1.3.3. Технический проект
При разработке технического проекта, выполняемого на основе технического задания и эскизного проекта, принимают окончательные технические решения, позволяющие получить полное представление о компоновке автомобиля и конструктивном решении его отдельных узлов и агрегатов.
Целью разрабатываемого технического проекта является также тщательный анализ соответствия проектируемого автомобиля техническому заданию.
На стадии технического проекта решают следующие основные задачи:
Разрабатывают конструктивные решения для всех основных узлов автомобиля. При этом уточняют технические характеристики узлов, их габаритные размеры и массу.
Проверяют возможность компоновки, т.е. размещения узлов на автомобиле.
Принимают решения по конструктивному исполнению приводов управления узлами и агрегатами (двигателем, сцеплением, коробкой передач, тормозами и др.).
Уточняют решение рабочего места водителя, расположение сидений, педалей, рычагов управления, приборов.
Разрабатывают принципиальные схемы систем автомобилей (тормозной, электрооборудования и др.), определяют наиболее рациональное расположение элементов этих систем на автомобиле с целью упорядочения коммуникаций, связывающих отдельные узлы систем.
Уточняют массу автомобиля, распределение нагрузки по мостам. При необходимости корректируют базу автомобиля, расположение на ней узлов и агрегатов.
Если не представляется возможным найти оптимальное решение конструкции узла или агрегата, его привода или расположения, соответствующее решение принимают на основании результатов испытаний изделий сравниваемых вариантов.
При выполнении технического проекта производят более подробные, чем в эскизном проекте, расчеты, подтверждающие обеспеченность показателей надежности и других технико-экономических показателей, установленных техническим заданием. На этой стадии разработки автомобиль оценивают в отношении его соответствия требованиям эргономики и технической эстетики. Эргономическая оценка должна характеризовать степень рациональности конструкции автомобиля с точки зрения требований научной организации труда водителя. Эстетические качества автомобиля анализируются на основе результатов его художественно-конструкторской проработки.
Одновременно анализируют и указывают виды транспортных средств (типы вагонов, платформ, палубы или трюмы судов), необходимость и способы крепления автомобилей при их транспортировании.
При разработке технического проекта оценивают эксплуатационную технологичность автомобиля (периодичность, удельную трудоемкость технических обслуживаний и текущих ремонтов) по сравнению с находящимися в производстве и эксплуатации автомобилями аналогичных моделей на основе сопоставления конструктивных решений, связанных с выполнением наиболее трудоемких видов работ при техническом обслуживании (крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и др.).
Уровень стандартизации и унификации, патентная чистота и конкурентоспособность автомобиля, номенклатура изделий, поставляемых предприятиями-смежниками, новых материалов, требования к ним должны быть проверены и при необходимости уточнены по сравнению с данными, ранее принятыми в эскизном проекте.
Особое внимание уделяется анализу технического уровня и качества автомобиля. Технический уровень автомобиля оценивают в сравнении с аналогичными лучшими отечественными и зарубежными образцами, близкими по классу (той же колесной формулы, примерно такой же грузоподъемности или полной массы, одинакового назначения). Сравнение ведут по абсолютным или удельным значениям сопоставляемых параметров.
Технический проект должен содержать комплект чертежей общего вида автомобиля, его основных модификаций (при разработке семейства автомобилей) и основных узлов и агрегатов, подлежащих разработке.
В пояснительной записке приводится, кроме сведений, имеющихся в эскизном проекте, еще и перечень прицепов или полуприцепов, агрегатируемых с автомобилем. Для самосвалов указывают тип экскаватора и вместимость его ковша. Обязательно указывается перечень невыполненных требований технического задания и эскизного проекта с обоснованием причин допущенных отступлений, а также предложения по уточнению (при необходимости) технического задания и эскизного проекта.
- Основы конструирования автомобилей
- Введение
- 1. Основы проектирования автомобилей
- 1.1. Свойства автомобилей
- 1.2. Требования, предъявляемые к конструкции автомобилей
- 1.3. Стадии проектирования автомобилей
- 1.3.1. Техническое задание
- Раздел 2 «Технические требования» определяет показатели качества и эксплуатационные характеристики автомобиля с учетом действующих стандартов и норм, в общем случае включает десять подразделов.
- 1.3.2. Эскизный проект
- 1.3.3. Технический проект
- 1.3.4. Рабочая документация
- 1.3.5. Порядок постановки автомобилей на производство
- 2. Нагрузочные и расчетные режимы. Методы расчета
- 2.1. Рабочие процессы агрегатов и систем автомобилей
- 2.2. Эквивалентная динамическая система трансмиссии автомобиля
- 2.3. Методы расчета элементов трансмиссии
- 3. Сцепления
- 3.1. Назначение. Классификация. Требования
- 3.2. Определение основных параметров сцепления
- 3.3. Рабочий процесс сцепления
- 3.4. Расчет на износ. Тепловой расчет
- 3.5. Расчет элементов сцепления
- 3.5.1. Расчет нажимных пружин
- 3.5.2. Расчет нажимного диска
- 3.5.3. Расчет ведомого диска
- 3.5.4. Расчет рычагов выключения
- 3.6. Расчет привода сцепления
- 4. Коробка передач
- 4.1. Назначение. Классификация. Требования
- 4.2. Определение основных параметров механической ступенчатой коробки передач
- 4.3. Расчет зубьев шестерен на прочность и долговечность
- 4.4. Расчет валов
- 4.5. Расчет подшипников
- 4.6. Расчет синхронизатора
- 5. Карданная передача
- 5.1. Назначение. Классификация. Требования
- 5.2. Рабочий процесс карданных шарниров
- 5.2.1. Кинематика карданных шарниров
- 5.2.2. Динамика карданного шарнира неравных угловых скоростей
- 5.3. Расчет элементов карданной передачи
- 5.3.1 Расчет карданной передачи с шарнирами неравных угловых скоростей
- 5.3.2 Расчет карданной передачи с шарнирами равных угловых скоростей
- 6. Главная передача
- 6.1. Назначение. Классификация. Требования
- 6.2. Нагрузки в главных передачах
- 6.3. Расчет шестерен главной передачи на прочность и долговечность
- 6.4. Расчет валов и подшипников главной передачи
- 7. Дифференциал
- 7.1. Назначение. Классификация. Требования
- 7.2. Кинематический анализ дифференциала
- 7.3. Расчет основных элементов дифференциала
- 8. Полуоси
- 8.1. Назначение. Классификация. Требования
- 8.2. Нагрузки, воспринимаемые полуосями
- 8.3. Расчет полуосей
- 9. Несущие системы
- 9.1. Назначение. Классификация. Требования
- 9.2. Расчет рамы автомобиля
- 9.3. Расчет кузова
- 10. Мосты
- 10.1. Назначение. Классификация. Требования
- 10.2. Расчет мостов
- 10.2.1. Расчет ведущего моста
- 10.2.2. Расчет управляемого моста
- 10.2.3. Расчет комбинированного моста
- 11. Подвески
- 11.1. Назначение. Классификация. Требования
- 11.2. Колебания и плавность хода автомобилей
- 11.3. Расчет упругих элементов подвески
- 11.4. Расчет направляющих устройств подвески
- 11.5. Расчет амортизаторов
- 12. Колеса. Шины
- 12.1. Назначение. Классификация. Требования
- 12.2. Расчет подшипников ступиц
- 13. Рулевое управление
- 13.1. Назначение. Классификация. Требования
- 13.2. Определение параметров рулевого управления
- 13.3. Кинематический расчет рулевого привода
- 13.4. Расчет элементов рулевого управления
- 14. Тормозные системы
- 14.1. Назначение. Классификация. Требования
- 14.2. Анализ тормозных механизмов
- 14.3. Расчет тормозных механизмов
- 14.4. Расчет тормозных приводов
- Литература