2.1. Рабочие процессы агрегатов и систем автомобилей
Рабочим процессом называют совокупность физических, физико-химических и других явлений, возникающих в агрегатах и системах автомобиля, их последовательность, причинность и взаимосвязь.
Любую механическую систему (весь автомобиль, либо его агрегаты в отдельности) можно представить в следующем виде (рисунок), где – управляющие параметры, – выходные параметры,– параметры внешней среды;– внутренние параметры системы.
Математическое выражение рабочего процесса системы будет иметь следующий вид:
. (2.1)
Зависимости такого вида можно получить двумя способами:
1. экспериментально-статическим;
2. расчетным.
Экспериментально-статистический способ основан на анализе результатов экспериментальных исследований нагрузочных режимов агрегатов и систем автомобилей в различных условиях эксплуатации и нахождении закономерностей. Такой способ может использоваться также при использовании образцов и моделей агрегатов и систем, однако в этом случае обеспечивается меньшая точность полученных данных.
В основу расчетного способа положено математическое моделирование режимов движения и нагрузок у агрегатов в определенных условиях эксплуатации. С одной стороны это проще и позволяет более полно учесть особенности динамической системы конструируемого автомобиля и вероятные условия эксплуатации; с другой – требует введения допущений упрощений, что также приводит к возникновению погрешностей.
Для описания рабочих процессов агрегатов и систем автомобилей в настоящее время используют следующий аппарат:
методы теоретической и прикладной механики (для расчета простых систем);
методы конечных элементов, начальных параметров, жесткостей и податливости (для расчета сложных систем).
В общем случае любую механическую систему можно представить в виде модели, содержащей массу , податливостьи жесткость:
Таким образом, двухмассовая модель автомобиля при отсутствии инерционной связи между передним и задним мостами будет иметь вид (рисунок), где – подрессоренная масса автомобиля с моментом инерции,– жесткость упругих элементов подвески (рессор),– податливость элементов подвески,– неподрессоренная масса с моментом инерции,– жесткость шин,– податливость шин.
Следовательно, при схематизации, автомобиль в целом и его агрегаты в отдельности, представляются в виде колебательных систем с дискретными параметрами. В системах, приведенных к дискретному виду, все детали заменяются элементами, каждый из которых характеризуется одним из параметров: инерционностью или жесткостью (упругостью можно пренебречь, т.к. в реальных агрегатах автомобиля оно не оказывает существенного влияния).
Инерционными элементами (сосредоточенными массами) считают такие, осевой размер которых не превышает 1,5 ÷ 2 их диаметра (маховик, диски сцепления, зубчатые колеса). Распределенные массы учитывают, приближенно относя их к сосредоточенным, находящихся на концах участков (валы карданной передачи).
Элементы, обладающие только податливостью, в первую очередь имитируют валы, специальные упругие детали и шины, причем вследствие их большой массы и высокой податливости их часто заменяют сосредоточенной массой с присоединенной податливостью.
После дискретизации автомобиль представляют в виде механической колебательной системы, состоящей из множества сосредоточенных масс соединенных безинерционными жесткими звеньями. В этой системе все кинематические связи осуществляемые передачами различных видов. В процессе колебаний инерционные элементы системы обладают только кинематической энергией, жесткие – только потенциальной.
- Основы конструирования автомобилей
- Введение
- 1. Основы проектирования автомобилей
- 1.1. Свойства автомобилей
- 1.2. Требования, предъявляемые к конструкции автомобилей
- 1.3. Стадии проектирования автомобилей
- 1.3.1. Техническое задание
- Раздел 2 «Технические требования» определяет показатели качества и эксплуатационные характеристики автомобиля с учетом действующих стандартов и норм, в общем случае включает десять подразделов.
- 1.3.2. Эскизный проект
- 1.3.3. Технический проект
- 1.3.4. Рабочая документация
- 1.3.5. Порядок постановки автомобилей на производство
- 2. Нагрузочные и расчетные режимы. Методы расчета
- 2.1. Рабочие процессы агрегатов и систем автомобилей
- 2.2. Эквивалентная динамическая система трансмиссии автомобиля
- 2.3. Методы расчета элементов трансмиссии
- 3. Сцепления
- 3.1. Назначение. Классификация. Требования
- 3.2. Определение основных параметров сцепления
- 3.3. Рабочий процесс сцепления
- 3.4. Расчет на износ. Тепловой расчет
- 3.5. Расчет элементов сцепления
- 3.5.1. Расчет нажимных пружин
- 3.5.2. Расчет нажимного диска
- 3.5.3. Расчет ведомого диска
- 3.5.4. Расчет рычагов выключения
- 3.6. Расчет привода сцепления
- 4. Коробка передач
- 4.1. Назначение. Классификация. Требования
- 4.2. Определение основных параметров механической ступенчатой коробки передач
- 4.3. Расчет зубьев шестерен на прочность и долговечность
- 4.4. Расчет валов
- 4.5. Расчет подшипников
- 4.6. Расчет синхронизатора
- 5. Карданная передача
- 5.1. Назначение. Классификация. Требования
- 5.2. Рабочий процесс карданных шарниров
- 5.2.1. Кинематика карданных шарниров
- 5.2.2. Динамика карданного шарнира неравных угловых скоростей
- 5.3. Расчет элементов карданной передачи
- 5.3.1 Расчет карданной передачи с шарнирами неравных угловых скоростей
- 5.3.2 Расчет карданной передачи с шарнирами равных угловых скоростей
- 6. Главная передача
- 6.1. Назначение. Классификация. Требования
- 6.2. Нагрузки в главных передачах
- 6.3. Расчет шестерен главной передачи на прочность и долговечность
- 6.4. Расчет валов и подшипников главной передачи
- 7. Дифференциал
- 7.1. Назначение. Классификация. Требования
- 7.2. Кинематический анализ дифференциала
- 7.3. Расчет основных элементов дифференциала
- 8. Полуоси
- 8.1. Назначение. Классификация. Требования
- 8.2. Нагрузки, воспринимаемые полуосями
- 8.3. Расчет полуосей
- 9. Несущие системы
- 9.1. Назначение. Классификация. Требования
- 9.2. Расчет рамы автомобиля
- 9.3. Расчет кузова
- 10. Мосты
- 10.1. Назначение. Классификация. Требования
- 10.2. Расчет мостов
- 10.2.1. Расчет ведущего моста
- 10.2.2. Расчет управляемого моста
- 10.2.3. Расчет комбинированного моста
- 11. Подвески
- 11.1. Назначение. Классификация. Требования
- 11.2. Колебания и плавность хода автомобилей
- 11.3. Расчет упругих элементов подвески
- 11.4. Расчет направляющих устройств подвески
- 11.5. Расчет амортизаторов
- 12. Колеса. Шины
- 12.1. Назначение. Классификация. Требования
- 12.2. Расчет подшипников ступиц
- 13. Рулевое управление
- 13.1. Назначение. Классификация. Требования
- 13.2. Определение параметров рулевого управления
- 13.3. Кинематический расчет рулевого привода
- 13.4. Расчет элементов рулевого управления
- 14. Тормозные системы
- 14.1. Назначение. Классификация. Требования
- 14.2. Анализ тормозных механизмов
- 14.3. Расчет тормозных механизмов
- 14.4. Расчет тормозных приводов
- Литература