logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Основы конструирования_13

1.2. Требования, предъявляемые к конструкции автомобилей

Процесс конструирования автомо­биля – это поиск компромиссных ре­шений для удовлетворения постоянно возрастающих и часто противоречивых требований. Так, для повышения без­отказности и долговечности узлов и агрегатов автомобиля в ряде случаев требуется увеличивать их массу, что ведет к повышению стоимости конст­рукции и расхода материала; при введе­нии автоматической трансмиссии об­легчается управление автомобилем, но усложняется его производство и повы­шается стоимость и т.д.

Поэтому важ­но определить для каждого типа авто­мобиля, исходя из его назначения, основные требования, которые необхо­димо удовлетворить даже за счет сни­жения некоторых качественных харак­теристик. При этом наиболее рациональ­ные значения параметров можно установить только путем ком­плексного технико-экономического ана­лиза, при котором совместно рассмат­риваются конструктивные и эксплуа­тационные свойства автомобиля.

К конструкции автомобиля предъявляется целый ряд требова­ний. К ним относятся эксплуатационные, производственные, социальные (в т.ч. потребительские), законодательные требования и требования конкурентоспособности.

Эксплуатационные требования – высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная экономичность, хорошие управ­ляемость, маневренность, устойчивость, плавность хода, прохо­димость, недостаточная поворачиваемость, надежность, техно­логичность обслуживания и ремонта, минимальная себестоимость транспортных работ. Эксплуатационные требования во многом зависят от условий эксплуатации, т.е. на каких дорогах, в каких климатических зонах будет работать автомобиль, а также какие грузы и каких пассажиров предусматривается перевозить.

Производственные требования – соответствие конструкции ав­томобиля технологическим возможностям завода-изготовителя, а также минимальные расход материалов, трудоемкость и себе­стоимость при производстве.

Социальные и законодательные требования – безопасность и комфортабельность, легкость управления, небольшая стоимость автомо­биля и его эксплуатации, безотказность и ремонтопригодность.

При проектировании автомобиля к его системам, агрегатам и механизмам дополнительно предъявляются общие и специальные требования.

Общими требованиями ко всем системам, агрегатам и механиз­мам являются следующие: минимальные размеры и масса, про­стота конструкции и обслуживания, технологичность, ремонто­пригодность и низкий уровень шума.

Специальные требования предъявляются дополнительно к каж­дой системе, каждому агрегату и механизму с учетом их назначе­ния, особенностей конструкции и рабочих процессов.

Все перечисленные требования не могут быть удовлетворены полностью, поскольку входят в противоречие как между собой, так и с требованиями снижения стоимости, по­этому процесс конструирования автомобиля основан на принятии компромис­сных решений, обеспечивающих опти­мальное на момент разработки сочетание различных свойств, совокупность которых определяет качество автомобиля.