logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Основы конструирования_13

1.3.2. Эскизный проект

Для определения основных пара­метров и размеров автомобиля, его эстетических и эргономических пока­зателей, необходимых при разработке технического задания, требуется вы­полнение эскизного проекта. На ста­дии эскизного проекта должны быть определены принципиальные конструк­тивные решения разрабатываемых мо­делей автомобилей (или их семейства).

На стадии эскизного проектирова­ния решаются следующие основные задачи:

  1. Выбор наиболее рационального размещения основных узлов и агрега­тов, рабочего места водителя и грузо­вой платформы. При этом прорабаты­вается несколько вариантов решений.

  2. Проведение предварительного анализа возможности удовлетворения требований технического задания в за­висимости от назначения автомобиля, условий его эксплуатации, нагрузоч­ных и габаритных ограничений, а так­же требований нормативно-техниче­ской документации.

  3. Принятие технических решений, направленных на обеспечение показа­телей надежности, установленных тех­ническим заданием.

  4. Оценка автомобиля в отношении его соответствия требованиям эргоно­мики и технической эстетики, для чего требуется изготовление макетов не­скольких вариантов автомобиля. Ино­гда ограничиваются изготовлением по­садочного макета, на котором воспро­изводится рабочее место водителя, оборудованное всеми органами управ­ления.

  5. Разработка технических требова­ний к узлам и агрегатам, которые должны быть изготовлены специализи­рованными предприятиями (например, к силовым агрегатам, тормозной аппа­ратуре и др.), а также к новым мате­риалам (например, легким сплавам, пластмассам и др.), применение кото­рых вызвано необходимостью сниже­ния массы автомобиля.

  6. Решение о целесообразности узловой и детальной унификации авто­мобилей внутри семейства при парал­лельном эскизном проектировании ба­зовой модели и ее модификаций.

Основной частью эскизного проек­та автомобиля является чертеж его общего вида. Для определения габа­ритных размеров автомобиля, типа его компоновки и предварительного ана­лиза его массы необходимо иметь хотя бы предварительные габаритные и присоединительные размеры силового агрегата (двигателя, сцепления и ко­робки передач) и ведущих мостов. По этим данным на чертеже общего вида указывают установочные размеры основных узлов и агрегатов относи­тельно мостов автомобиля и верхней полки лонжерона рамы. Изменяя по­ложение агрегатов на раме автомоби­ля на основе анализа конструкций автомобилей-аналогов и требований к этим агрегатам и сопряженным узлам (например, обеспечение оптимальных углов наклона карданных валов), уста­навливают базу автомобиля.

Одновременно проводят предвари­тельный анализ массы основных агре­гатов и узлов, конечной целью которо­го является определение нагрузки на мосты. При этом прорабатывают так­же варианты расположения запасного колеса, аккумуляторных батарей, топ­ливных баков. Особое внимание уделя­ют удобному расположению водителя и органов управления.

На чертеже общего вида прораба­тывают и указывают зазоры между подрессоренными и неподрессоренными частями, углы установки кардан­ных валов, дорожные просветы. Раз­меры по высоте, изменяющиеся при загрузке автомобиля, указывают для двух его состояний: без нагрузки и с нагрузкой. При компоновке автомоби­ля с опрокидывающейся кабиной на эскизном чертеже общего вида авто­мобиля изображают кабину в транс­портном и опрокинутом положении, наносят размеры, определяющие угол опрокидывания кабины и ее габарит­ную высоту от уровня опорной поверх­ности для обоих положений.

К эскизному проекту составляется пояснительная записка. В приложении в пояснительной за­писке помещают копию технического задания, перечень работ, которые сле­дует провести на последующей стадии разработки автомобиля, список лите­ратуры и материалов, использованных при разработке эскизного проекта.