. Эти грузы учитываются по объему и массе.

Наливные грузы - жидкие и полужидкие грузы, перевозимые в цистернах, специальной таре или контейнерах (нефть, нефтепродукты, кислоты, спирты, минеральные и растительные масла, сжиженные газы и др.).

        1. В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические.

К обычным относятся грузы, для перевозки, погрузки, выгрузки, складирования которых не требуется особых условий и которые можно перевозить на бортовых автомобилях.

Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Они де­лятся на:

          1. требующие соблюдения определенных санитарных условий и ан­тисанитарные; скоропортящиеся;

          2. большой массы;

          3. длинномерные;

          4. негабаритные;

          5. опасные.

К грузам, требующим соблюдения определенных санитарных условий, относятся продовольственные товары. К антисанитарным относятся ассенизационные и пылящие грузы.

Скоропортящиеся грузы требуют при перевозке примене­ния специализированного подвижного состава, обеспечивающего под­держание определенного температурного режима. К ним относятся боль­шинство продовольственных товаров, пригодность которых в качестве про­дуктов питания ограничена определенными сроками и температурным режимом при их изготовлении, перевозках и хранении, т. е. нуждаются либо в охлаждении кузова, либо в его подогреве.

При несоблюдении температурных режимов перевозки создается благоприятная среда для размножения микроорганизмов, могущих вы­звать порчу продуктов, острые кишечные заболевания и даже пищевые отравления людей.

Грузы большой массы - грузы, масса отдельных мест кото­рых превышает 250 кг (или 400 кг для катаных грузов).

Грузы длинномерные - группа грузов, длина которых боль­ше наибольшего размера стандартного плоского поддона размерами в плане 1200x1600 мм с учетом свеса на сторону по 40 мм.

Грузы негабаритные - грузы более 2,5 м по ширине или 3,8 м по высоте, или выступающие более чем на 2 м с заднего борта автомобиля.

К опасным грузам относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных. Опасные грузы разделяются на 9 классов, а последние - на подклассы (ГОСТ 19433-88 («Грузы опасные. Классификация. Марки­ровка»),

            1. В зависимости от объемной массы (от максимально возможно­го использования грузоподъемности подвижного состава, определяемого коэффициентом использования грузоподъемности ус ) все грузы подраз­деляются на четыре класса:

            1. . По степени сохранности грузов при их транспортировании они делятся на три категории:

требующие особых условий сохранности (взрыво­опасные и огнеопасные грузы, стекло, электронные приборы);

требующие условий сохранности (изделия машино­строения, мебель, строительные конструкции);

не требующие условий сохранности (земля, песок, ме­талл).

Считаются допустимыми максимальные вертикальные ускорения ку­зова при перевозке грузов первой категории - 9 м/с2, второй - 9-15 м/с2, третьей - 15-21 м/с2.

5 . По степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортиро­вании грузы делятся на 4 группы:

              1. группа - малоопасные грузы (стройматериалы, пищевые продукты и т. д.);

              2. группа - грузы опасные по своим размерам (длинно­мерные и негабаритные грузы);

              3. группа - грузы пылящие или горячие (цемент, мине­ральные удобрения, асфальт, битум и т. д.);

              4. группа - особо опасные грузы: взрывоопасные, огнеопасные и др.

На груз в процессе транспортирования и хранения влияют три груп­пы внешних воздействий:

механические - удары, толчки, вибрация, статические нагрузки, трение;

климатические - влияние атмосферных осадков, влажного воз­духа, переменной температуры, солнечной радиации;

биологические - влияние жизнедеятельности микроорганиз­мов, насекомых, грызунов.

В целях обеспечения сохранности грузы должны предъявляться к перевозке в исправной таре и упаковке.

Под упаковкой понимается комплекс защитных мер и материаль­ных средств по подготовке продукции промышленного и сельскохозяйст­венного производства к транспортированию и хранению, для обеспече­ния ее максимальной сохранности и придания транспортабельного со­стояния. Согласно ГОСТ 17527-86 «Упаковка. Термины и определения» упаковка представляет собой потребительскую и транспортную тару, про­кладочные амортизирующие материалы, вспомогательные упаковочные средства и материалы.

Потребительская тара - элемент упаковки, в которую рас­фасовывают продукцию для доставки ее потребителям (бутылки, фла­коны, банки, коробки, пачки и т. п.).

Транспортная тара - элемент упаковки продукции, как прави­ло, расфасованной в потребительскую тару или вспомогательные упаковоч­ные средства и материалы. Транспортная тара предназначена для защиты из­делия и внутренней упаковки от воздействия внешних факторов и для обес­печения удобства перегрузочных работ, транспортирования, складирования, крепления к транспортным средствам (ящики, бочки, канистры, барабаны, баллоны, фляги, мешки и др.).

По конструкции тара может быть складной, разборной, неразбор­ной, открытой, закрытой, плотной, решетчатой и т. п.

По сфере обращения транспортную тару подразделяют на разовую (однократного пользования) и многооборотную (многократного пользо­вания).

В зависимости от способности сохранять свою первоначальную форму тару подразделяют на жесткую, полужесткую и мягкую. Жесткую тару изготовляют из металла, дерева, пластмасс, древесноволокнистых материалов; полужесткую - из полимерных материалов, картона, бума­ги; мягкую - из тканей, бумаги, полимерных пленок.

К прокладочным амортизирующим материалам относятся древесина, бумага, картон, стружка, вата, ткань, пенопласт и др.

Необходимым условием оптимизации упаковки является стандарт­ный размер, что облегчает укладку в транспортные средства, пакетирова­ние, перевозку и хранение продукции.