logo search
Вельможин Грузовые перевозки

9.3. Оценка эффективности перевозок

При определении затрат, связанных с выполнением перевозочного процесса, необходимо учитывать технико-экономические показатели ис­пользуемого подвижного состава (грузоподъемность, техническая ско­рость, показатели использования подвижного состава, время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями и др.), расстояние транспортиро­вания, затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных ра­бот, с повреждением и потерей груза, с нарушением срока доставки груза и другое, т. е. затраты не только на транспорте, но и других участников перевозочного процесса.

На рис. 9.1 показан линейный граф перевозочного процесса, отобра­жающий в более простом виде структуру, взаимосвязи и отношения как между компонентами перевозочного комплекса, так и между транспорт­ным комплексом и средой.

На рис. 9.1 обозначено:

w{t)- грузопоток, т;

Wq- объем транспортной продукции, т;

Sпг- себестоимость подготовки груза к перевозке, руб./т;

S- себестоимость транспортирования, руб./т;

Sпр- себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, руб./т;

SK- себестоимость складирования груза, руб./т;

R1- затраты, связанные с увеличением расстояния транспортиро­вания груза, руб.;

R2- затраты из-за несоответствия подвижного состава роду и ха­рактеру перевозимого груза, руб.;

R3- затраты, связанные с повреждением и потерей груза, руб.;

R4 -затраты, связанные с выполнением дополнительных погрузоч­но-разгрузочных работ, руб.;

R5- затраты, связанные с дополнительным хранением груза, руб.;

R6- затраты, связанные с инерционностью перевозочного процес­са, руб.;

R7- затраты, связанные с увеличением себестоимости транспорти­рования, руб.;

R8- затраты, связанные с увеличением себестоимости погрузочно- разгрузочных работ, руб.;

R9- затраты, связанные с увеличением себестоимости подготовки груза к перевозке, руб.;

R10- затраты, связанные с увеличением себестоимости складирова­ния груза, руб.

Значения отдельных дополнительных затрат,воз­никающих при выполнении перевозочного процесса, определяются из уравнений:

где: Ler- планируемое расстояние ездки с грузом, км;

Lегф- фактическое расстояние ездки с грузом, км;

Wq- объем транспортной продукции, т

где: q, γс;VT- планируемые показатели работы;

q', γс, VT' -фактические показатели работы.

где: Z- процент потерь и повреждения груза при транспортировании;

δr- стоимость единицы веса груза, руб./т.

г

где: b- коэффициент, учитывающий дополнительные погрузочно-разгрузочные работы;

Snp- себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, руб./т

где: Sx- себестоимость хранения единицы веса груза в единицу време­ни, руб./т • ч;

Тх- продолжительность хранения, ч;

QПС- количество груза, поступившего на склад за период времениt1t0

QBC- количество груза, вывезенного со склада за период времениt1t0

где: δ - стоимость ущерба, обслуживаемого транспортом предприятия, от несвоевременного получения груза, руб./т.

где: ΔS -увеличение себестоимости транспортирования груза, руб./т.

где: ΔSпр- увеличение себестоимости погрузочно-разгрузочных работ, руб./т.

где: ΔSПГ- увеличение себестоимости подготовки груза к перевозке, руб./т.

где: ΔSX- увеличение себестоимости складирования груза, руб./т.

Если за интервал времени (t1-t0)транспортная продукция соста­вит Wq, тозатраты, связанные с удовлетворениемпотребностей предприятия в перевозке груза,будут равны

Фактические затратыбудут складываться из следующих со­ставляющих:

Наиболее полно общественную полезность перевозок будет отражать коэффициент эффективности перевозочного про­цесса,представляющего собой отношение затрат, связанных с удовле­творением потребностей обслуживаемых транспортом предприятий в пе­ревозке груза к фактическим затратам:

где: Кэп- коэффициент эффективности перевозочного процесса.

Таким образом, затраты, связанные с выполнением перевозочного процесса, являются функцией следующих параметров:величины грузо­потока, себестоимости транспортирования, выполнения погрузочно- разгрузочных работ, выполнения работ по подготовке груза к перевозке и складирования груза, грузоподъемности единицы подвижного состава, коэффициента технической готовности подвижного состава транспортно­го комплекса, расстояния транспортирования, технической скорости под­вижного состава, времени простоя автомобиля под погрузкой и выгруз­кой за ездку, инерционности перевозочного процесса и величины потерь и повреждений груза при перевозке. Каждый из этих параметров сам яв­ляется сложной функцией множества параметров. Например, себестои­мость транспортирования является функцией 5 параметров: коэффициен­та технической готовности подвижного состава, грузоподъемности авто­мобиля, расстояния транспортирования, технической скорости и временем простоя под погрузочно-разгрузочными работами за ездку и т. д.

Перечисленные факторы оказывают неодинаковое влияние на эффек­тивность автомобильных перевозок. Для того, чтобы определить наибо­лее важные факторы и степень их влияния на коэффициент перевозочно­го процесса, необходимо провести анализ влияния условий организации перевозок на эффективность перевозочного процесса.