10.2.2. Расчет управляемого моста
Управляемый мост состоит из балки и поворотных кулаков, шарнирно соединенных с ней при помощи шкворней. Поворотные кулаки, выполненные вместе с цапфами подшипников ступиц колесо и фланцами для крепления опорных дисков или суппортов тормозных механизмов, воспринимают и передают на балку вертикальные, боковые и продольные реакции, действующие в точке контакта колеса с опорной поверхностью, а также реактивные тормозные моменты, возникающие в опорных дисках или суппортах тормозных механизмов, которые передаются на подрессоренную часть через элементы подвески.
У управляемого моста рассчитывают на прочность балку, поворотные кулаки, шкворни и втулки шкворней.
Расчет на прочность балки управляемого моста производится аналогично расчету балки ведущего моста. Расчет выполняют для следующих режимов движения автомобиля: при торможении, заносе и преодолении препятствий.
Расчетную схему составляют, считая, что углы поперечного и продольного наклона шкворня, а также углы установки управляемых колес равны нулю, а оси цапф обоих поворотных кулаков совпадают и располагаются в одной поперечной плоскости с осями шкворней. Балку управляемого моста считают прямой.
В управляемых мостах наиболее ответственным является поворотный узел, который состоит из шкворня и поворотного кулака.
Поворотный кулак рассчитывают для тех же режимов движения автомобиля, что и балку управляемого моста. Опасным сечением в поворотном кулаке является сечение А-А у галтели цапфы кулака, в котором и определяются напряжения. При этом цапфу кулака рассчитывают только на изгиб.
При торможении суммарный вертикальный изгибающий момент определяют по формуле:
. (10.11)
Напряжения изгиба рассчитывают по формуле:
. (10.12)
При заносе тормозная сила = 0.
Напряжения изгиба цапфы поворотных кулаков управляемых колес определяют по формулам:
; (10.13)
, (10.14)
где – плечо изгиба.
При преодолении препятствия напряжения изгиба определяют по формуле:
. (10.15)
Допустимые напряжения изгиба [] = 500 МПа.
Расчет шкворня проводится на тех же нагрузочных режимах, что и расчет поворотного кулака.
Как было указано выше, углами наклона шкворня в поперечной и продольной плоскостях пренебрегают, вследствие их небольших значений, которые не влияют на результаты расчета.
При торможении силы и ,нагружающие соответственно верхний и нижний концы шкворня, возникают под действием нормальной реакции, тормозной силы, реактивной силы и тормозного момента.
Силы, возникающие под действием нормальной реакции, определяют по формуле:
. (10.16)
Силы, возникающие под действием тормозной силы, определяют по формулам:
; (10.17)
. (10.18)
Силы, возникающие под действием реактивной силы, рассчитывают по формулам:
; (10.20)
, (10.21)
где реактивную силу можно определить как
. (10.22)
Силы, возникающие под действием тормозного момента, рассчитывают по формуле:
, (10.23)
где тормозной момент – .
Суммарную силу, действующую на верхний конец шкворня, определяют по формуле:
. (10.24)
Суммарную силу, действующую на нижний конец шкворня, определяют по формуле:
. (10.25)
При заносе на верхний и нижний концы шкворня действуют только поперечные силы.
Силы, действующие на шкворни и возникающие от нормальных реакций, определяют по формулам:
; (10.26)
. (10.27)
Силы, действующие на шкворни и возникающие от поперечных реакций, определяют следующим образом:
на левом шкворне:
, (10.28)
на правом шкворне:
. (10.29)
Тогда суммарные силы на левом шкворне можно определить как:
; (10.30)
. (10.31)
Суммарные силы на правом шкворне:
; (10.32)
. (10.33)
При преодолении препятствия на шкворень действуют силы
. (10.34)
Шкворень на всех нагрузочных режимах рассчитывают на изгиб и срез, а втулки шкворня рассчитывают на смятие.
Напряжения изгиба шкворня определяют по формуле:
, (10.35)
где –диаметр шкворня.
Напряжение среза шкворня рассчитывают по формуле:
. (10.36)
Напряжение смятия втулок шкворня определяют по формуле:
, (10.37)
где – высота втулки шкворня.
При определении напряжений в шкворне и втулках шкворня принимают наибольшие из значений суммарных сил, действующих на шкворень для рассматриваемых режимов движения автомобиля.
Допустимые напряжения – [] = 500 МПа; [] = 100 МПа; [] = 50 МПа.
- Основы конструирования автомобилей
- Введение
- 1. Основы проектирования автомобилей
- 1.1. Свойства автомобилей
- 1.2. Требования, предъявляемые к конструкции автомобилей
- 1.3. Стадии проектирования автомобилей
- 1.3.1. Техническое задание
- Раздел 2 «Технические требования» определяет показатели качества и эксплуатационные характеристики автомобиля с учетом действующих стандартов и норм, в общем случае включает десять подразделов.
- 1.3.2. Эскизный проект
- 1.3.3. Технический проект
- 1.3.4. Рабочая документация
- 1.3.5. Порядок постановки автомобилей на производство
- 2. Нагрузочные и расчетные режимы. Методы расчета
- 2.1. Рабочие процессы агрегатов и систем автомобилей
- 2.2. Эквивалентная динамическая система трансмиссии автомобиля
- 2.3. Методы расчета элементов трансмиссии
- 3. Сцепления
- 3.1. Назначение. Классификация. Требования
- 3.2. Определение основных параметров сцепления
- 3.3. Рабочий процесс сцепления
- 3.4. Расчет на износ. Тепловой расчет
- 3.5. Расчет элементов сцепления
- 3.5.1. Расчет нажимных пружин
- 3.5.2. Расчет нажимного диска
- 3.5.3. Расчет ведомого диска
- 3.5.4. Расчет рычагов выключения
- 3.6. Расчет привода сцепления
- 4. Коробка передач
- 4.1. Назначение. Классификация. Требования
- 4.2. Определение основных параметров механической ступенчатой коробки передач
- 4.3. Расчет зубьев шестерен на прочность и долговечность
- 4.4. Расчет валов
- 4.5. Расчет подшипников
- 4.6. Расчет синхронизатора
- 5. Карданная передача
- 5.1. Назначение. Классификация. Требования
- 5.2. Рабочий процесс карданных шарниров
- 5.2.1. Кинематика карданных шарниров
- 5.2.2. Динамика карданного шарнира неравных угловых скоростей
- 5.3. Расчет элементов карданной передачи
- 5.3.1 Расчет карданной передачи с шарнирами неравных угловых скоростей
- 5.3.2 Расчет карданной передачи с шарнирами равных угловых скоростей
- 6. Главная передача
- 6.1. Назначение. Классификация. Требования
- 6.2. Нагрузки в главных передачах
- 6.3. Расчет шестерен главной передачи на прочность и долговечность
- 6.4. Расчет валов и подшипников главной передачи
- 7. Дифференциал
- 7.1. Назначение. Классификация. Требования
- 7.2. Кинематический анализ дифференциала
- 7.3. Расчет основных элементов дифференциала
- 8. Полуоси
- 8.1. Назначение. Классификация. Требования
- 8.2. Нагрузки, воспринимаемые полуосями
- 8.3. Расчет полуосей
- 9. Несущие системы
- 9.1. Назначение. Классификация. Требования
- 9.2. Расчет рамы автомобиля
- 9.3. Расчет кузова
- 10. Мосты
- 10.1. Назначение. Классификация. Требования
- 10.2. Расчет мостов
- 10.2.1. Расчет ведущего моста
- 10.2.2. Расчет управляемого моста
- 10.2.3. Расчет комбинированного моста
- 11. Подвески
- 11.1. Назначение. Классификация. Требования
- 11.2. Колебания и плавность хода автомобилей
- 11.3. Расчет упругих элементов подвески
- 11.4. Расчет направляющих устройств подвески
- 11.5. Расчет амортизаторов
- 12. Колеса. Шины
- 12.1. Назначение. Классификация. Требования
- 12.2. Расчет подшипников ступиц
- 13. Рулевое управление
- 13.1. Назначение. Классификация. Требования
- 13.2. Определение параметров рулевого управления
- 13.3. Кинематический расчет рулевого привода
- 13.4. Расчет элементов рулевого управления
- 14. Тормозные системы
- 14.1. Назначение. Классификация. Требования
- 14.2. Анализ тормозных механизмов
- 14.3. Расчет тормозных механизмов
- 14.4. Расчет тормозных приводов
- Литература