logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Основы конструирования_13

1.3.3. Технический проект

При разработке технического про­екта, выполняемого на основе техни­ческого задания и эскизного проекта, принимают окончательные технические решения, позволяющие получить пол­ное представление о компоновке авто­мобиля и конструктивном решении его отдельных узлов и агрегатов.

Целью разрабатываемого техниче­ского проекта является также тща­тельный анализ соответствия проекти­руемого автомобиля техническому за­данию.

На стадии технического проекта решают следующие основные задачи:

  1. Разрабатывают конструктивные решения для всех основных узлов ав­томобиля. При этом уточняют техни­ческие характеристики узлов, их габа­ритные размеры и массу.

  2. Проверяют возможность компо­новки, т.е. размещения узлов на авто­мобиле.

  3. Принимают решения по кон­структивному исполнению приводов управления узлами и агрегатами (дви­гателем, сцеплением, коробкой пере­дач, тормозами и др.).

  4. Уточняют решение рабочего места водителя, расположение сидений, педалей, рычагов управления, прибо­ров.

  5. Разрабатывают принципиальные схемы систем автомобилей (тормозной, электрооборудования и др.), определя­ют наиболее рациональное расположе­ние элементов этих систем на автомо­биле с целью упорядочения коммуни­каций, связывающих отдельные узлы систем.

  6. Уточняют массу автомобиля, рас­пределение нагрузки по мостам. При необходимости корректируют базу автомобиля, расположение на ней узлов и агрегатов.

Если не представляется возможным найти оптимальное решение конструк­ции узла или агрегата, его привода или расположения, соответствующее реше­ние принимают на основании резуль­татов испытаний изделий сравнивае­мых вариантов.

При выполнении технического про­екта производят более подробные, чем в эскизном проекте, расчеты, подтвер­ждающие обеспеченность показателей надежности и других технико-экономи­ческих показателей, установленных техническим заданием. На этой стадии разработки автомобиль оценивают в отношении его соответствия требова­ниям эргономики и технической эсте­тики. Эргономическая оценка должна характеризовать степень рациональности конструкции автомобиля с точ­ки зрения требований научной органи­зации труда водителя. Эстетические качества автомобиля анализируются на основе результатов его художествен­но-конструкторской проработки.

Одновременно анализируют и ука­зывают виды транспортных средств (типы вагонов, платформ, палубы или трюмы судов), необходимость и спосо­бы крепления автомобилей при их транспортировании.

При разработке технического про­екта оценивают эксплуатационную тех­нологичность автомобиля (периодич­ность, удельную трудоемкость техни­ческих обслуживаний и текущих ре­монтов) по сравнению с находящимися в производстве и эксплуатации авто­мобилями аналогичных моделей на основе сопоставления конструктивных решений, связанных с выполнением наиболее трудоемких видов работ при техническом обслуживании (крепеж­ных, регулировочных, смазочных, элек­тротехнических и др.).

Уровень стандартизации и унифи­кации, патентная чистота и конкурен­тоспособность автомобиля, номенкла­тура изделий, поставляемых предприятиями-смежниками, новых материалов, требования к ним должны быть прове­рены и при необходимости уточнены по сравнению с данными, ранее при­нятыми в эскизном проекте.

Особое внимание уделяется анали­зу технического уровня и качества автомобиля. Технический уровень автомобиля оценивают в сравнении с аналогичны­ми лучшими отечественными и зару­бежными образцами, близкими по классу (той же колесной формулы, примерно такой же грузоподъемности или полной массы, одинакового назна­чения). Сравнение ведут по абсолют­ным или удельным значениям сопостав­ляемых параметров.

Технический проект должен содер­жать комплект чертежей общего вида автомобиля, его основных модифика­ций (при разработке семейства авто­мобилей) и основных узлов и агрега­тов, подлежащих разработке.

В пояснительной записке приво­дится, кроме сведений, имеющихся в эскизном проекте, еще и перечень при­цепов или полуприцепов, агрегатируемых с автомобилем. Для самосвалов указывают тип экскаватора и вмести­мость его ковша. Обязательно указы­вается перечень невыполненных требо­ваний технического задания и эскизно­го проекта с обоснованием причин допущенных отступлений, а также предложения по уточнению (при необ­ходимости) технического задания и эскизного проекта.