1.3.2. Эскизный проект
Для определения основных параметров и размеров автомобиля, его эстетических и эргономических показателей, необходимых при разработке технического задания, требуется выполнение эскизного проекта. На стадии эскизного проекта должны быть определены принципиальные конструктивные решения разрабатываемых моделей автомобилей (или их семейства).
На стадии эскизного проектирования решаются следующие основные задачи:
Выбор наиболее рационального размещения основных узлов и агрегатов, рабочего места водителя и грузовой платформы. При этом прорабатывается несколько вариантов решений.
Проведение предварительного анализа возможности удовлетворения требований технического задания в зависимости от назначения автомобиля, условий его эксплуатации, нагрузочных и габаритных ограничений, а также требований нормативно-технической документации.
Принятие технических решений, направленных на обеспечение показателей надежности, установленных техническим заданием.
Оценка автомобиля в отношении его соответствия требованиям эргономики и технической эстетики, для чего требуется изготовление макетов нескольких вариантов автомобиля. Иногда ограничиваются изготовлением посадочного макета, на котором воспроизводится рабочее место водителя, оборудованное всеми органами управления.
Разработка технических требований к узлам и агрегатам, которые должны быть изготовлены специализированными предприятиями (например, к силовым агрегатам, тормозной аппаратуре и др.), а также к новым материалам (например, легким сплавам, пластмассам и др.), применение которых вызвано необходимостью снижения массы автомобиля.
Решение о целесообразности узловой и детальной унификации автомобилей внутри семейства при параллельном эскизном проектировании базовой модели и ее модификаций.
Основной частью эскизного проекта автомобиля является чертеж его общего вида. Для определения габаритных размеров автомобиля, типа его компоновки и предварительного анализа его массы необходимо иметь хотя бы предварительные габаритные и присоединительные размеры силового агрегата (двигателя, сцепления и коробки передач) и ведущих мостов. По этим данным на чертеже общего вида указывают установочные размеры основных узлов и агрегатов относительно мостов автомобиля и верхней полки лонжерона рамы. Изменяя положение агрегатов на раме автомобиля на основе анализа конструкций автомобилей-аналогов и требований к этим агрегатам и сопряженным узлам (например, обеспечение оптимальных углов наклона карданных валов), устанавливают базу автомобиля.
Одновременно проводят предварительный анализ массы основных агрегатов и узлов, конечной целью которого является определение нагрузки на мосты. При этом прорабатывают также варианты расположения запасного колеса, аккумуляторных батарей, топливных баков. Особое внимание уделяют удобному расположению водителя и органов управления.
На чертеже общего вида прорабатывают и указывают зазоры между подрессоренными и неподрессоренными частями, углы установки карданных валов, дорожные просветы. Размеры по высоте, изменяющиеся при загрузке автомобиля, указывают для двух его состояний: без нагрузки и с нагрузкой. При компоновке автомобиля с опрокидывающейся кабиной на эскизном чертеже общего вида автомобиля изображают кабину в транспортном и опрокинутом положении, наносят размеры, определяющие угол опрокидывания кабины и ее габаритную высоту от уровня опорной поверхности для обоих положений.
К эскизному проекту составляется пояснительная записка. В приложении в пояснительной записке помещают копию технического задания, перечень работ, которые следует провести на последующей стадии разработки автомобиля, список литературы и материалов, использованных при разработке эскизного проекта.
- Основы конструирования автомобилей
- Введение
- 1. Основы проектирования автомобилей
- 1.1. Свойства автомобилей
- 1.2. Требования, предъявляемые к конструкции автомобилей
- 1.3. Стадии проектирования автомобилей
- 1.3.1. Техническое задание
- Раздел 2 «Технические требования» определяет показатели качества и эксплуатационные характеристики автомобиля с учетом действующих стандартов и норм, в общем случае включает десять подразделов.
- 1.3.2. Эскизный проект
- 1.3.3. Технический проект
- 1.3.4. Рабочая документация
- 1.3.5. Порядок постановки автомобилей на производство
- 2. Нагрузочные и расчетные режимы. Методы расчета
- 2.1. Рабочие процессы агрегатов и систем автомобилей
- 2.2. Эквивалентная динамическая система трансмиссии автомобиля
- 2.3. Методы расчета элементов трансмиссии
- 3. Сцепления
- 3.1. Назначение. Классификация. Требования
- 3.2. Определение основных параметров сцепления
- 3.3. Рабочий процесс сцепления
- 3.4. Расчет на износ. Тепловой расчет
- 3.5. Расчет элементов сцепления
- 3.5.1. Расчет нажимных пружин
- 3.5.2. Расчет нажимного диска
- 3.5.3. Расчет ведомого диска
- 3.5.4. Расчет рычагов выключения
- 3.6. Расчет привода сцепления
- 4. Коробка передач
- 4.1. Назначение. Классификация. Требования
- 4.2. Определение основных параметров механической ступенчатой коробки передач
- 4.3. Расчет зубьев шестерен на прочность и долговечность
- 4.4. Расчет валов
- 4.5. Расчет подшипников
- 4.6. Расчет синхронизатора
- 5. Карданная передача
- 5.1. Назначение. Классификация. Требования
- 5.2. Рабочий процесс карданных шарниров
- 5.2.1. Кинематика карданных шарниров
- 5.2.2. Динамика карданного шарнира неравных угловых скоростей
- 5.3. Расчет элементов карданной передачи
- 5.3.1 Расчет карданной передачи с шарнирами неравных угловых скоростей
- 5.3.2 Расчет карданной передачи с шарнирами равных угловых скоростей
- 6. Главная передача
- 6.1. Назначение. Классификация. Требования
- 6.2. Нагрузки в главных передачах
- 6.3. Расчет шестерен главной передачи на прочность и долговечность
- 6.4. Расчет валов и подшипников главной передачи
- 7. Дифференциал
- 7.1. Назначение. Классификация. Требования
- 7.2. Кинематический анализ дифференциала
- 7.3. Расчет основных элементов дифференциала
- 8. Полуоси
- 8.1. Назначение. Классификация. Требования
- 8.2. Нагрузки, воспринимаемые полуосями
- 8.3. Расчет полуосей
- 9. Несущие системы
- 9.1. Назначение. Классификация. Требования
- 9.2. Расчет рамы автомобиля
- 9.3. Расчет кузова
- 10. Мосты
- 10.1. Назначение. Классификация. Требования
- 10.2. Расчет мостов
- 10.2.1. Расчет ведущего моста
- 10.2.2. Расчет управляемого моста
- 10.2.3. Расчет комбинированного моста
- 11. Подвески
- 11.1. Назначение. Классификация. Требования
- 11.2. Колебания и плавность хода автомобилей
- 11.3. Расчет упругих элементов подвески
- 11.4. Расчет направляющих устройств подвески
- 11.5. Расчет амортизаторов
- 12. Колеса. Шины
- 12.1. Назначение. Классификация. Требования
- 12.2. Расчет подшипников ступиц
- 13. Рулевое управление
- 13.1. Назначение. Классификация. Требования
- 13.2. Определение параметров рулевого управления
- 13.3. Кинематический расчет рулевого привода
- 13.4. Расчет элементов рулевого управления
- 14. Тормозные системы
- 14.1. Назначение. Классификация. Требования
- 14.2. Анализ тормозных механизмов
- 14.3. Расчет тормозных механизмов
- 14.4. Расчет тормозных приводов
- Литература