9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
Накопленный опыт показывает, что попытка оценить степень удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов либо натуральными, либо стоимостными показателями обычно не дает желаемого результата.
Ныне основным недостатком в системе показателей эффективности работы транспорта и практике их планирования является то, что они изолированы от соответствующих показателей обслуживаемых транспортом отраслей материального производства и поэтому дают искаженное представление об эффективности тех или иных мероприятий.В работах В. С. Немчинова, Н. П. Федоренко и В. В. Новожилова указывается, что частные критерии оптимальности хозяйствования отдельных производственных ячеек должны согласовываться с народнохозяйственным критерием оптимальности, т. е. все то, что полезно и выгодно для народнохозяйственного целого, должно быть выгодным и для предприятия, реализующего соответствующую часть плана в качестве исполнительного звена. В силу этого показатели эффективности перевозочного процесса должны выполнять роль общественной полезности, т. е. должны отражать как интересы общества, так и интересы автотранспортного предприятия.
В условиях современного разделения общественного труда эффективность автомобильных перевозок складывается из следующих составляющих:степени удовлетворения потребностей предприятий народного хозяйства в перевозках грузов, эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта и эффективности использования погрузочно-разгрузочных средств. Поэтому совокупность показателей должна состоять из натуральных и стоимостных показателей и эффективности использования подвижного состава. Натуральные и стоимостные показателибудут оценивать эффективность использования подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств, апоказатель эффективности -отражать наиболее существенные, определяющие производственные связи и пропорции между транспортной отраслью и отраслями материального производства. На автомобильном транспорте в качестве натурального показателя необходимо применять объем перевозок в тоннах по основной номенклатуре планируемых грузов, в качестве стоимостного - себестоимость перемещения одной тонны груза (себестоимость транспортирования и погрузочно-разгрузочных работ).
Показатель эффективности должен сочетать эффективность функционирования транспортного коллектива и влияние перевозок грузов на деятельность обслуживаемых предприятий.
Эффективность- социально-экономическая категория, характеризующая объективные причинно-следственные связи или количественные соотношения между затратами и результатами. Между понятиями «эффект производства» и «эффективность производства» имеется различие. Эффект производстваесть его результат. Эффективность производства- это не сам результат, а его отношение к затратам, т. е. эффективность - есть отношение полезного эффекта (результата) к затратам на его получение.
Оценка эффективности такой сложной системы, как перевозочный процесс, меняющийся в зависимости от изменения внешних и внутренних условий организации перевозки, должна включать в себя совокупность многих свойств и показателей отдельных звеньев и компонентов перевозочного комплекса, организуемого для перевозки. Показатель эффективности перевозочного процесса, с одной стороны, должен характеризовать объем выполненных перевозок, а с другой стороны, характеризовать согласованность выполняемых перевозок с удовлетворением потребностей обслуживаемых предприятий, стабильностью и пропорциональностью функционирования перевозочного комплекса.
Сложность оценки заключается в том, что автомобильный транспорт перевозит самые различные грузы и пассажиров и подвижной состав работает в самых разнообразных условиях. Проблема заключается в нахождении конкретной формы взаимосвязанного суммирования количественного и качественного функционирования отдельных звеньев и компонентов перевозочного комплекса.
Правильный учет затрат, связанных с процессом перевозки грузов, имеет значение не только для самой транспортной отрасли, но прежде всего для обслуживаемых транспортом отраслей народного хозяйства и предприятий.
В настоящее время сопоставимыми показателями функционирования различных компонентов перевозочного комплекса могут быть стоимостные затраты или трудовые затраты. На современном уровне развития экономики при определении эффективности производственных процессов применяются стоимостные затраты. В действующих и предлагаемых методиках определения экономической эффективности рекомендуется учитывать:
фактор времени;
интегральный (за весь плановый период) экономический эффект; экономическую эффективность применения новой техники; оценку эффективности мероприятий по совершенствованию природопользования;
внешнеэкономические, социальные, экологические факторы и факторы неопределенности;
учета сопутствующего эффекта (который может проявляться в отраслях или сферах, непосредственно не связанных с теми, в которых проводится данное мероприятие);
формирование системы платежей за различные виды используемых ресурсов.
Фактор времениоказывает различное влияние на транспортные затраты. Во-первых,фактор времени вызывает неравномерность затрат и результатов производства. Затраты, производимые в более поздние сроки, предпочтительнее затрат, производимых в более ранние периоды.Во-вторых,сокращение продолжительности цикла перевозочного процесса ведет к повышению производительности подвижного состава, что способствует увеличению провозной возможности перевозочных комплексов. Увеличение провозной возможности перевозочного комплекса против запроектированной либо повышает надежность перевозочного процесса, либо позволяет высвободить подвижной состав для организации других систем, так как перевозочный комплекс выполняет строго определенные перевозки, и перевыполнение их объема может быть только в случае, когда в пункте производства перевыполнен план выпуска определенной продукции и она находит спрос в других местах.
Сокращение цикла перевозочного процесса высвобождает материальные и людские ресурсы, а также способствует лучшему их использованию. Однако сокращение продолжительности цикла перевозочного процесса не всегда ведет к снижению себестоимости перевозок и повышению эффективности. Дело в том, что снижение продолжительности цикла перевозочного процесса может быть осуществлено либо за счет увеличения технической скорости движения подвижного состава, либо за счет сокращения продолжительности выполнения погрузочно-разгрузочных и подготовительных работ. Более высокая техническая скорость подвижного состава требует увеличения энергетических затрат, а следовательно, и увеличения расходов. Сокращение времени простоя подвижного состава в погрузочно-разгрузочных пунктах также обычно связано с дополнительными расходами. Необходимо также учитывать и то, что увеличение скорости движения подвижного состава при работе последнего по часовым графикам не может дать положительного эффекта, так как приведет к увеличению продолжительности ожидания выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Изменение скорости движения подвижного состава связано с сохранностью перевозимых грузов и с объемом грузовой массы, находящейся в пути. Удлинение сроков перевозки приводит к снижению качества перевозимых грузов и изменению их веса. Это в первую очередь относится к перевозке скоропортящихся грузов и живого скота. Например, при перевозке на расстояние до 50 км норма естественной убыли овощей и фруктов составляет: картофеля - 0,8 %, корнеплодов - 0,6 %, огурцов - 0,9 %, томатов - 0,3 % и т. д. При перевозке скота продолжительностью до 12 ч потери в весе составляют: свиней - 3 %, овец — 4 %,крупного рогатого скота — 4 %.Продолжительность перевозки свежего молока не должна превышать 12 ч и т. д. Увеличение времени перевозки увеличивает эти потери.
Принято считать, что сокращение срока перевозки приводит к снижению объема грузовой массы, находящейся в пути, и как следствие к сокращению оборотных средств. Это утверждение справедливо лишь к грузам сферы потребления, объем перевозок которых составляет около 3 %. Для сферы производства, в которой выполняется 96 % объема перевозок, характерным является не скорость перевозки, а срок доставки груза. В этой сфере увеличение скорости движения подвижного состава, а, следовательно, и снижения срока поставки может привести даже к нежелательным последствиям - необходимость складирования у получателя, хранение груза и дополнительные, вызванные этим затраты. Поэтому при измерении эффективности перевозочного процесса все эти факторы должны быть учтены.
Как правило, перевозочные комплексы организуются на непродолжительное время, обычно на год. Это связано с тем, что ежегодно происходит перераспределение закрепления поставщиков продукции за потребителями, а также уточнение и изменение объема перевозок грузов. Кроме того, значительная часть перевозок грузов, выполняемых автомобильным транспортом, имеет сезонный характер. Поэтому оценку эффективности выполняемых перевозок необходимо производить за весь плановый период (год или сезон), на который разработан технологический проект перевозки груза.
В настоящее время оценка эффективности хозяйственных мероприятий определяется как разность между результатами производства и затратами производственных ресурсов. Приведенные народнохозяйственные затраты определяются:
где: С - величина суммарных текущих затрат, руб.;
Еn- нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
W -годовой объем перевозок, т;
К- капитальные вложения в комплекс технических средств, руб.
В экономической литературе отмечается, что если исходить при сравнении вариантов только из текущих затрат, т. е. выбирать те варианты, при которых текущие затраты наименьшие, то это означало бы, что фонд капитальных вложений, фонд накопления безгранично велик и всегда целесообразны варианты, требующие применения наиболее передовой, сложной и дорогой техники. На самом деле это не так, фонд накопления и фонд капитальных вложений ограничены. Надо учесть, что капитальные вложения - это не только деньги, они выражаются не только в стоимостях, но и в натуре, в вещах, оборудовании и т. д. Вот почему приходится считаться с дефицитностью капитальных вложений не только у нас, но и в других странах. По этому нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений выступает как своеобразная цена за их рациональное использование.
При оценке эффективности перевозочного процесса решение принимается для текущего момента, в пределах существующей провозной возможности подвижного состава. В этом случае повторный учет капитальных затрат, связанных с выполнением перевозок, приведет к неправильной оценке и может усложнить принятие правильного решения. Оценка эффективности функционирования перевозочных комплексов не затрагивает экономических нормативов длительного действия.
- Глава 1
- Транспорт в экономической системе россии
- Место и роль автомобильного
- Транспорта в транспортной системе страны
- Основные периоды развития автомобильного транспорта
- 1.3. Некоторые результаты экономических реформ на автомобильном транспорте россии
- 1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
- 1.5. Транспорт и рынок
- Глава 2 производственно-транспортные системы
- 2.1. Системный подход к организации грузовых перевозок
- 2.2. Цель транспортной сферы материального производства
- 2.3. Классификация систем
- 2.4. Границы системы
- 2.5. Уровень организованности перевозочной системы
- Глава 2 28
- Глава 3 грузы, измерители перевозочного процесса и тарифы
- 3.1. Грузы Классификация грузов
- Транспортная маркировка грузов
- Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
- Общие принципы обеспечения транспортабельности грузов
- 3.2. Измерители процесса перевозки
- Объем перевозок
- Грузопоток
- Партионность перевозок
- Транспортная продукция
- Транспортный путь
- 3.3. Тарифы
- Глава 4 автомобильные транспортные средства и показатели их использования
- 4.1. Классификация автомобилей
- 4.2. Показатели использования автомобильного транспорта Парк подвижного состава
- Время работы подвижного состава
- Пробег подвижного состава и его использование
- Использование грузоподъемности подвижного состава
- Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки
- Производительность грузового автомобиля
- Провозные возможности подвижного состава
- Анализ производительности грузового автомобиля
- Себестоимость перевозки груза
- Анализ себестоимости транспортирования
- Выбор типа грузового подвижного состава
- Глава 5 технология грузовых автомобильных перевозок
- 5.1. Виды грузовых автомобильных
- Перевозок и их классификация
- 5.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса
- 5.3. Прямые и смешанные автомобильные сообщения
- 5.4. Цикл транспортного процесса
- Этап подготовки груза к перевозке
- Этап подачи подвижного состава под погрузку
- Этап погрузки (разгрузки)
- Этап транспортирования груза
- Продолжительность цикла транспортного процесса
- 5.5. Прогрессивные технологические процессы перевозки грузов Контейнерные перевозки
- Перевозки грузов укрупненными местами – пакетами
- Комбинированные перевозки грузов
- Перевозки грузов автомобилями-самосвалами и самопогрузчиками
- 5.6. Логистика - технология будущего
- Глава 6 организация автомобильных перевозок
- 6.1. Основы организации перевозочного процесса
- Что такое организация?
- Принципиальная схема организации перевозки груза
- Основные функции перевозочного процесса
- Перевозочный комплекс
- Организационная структура автотранспортного предприятия
- 6.2. Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
- 6.3. Подготовка процесса перевозки грузов
- Экономическая подготовка
- Техническая подготовка
- Организационная подготовка
- 6.4. Служба организации перевозок Функции службы организации перевозок
- Организация выпуска автомобилей на линию
- Контроль за выполнением суточного плана перевозок
- 6.5. Передовые методы организации перевозок Централизованные перевозки грузов
- Бригадная форма организации труда
- Интермодальные перевозки
- Некоммерческие перевозки
- Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.6. Особенности организации перевозок грузов Особенности организации перевозок грузов добывающих отраслей
- Особенности организации перевозок строительных грузов
- Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов
- Особенности организации перевозок промышленных грузов
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов
- Особенности перевозки хлебобулочных изделий
- Особенности организации перевозок опасных грузов
- 6.7. Организация междугородных и международных перевозок Междугородные перевозки
- Глава 2 28
- Международные перевозки
- Глава 7 управление автомобильными перевозками
- 7.1. Определение управления
- 7.2. Современное состояние управления автомобильными перевозками
- 7.3. Функции управления
- 7.4. Стадии процесса управления
- 7.5. Диспетчерское управление перевозками Основные правила построения структуры управления
- Системы контроля и регулирования движения подвижного состава
- 7.6. Руководитель коллектива
- 7.7. Стимулы и наказания
- Глава 8
- 8.2. Графоаналитический метод
- 8.3. Метод потенциалов
- 8.4. Маршрутизация перевозок
- 8.5. Применение теории массового обслуживания в организации перевозок
- 8.6. Решение задач в сетевой форме
- 8.7. Симплексный метод общие положения
- Вычислительная процедура симплексного метода
- Определение исходного базиса
- Анализ модели на чувствительность
- Двойственность задач линейного программирования
- 8.8. Сетевое планирование в управлении
- Глава 2 28
- 8.9. Ситуационные игры
- Глава 9 измерение эффективности перевозочного процесса
- 9.1. Показатели эффективности
- 9.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок
- 9.3. Оценка эффективности перевозок
- 9.4. Анализ эффективности перевозок
- Библиографический список