logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Основы конструирования_13

10.1. Назначение. Классификация. Требования

Мостом называется узел автомобиля, соединяющий колеса одной оси между собой и через подвеску с несущей системой.

Мост воспри­нимает от колес силы и реактивные моменты, возникающие в резуль­тате взаимодействия колес с дорогой, и передает их подрессоренной части.

Функционально мосты подразделяют на ведущие, управляемые, управляемые ведущие (комбинированные) и поддерживающие.

Ведущим называется мост с ведущими колесами, к которым подводится крутящий момент от двигателя. На автомобилях веду­щими мостами могут быть только передний, только задний, а также средний и задний или одновременно все мосты. Наиболь­шее распространение получили задние ведущие мосты на автомо­билях ограниченной проходимости с колесной формулой 42, предназначенные для эксплуатации на дорогах с твердым покры­тием и сухих грунтовых дорогах.

Управляемым называется мост с ведомыми управляемыми ко­лесами, к которым не подводится крутящий момент двигателя. Управляемыми на большинстве автомобилей являются передние мосты.

Комбинированным называется мост с ведущими и управляемы­ми одновременно колесами. Комбинированные мосты применя­ются в качестве передних мостов в переднеприводных легковых автомобилях, в полноприводных автомобилях повышенной проходимости и на автомобилях высокой проходимости, предназначенных для эксплуатации в тяжелых до­рожных условиях.

Поддерживающим называется мост с ведомыми колесами, ко­торые не являются ни ведущими, ни управляемыми. Наибольшее применение поддерживающие мосты получили на прицепах и полуприцепах. Они применяются также на многоосных грузовых автомобилях и в качестве задних мостов на переднеприводных легковых автомобилях.

К автомобильным мостам предъявляют­ся следующие основные требования: ми­нимальная масса, наименьшие габаритные размеры и оптимальная жесткость.

В наиболее распространенных неразрез­ных мостах грузовых автомобилей мас­са моста не подрессорена и поэтому она должна быть наименьшей.

Требования уменьшения размеров обусловлены необ­ходимостью обеспечения заданного значе­ния дорожного просвета, высоты пола и положения центра масс автомобиля.

Оптимальная жесткость моста опреде­ляет жесткость системы управления и положение колес, нагруженность элемен­тов главной передачи и полуосей.